Lдоклад Формирование нравственных принципов личности на уроке русского языка



В воспитании морально – нравственных принципов имеют значение все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Русский язык не является среди них исключением. Особенность этого предмета, имеющего огромное значение в жизни, заключается в том, что он требует не только усвоения точных знаний, но и тщательной, упорной выработки практических умений, приобретения прочных навыков, которые нужны будут на протяжении всей жизни. Пробуждение интереса к предмету, умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствуют нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов, нравственной основы поведения. Ведь важнейший капитал нации – это нравственные качества личности. "Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образование нравственное, " - писал В.Г.Белинский.
"Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно ни соединялись преподавание с воспитанием, как в обучении отечественному языку, " – высказывал своё мнение Ф.И. Буслаев. Думать о духовно- нравственном воспитании человека и не думать в то же время о его родном языке невозможно. Роль слова поистине велика. Не случайно так много проникновенных строк посвятили родному языку классики русской литературы.
« Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того, что свершается дома Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - писал вдали от России И.С. Тургенев.
Величие русского языка отразилось в духовно – нравственном потенциале русского народа.
Используя на уроке русского языка специально подобранные тексты, в которых идёт речь о доброте, человечности, милосердии, совести, героизме и любви к Родине, природе, об общечеловеческом идеале, о выборе профессии можно не только побуждать учащихся думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.
Позиция полезного для общества действия складывается у школьников постепенно, она во многом зависит от того, какими нравственными качествами обладает личность. «Присмотритесь внимательно,- говорим мы учащимся, - и вы увидите или узнаете о тех, кто деятелен и энергичен, но ни при каких обстоятельствах не поступается совестью, искренен и отзывчив, честен и бескорыстен».
На уроках русского языка полезно с этой целью использовать ряд текстов, несущих информацию и исподволь влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни.
На уроках в 5-6 классах можно использовать такие методические приёмы : например, тексты для изложения с творческим дописыванием окончаний рассказов с тем, чтобы дети сами придумали конец истории, как они его увидели и поняли из самого рассказа. По окончании работы учитель прочитает авторскую концовку рассказа, и дети получат возможность сопоставить её со своей. Здесь более всего проявляется воспитательная идея урока. Для ребят это возможность узнать жизнь пошире и заглянуть в неё поглубже.
Многие виды работ на уроке русского языка в среднем звене также предполагают высказывание своего мнения по какой - либо нравственной проблеме. Например, можно выполнить такое задание: запишите текст по памяти, ответьте на вопрос, как вы понимаете его смысл. Или вот другое задание: напишите сочинение - размышление на основе впечатления от прочитанного стихотворения. Для работы, как правило, берутся небольшие тексты прозаического или стихотворного характера, в которых рассматриваются человеческие взаимоотношения, связь человека с родным краем, Родиной, природой, ставятся какие- либо нравственные вопросы. В данном случае использование поэтических текстов на уроке русского языка служит не только средством, иллюстрирующим какие- либо языковые явления, факты, наблюдения за употреблением отдельных слов, грамматических форм, но и успешно способствует формированию нравственных принципов. Если на уроке постоянно звучат небольшие стихотворения пейзажной лирики или отдельные строфы из них, помогающие учащимся зорче «вглядеться в очарованье русского пейзажа», через красоту поэтического слова испытать радость от общения с родной природой, то это, несомненно, поможет в воспитании патриотического чувства, в основе которого - любовь к родному языку, к родной природе. Так, например, в 5-м классе при изучении темы «Суффикс» прочитаем учащимся стихотворение С.Есенина, состоящее всего лишь из четырёх строчек «Там, где капустные грядки». Это позволит выяснить не только значение суффиксов в словах, графически обозначить орфограмму в корнях слов, но в то же время ощутимо зрительно представить написанную поэтом картину природы. Ведь процесс формирования нравственных понятий учащихся нуждается в определённых жизненных впечатлениях. Поэтому каждый урок должен быть обеспечен жизненным содержанием, которое мы находим в произведениях писателей, поэтов или непосредственно в окружающем нас мире.
Многие в нашем селе знают имя уроженца села художника – пейзажиста В.М. Губкина, работы которого известны во многих странах мира, одна из которых есть и в нашей школе. С рассказа о его картинах начинаем тематический урок развития речи в 5- м классе «Зелёная страница», где звучат ещё и тексты, и рассказы учителя и учеников из жизни природы, что способствует тому, что мы вместе с детьми задумываемся над фактами окружающей жизни. Те сведения о природе, которые почерпнут учащиеся на уроке, не позволят им отнестись с пренебрежением или жестокостью к живой природе, если в результате совместной работы они осознают свою ответственность перед ней. С этого и начинается воспитание экологической грамотности. Появляется простое желание проследить за полётом бабочки, наклониться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, - а не поймать, не сорвать, не растоптать.
