Хоровое пение, как средство развития и воспитания творческого восприятия музыки


Хоровое пение, как средство развития и воспитания творческого восприятия музыки.(доклад учителя хорового пения Кулешовой Ю.В.)
Известный русский педагог К.Д. Ушинский сказал: «Какое могучее педагогическое средство - хоровое пение ...»
В песне, а особенно в хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу».
Хор - это творческий коллектив в нем пробуждается способность к коллективному музицированию.
В отличие от урока игры на фортепиано где учащийся, образно говоря, находится скажем, наедине с Бахом или другим композитором, на занятиях хора исполнение объединяет участников и друг с другом и со слушателями. Здесь успех зависит как от каждого в отдельности, так и от коллектива в целом.
Традиции хорового пения, как воспитательной силы уходят далеко в прошлое и уже к 15 в. оно достигает высокого уровня.
Хоровое пение является наиболее активной, действенной и доступной формой музыкального обучения. В процессе хорового исполнения развиваются не только музыкальные способности, такие как: слух, память, чувство ритма, но способности и свойства, имеющие значение в общем развитии личности ребенка: воображение, творческая активность, целеустремленность и как говорилось выше взаимовыручка.
Кроме того хоровое пение содействует овладению культурной речи, выработке четкого, выразительного произношения, т.к. отличительной чертой этого искусства является соединение музыки и слова. Не что иное, как слово-носитель смыслового начала помогает глубже проникнуть в содержание произведения.
(Пример: «Пение птиц» М.Саара, «Попутная песня» М.Глинки). Значение хорового пения в общем процессе музыкального обучения и воспитания заключается еще и в том, что оно концентрирует в себе все формы работы на уроке.
С одной стороны учащиеся получают новые умения и навыки: это исполнение песен, знакомство или знание музыкальной грамоты, пение сольфеджио. С другой стороны творческий процесс, когда восприятие музыки идет через импровизацию, игру на простых музыкальных инструментах, особенно в младших классах маршировка, двигательная активность, хлопки в ладоши, шутки, подражание каким-то определенным природным звукам. Как в младших так и в старших классах использование исполнительских красок, вызывает большой интерес у исполнителей, пение запева одной группой хора, припева
другой, чередование пения солиста и хора, наконец, просто выбор солиста, или группы. Это волнующий момент, каждый в тайне надеется, что выберут именно его, ну и конечно счастлив, когда ему доверяют такое ответственное дело.
Дети приходят в хор не только учиться, но и получать эстетическое наслаждение от всего творческого процесса: от знакомства с новыми произведениями, исполнения их, общения с руководителем хора, со своими, сверстниками.
Это происходит не только с детьми, но и со взрослыми, например занятия пожилых людей в хоре ветеранов.
С первых минут общения, они изменяются, становятся более общительными, моложе своих лет, постоянно звучат шутки и смех.
В работе с малышами следует учитывать то, что им трудно усидеть долгое время на месте, поэтому необходима частая смена заданий, песен, упражнений, это будет их активизировать и способствовать развитию музыкальных способностей.
Если с младшего возраста дети постепенно усвоили необходимые вокально-хоровые навыки, то в старших классах можно достигнуть более значительных результатов в области развития музыкальных способностей, вокальных данных, расширения навыков многоголосного пения, совершенствования исполнительских навыков.
В старших классах чувство коллективизма проявляется особенно остро, когда приходят новички, им трудно сложно сразу принять все и здесь должна действовать заповедь «Научился сам - научи товарища».
Главным должно оставаться общий накал творчества, высокой ответственности за весь хор, человечности в отношениях между собой так, чтобы каждый себя чувствовал комфортно.
Главным наставником, формирующим духовный облик ребенка - это дирижер- хормейстер.
В умении организовать грамотно занятие, создание творческой активности, заинтересованности, непринужденности, начиная с распевки, причем импровизация самого педагога должна быть не меньше, чем импровизация детей. (Приветствие «опера», сказка, речевой тренинг).
Речевой тренинг«Колдуны»
Добрый или злой. Набор согласных совместно с гласной, любое слово трудно произносимое.
Раздуваем огонь (КПТКА, КИТА, ПТКА, КРСЛМ и т.д.) активно, страстно.
Залить воду (мягко, легко).
Бросать в котел снадобья (различные действия с различной манерой произношения).
А вот как дети придумали сами свой текст на этот тренинг.
УПКТ - па
УПКТ - по
УПКТ - пэУруль, моруль, форуль.
Уль, идя, ульх - 2 раза
Альх, ульх, ильх - 2 раза
Эх, туды, уды, люры - 2 раза
Сюды, уды
Учитывая возрастные особенности детей должно быть чувство меры при выполнении как художественных, так и технических задач, чувство меры во всем, особенно это касается при выборе репертуара, важна его художественная ценность, направленность, содержательность, это должно быть исполнение и изучение лучших образцов вокально - хорового творчества русских и зарубежных композиторов- классиков, современных композиторов, народных песен. Прослушивание записей, анализ услышанного, краткие беседы о композиторе, стиле, эпохе все это будет способствовать как расширению музыкального развития, так и творческого восприятия той или иной музыки.
Итак в заключении можно сказать, что сущность «сотворчества» в процессе хорового исполнения развивается под воздействием трех факторов: это коллектив, как формирующая среда в процессе исполнительства, дирижер- хормейстер - главный наставник, формирующий духовный облик подростка и репертуар, его художественность, направленность, содержательность.
Главное здесь следует помнить, важно при выборе репертуара, и не только, не завышать возможности коллектива.
В умении интересно, убедительно в соответствии с авторским замыслом раскрыть в исполнении идейно- художественное содержание произведения, придать звучанию четкую форму, определенную образно- эмоциональную выразительность, есть конечная цель и высшая награда участникам хора, дирижеру и на концерте слушателям.