Такая связь: «урок – воспитательный процесс» обостряет у учащихся потребность в узнавании окружающего и в то же время прибавляет им смелости и свободы в высказываниях. Так если мы стараемся на уроке привлечь внимание детей к тому, что создают человеческие руки, мы способствуем воспитанию такого качества как трудолюбие, уважение к труду. Например, тема «Лексика» в 6-м классе: «Систематизация материалов к сочинению». Готовясь к сочинению, поработаем над текстом «Вологодские кружева». При работе с текстом необходимо выделить два момента: во- первых, кружево превращается в произведение искусства только тогда, когда вбирает в себя суть человеческой души, её лучшие самые возвышенные устремления. Во- вторых, вещи, окружающие нас, рассматриваются не только как продукт потребления, но и как творчество, в котором человек выражает себя, своё отношение к миру, связь с окружающей его природой.
Таким образом, тексты, используемые на уроке русского языка, развивают и познавательные интересы учащихся, и способствуют воспитанию нравственных качеств.
Разговор о нравственной основе поступков продолжается в 7-8 классах. Здесь можно использовать, например, работу над сжатым изложением текста, в центре которого находится повествование о сверстнике, оказавшемся в ситуации выбора: поступить по совести или ради собственной выгоды смириться с ложью. Мы пишем изложение по рассказу А. Цесарского «Мужество». Нравственный поступок героя, несомненно, найдёт отражение в душе учащегося. В тексте сжатого изложения, созданного школьниками, должна быть подчёркнута в соответствии с рассказом не только личная честность героя, но и стремление к справедливому поступку. Вопрос учащимся: « Как, по-вашему, сложится дальнейшая судьба мальчика?»- выявит отношение к поступку героя. А если говорить об идеалах, то, видимо, желаемый идеал- человек думающий, сомневающийся, жаждущий изменить мир к лучшему, тот, у которого есть высшие идеалы и цели.
Тематика сочинений на нравственную тему в 7-8 классе должна быть такой, чтобы ученик мог выразить себя в теме как личность, обнаружить свои жизненные ориентиры. Например, работаем над темой сочинения «Достопримечательности нашего села», которая отражает связь школьника – юного гражданина со всем, что его окружает, его размышления о прошлом, настоящем и будущем своего Отечества. Эта тема предполагает использование местного материала: описание памятника погибшим воинам, памятника академику И. М. Губкину. Определяя тему, стиль предложенных текстов, учащиеся получают сведения не только об истории своего села, но и знакомятся с такими понятиями как историческая память, героизм, подвиг. Мы не забываем вспомнить и о тех односельчанах, кто пал смертью храбрых на полях сражений, защищая наше Отечество. При этом необходимо иметь в виду, что если для 40- 50 -летних людей война воспринимается через личную связь поколений, то для сегодняшнего и последующего поколений Великая Отечественная война воспринимается опосредованно: как часть героической летописи. Есть имена, но не всегда есть понимание, как это было и чего стоило. Поэтому уместно в ряде случаев подобрать такой текст, который бы заставил учащихся задуматься над нравственной основой подвига. На уроке с таким текстом должна наступить та пауза, во время которой школьники постараются проникнуть в суть подвига, понять его, вынести определённое убеждение о необходимости поступить так, как поступил герой, после чего складывается то умозаключение, которое является оценкой подвига. Особенность коллективного разговора на заданную тему заключается в том, что ученики учатся друг у друга более тонко вглядываться в человеческую психику и, познавая других, познают себя. На уроке школьниками формулируются те черты, которые привлекают их как идеальные и представляют ценность в общественном поведении. Это гражданственность, ответственность за свой поступок, любовь к Родине, родному краю. Идёт процесс формирования своего «я» через познание поступков других людей. При написании сочинений они, безусловно, постараются отразить частичку того мира, который открылся перед ними. Воздействие на детей в нравственном плане, безусловно, происходит, оно приводит к расширению контактов с жизнью, даёт новые впечатления.
Если в 7-8 классах беседы о нравственном идеале эффективнее всего проводить на текстах, описывающих героические поступки людей, то в 10-11 классах когда учащиеся уже достаточно подробно знакомы с историей своей страны, им будет интересно познакомиться с рассуждениями о патриотизме, национальном идеале и национальном характере, высказать в устной или письменной форме свои мысли об этом.. Например, тема сочинения в 10 классе «Все, готовящиеся стать полезными гражданами, должны сначала научиться быть людьми». При подготовке к этому сочинению поработаем в словарном диктанте с такими понятиями как гражданственность, сострадание, милосердие, человечность, благодарность, духовность, жертвенность, чуткость, сострадание; прочитаем фрагменты из статей М. Осоргина «В юности», Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»: «Письмо шестое. Цель и самооценка», В. Сухомлинского, В. Ключевского, поработаем над высказыванием В. Шукшина «Нравственность - есть правда». Акцентируем внимание учащихся на интересующих вопросах: что такое добро и зло, цель и смысл жизни, совершенствование человека, что такое нравственность, какими качествами нужно обладать, чтобы стать настоящим человеком. Анализируя размышления писателей, приходим постепенно к выводу, что они едины в том, что цель человеческой жизни – увеличивать добро, нести другим людям счастье. Поступки и жизнь конкретных исторических личностей иллюстрируют это утверждение. Привлекая сведения из других дисциплин, учащиеся приводят примеры: Минин и Пожарский, Сергий Радонежский и так далее. Учащиеся активно вступают в диалог, высказывают своё мнение по проблеме. На этом уроке мы продолжаем формировать морально – нравственные принципы в поведении учащихся. Также учащиеся получают представление о национальном идеале, каковыми и являются названные деятели и одновременно с помощью учителя постигают, что национальный идеал не может быть противопоставлен общечеловеческому, потому что основные представления о нравственности сходны у всех народов. Текст библейской Заповеди: «Возлюби ближнего своего как самого себя» - подтверждает нам это положение. Мы поясняем её смысл: не надо делать людям зла, то есть того, чего сам себе не желаешь. А чтобы не приносить людям зла, нужно обратиться прежде всего к миру своей души, надо стремиться постоянно совершенствоваться, надо учиться быть нравственным человеком во всех случающихся обстоятельствах жизни. Познакомившись с материалами, которые подберёт учитель к уроку, учащиеся сначала в устной, а затем в письменной форме в конце урока высказывают своё мнение на проблему в мини- сочинении «Быть человеком - это значит». Дать высказаться учащимся – важная методическая задача учителя. В своей дальнейшей работе по теме «Все, готовящиеся стать гражданами, должны сначала научиться быть людьми» учащиеся должны раскрыть связь понятий «человек – гражданин», потому что если ты не смог стать человеком, значит, и гражданином ты уже не станешь. Это будет рассуждение в публицистическом стиле.
Так постепенно, начиная с 5 класса, на уроке русского языка мы закладываем фундамент в воспитании таких необходимых в жизни качеств как любовь к Родине и родному краю, уважение к труду, сострадание и милосердие ко всему живому, учим детей видеть прекрасное в окружающем мире и нравственное в поступке другого человека.
Используя тексты упражнений из учебников или привлекая дополнительный материал, мы имеем возможность научить детей русскому языку, формировать грамотных носителей родного языка, раскрыть учащимся тайны законов и правил, воспитать любовь к слову, о котором так много сказано и написано деятелями отечественной культуры. И в то же время слово, с которым мы работаем на уроке, служит мощным средством воздействия на юные души, формируя у детей гражданское мышление, частью которого является высокая нравственность.















Тема Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы.

Русский язык и литература – предметы мировоззренческого характера. Одна из важнейших характеристик русской литературы – религиозное православное миропонимание, т.к. культурообразующая религия России – Православие. «Религия создала искусство и литературу. Всё, что было великого с самой глубокой древности, всё находится в глубокой зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра», - эти слова принадлежат А.С. Пушкину. Многие произведения отечественной литературы обращены к нравственным проблемам, потому что проблемы материального благополучия человека её никогда не интересовали. Когда идёт речь о нравственности, я всегда вспоминаю слова А.П. Чехова: «Есть только одна нравственность, которая дана нам во время оно, Иисуса Христа». Меняются времена, поколения людей, а она остаётся неизменной. Этот нравственный закон воплощён в десяти Заповедях Закона Божьего, который дополняется Заповедями блаженства. Поэтому на уроках я пытаюсь найти, если есть такая возможность соответствие с каким- либо пунктом Заповедей. Работа должна быть систематической: от класса к классу.
Например, 5 класс. Тема: «Обличение человеческих пороков в баснях Крылова». Басни прекрасно иллюстрируют такие отрицательные качества человеческого сердца как зависть, жадность, неблагодарность, тщеславие. Поэтому изображаем человеческое сердце с этими качествами. Заодно вспоминаем и добрые качества сердца. Предыдущие темы помогают нам в этом. Изображаем это тоже в сердце, потому что из сердца исходят все помыслы: и хорошие и плохие. Затем сопоставляем. Возможно ли, чтобы были только добрые качества в нашем сердце? Что нужно делать для этого? Я говорю детям о том, что есть духовный закон, в соответствии с которым человек должен совершенствоваться, менять себя в лучшую сторону. ( В классе у меня есть уголок по православной культуре, где расположены Закон Божий и Заповеди блаженства).
В процессе работы с прозаическим текстом или стихотворным я использую такую лексику как душа, Бог, грех, Заповеди, милосердие, вечность, сострадание, любовь, послушание, верность и т.д.
Стихотворение А.К. Толстого «Благовест» в 7 классе. Один из вопросов:
- Что чувствует человек, слушая колокольный звон, как он влияет на его душу
В тексте: «Отрекаюсь от дела злого».
- Что значит не делать зла?- спрашиваю учащихся.
Ответ: Не обижай, не завидуй, не возгордись, и т.д. То есть, живи в гармонии.
- А когда это возможно?
- Когда соблюдается основной закон: не делай другому того, чего не хочешь себе. Или иначе можно сказать заповедь: Возлюби ближнего своего как самого себя.
При работе с текстом я обращаю внимание на то, почему стихотворение Толстого заканчивается многоточием. Да потому что идёт размышление: задумайся о себе, о своей душе. То есть оно обращено к каждому из нас.

Или вот другое произведение.
7 класс. «Легенда о Данко». А.М. Горький. Работая с текстом, обращаю внимание детей на то, как меняются люди, разгневавшись на Данко: автор говорит, что они стали, как звери. Почему? Гнев уподобляет человека зверю. Не случайно он является грехом. Далее мы рассматриваем, какие изменения происходят в отношении Данко к людям, как в его сердце борются негодование и жалость к людям, когда они упрекают его. Но Данко усмиряет свою гордыню, чувство любви к людям, к миру победило, и он умирает с чувством выполненного долга, с чистой совестью. Выясняем значение слова «совесть» в православном видении. Совесть – это путеводитель человека по жизни. Когда человек нарушает главный закон жизни, закон любви к ближнему, она его упрекает, и если он не прислушивается к её голосу, она всё реже и реже напоминает о себе. Человек становится бессовестным.
В 10- 11 классах, когда мы встречаемся с понятием «любовь», я знакомлю учащихся с представлением о любви с точки зрения православия. Вот, например, 1-е послание апостола Павла к коринфянам:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
Не радуется неправде, а сорадуется истине;
Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
И мы понимаем, что любовь- это великий труд, а не удовольствие, не созерцание возлюбленного, как это принято считать. Любовь- это жертвенность, прощение без притязаний на награду. Пример, Соня Мармеладова и Раскольников. Параллельно вспоминаем рассказ И.А. Бунина «Тёмные аллеи» и приходим к выводу, что ничего общего с той любовью, о которой пишет апостол Павел, здесь нет. Знакомство с понятием о любви у апостола Павла, на мой взгляд, обогащает представления учащихся о любви.
Так как отечественная литература предлагает нашему вниманию вечные вопросы: добро, зло, жизнь, смерть, то в 11 классе я всегда обращаюсь к стихотворениям Юрия Живаго из романа Б.Пастернака «Доктор Живаго», основные темы которых жизнь, смерть, вечность. Когда мы ищем ответа на вопрос, как решается проблема жизни в стихотворениях, мы приходим к выводу, что автор ценит жизнь во всех её проявлениях, у него нет разделения на высокое и низкое в жизни, потому что жизнь- это великое чудо, данное Творцом. Жизнь человека тесно связана с жизнью природы, с вечностью. По Пастернаку «жизнь символично, потому она и значительна». Поэтому тема вечности связана с евангельской символикой: Страстная неделя, Воскресение, Преображение Господне, Гефсиманский сад. И это требует пояснений. Беру иллюстрации «Моление о чаше», «Преображение Господне», «Воскресение Христово». «Моление о чаше» к - «Гамлету»: иллюстрирует тему долга и самоотречения автора и Иисуса Христа, потому что у Пастернака жизнь человека рассматривается в системе ценностей человечества. «Преображение Господне»- к стихотворению «Август», где звучат трагические ноты смерти, прощания, воспоминания о Преображении Господнем», когда Спаситель преобразился перед своими учениками на горе Фавор, чтобы они смогли увидеть Его во славе и чтобы укрепить их веру накануне Своих страданий, когда они увидят Его поруганным. Иллюстрация «Воскресение Христово» - к стихотворению «На Страстной». Возрождение, воскресение природы весной у Пастернака связано с Воскресением Спасителя, потому что побеждена смерть, а бесконечное обновление жизни создаёт уверенность в возможности жизни вечной.
Мне представляется совершенно невозможным говорить о духовно- нравственном воспитании, не обращаясь к богатству религиозной культуры, которая представлена в текстах, картинах художников, аудиозаписях.
15