Программа по художественно-эстетическому направлению кружка «Умелые руки»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №82
п. Степной Курган Сальского района Ростовской области
Рассмотрено и Утверждаю
рекомендовано директор МБОУ СОШ № 82
на заседании п. Степной Курган
педагогического совета _________ О.В. Трифонова
протокол № от приказ № _________
«__» __________2015г «___» ____________2015г
Рабочая программа кружка
«Умелые руки»
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Романько Елена Владимировна
Срок реализации программы – 1 год.
Возраст детей 7-12 лет
2015-2016 учебный год
Содержание.
Информационная карта 3
Пояснительная записка 4
Ожидаемые результаты 5
Содержание программы 7
Календарно-тематическое планирование 8
Организационно - методическое обеспечение программы. 10
Список источников информации 11
Информационная карта.
Учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 82 п. Степной Курган Сальского района Ростовской области.
Фамилия Имя Отчество педагога:
Название программы: Умелые руки
Цели и задачи – воспитательные.
Срок реализации программы: 1 год.
Возрастной диапазон: 10-14 лет.
Образовательная область: художественно-эстетическая
Формы организации образовательного процесса: теоретические и практические занятия.
Учебный период: 72 часов
Количество занятий в неделю и дни занятий:
вторник - 15.30-17.00
Количество обучающихся в группе: 12 человек
Продолжительность учебного часа: 40 минут
Пояснительная записка
Программа кружка «Умелые руки» имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Рассчитана на детей 10 до 14 лет. Группа работает 1 раза в неделю по 2 часа –72 часа. Практические занятия составляют большую часть программы.
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации;
- обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
-  развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
-  развитие образного мышления и воображения;
-  создание условий к саморазвитию учащихся;
-  развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
-  воспитание уважения к труду и людям труда;
-  формирование чувства коллективизма;
-  воспитание аккуратности;
-  экологическое воспитание;
-  развитие любви к природе.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
-  наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);-  практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-  репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-  частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-  исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с природным материалом, бумагой, бисером, плетение макраме;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
- узнают о чувашских народных промыслах.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы• Проведение выставок работ учащихся:
–в классе, – в школе
• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
•Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т. д.);
•Участие в школьных конкурсах.
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
1.Работа с природным материалом. (10 часов)
Работа с природными материалами помогает детям развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
2.Забавные пушистики (10 часов)
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение иглой, крючком, шилом, ножницами, фигурными трафаретами, и т.д.). Также большое внимание уделяется вопросам цветоведения. Цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия, поэтому учащимся необходимо показать многообразные варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия. Ребенок учится не только создавать своими руками работы, но и оформлять их.
3. Папье-маше (14 часов)
Вся премудрость техники папье - маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать замечательные произведения.
4. Я учусь плести бисером. (22часа)
Содержание данного раздела позволяет детям освоить художественно-познавательные компетенции – способности познать художественную сторону произведений различным видам бисерного искусства.
5. Учимся плести узелки. (16часа)
Содержание данного раздела позволяет детям освоить художественно-познавательные компетенции: макраме – узелковое плетение, в переводе с арабского – «бахрама».
Тематическое планирование кружка «Умелые руки»
№ п/п Наименование разделов и дисциплин Количество часов Дата
Раздел: Работа с природным материалом (10 часа) 1 Вводное занятие. Принятие правил работы в группе. Знакомство с целями и задачами кружка. 2 08.09
2 Экибана – искусство составления букетов. Букет из осенних листьев, ягод, цветов.Экскурсия. Сбор листьев и цветов для поделок. 2 15.09
3-4 Аппликация из осенних листьев. Аквариумные рыбки. Белочка. 4 22.09
29.09
5 Фоторамка из природного материала (выбор детей) 2 06.10
Раздел: Забавные пушистики (10часов) 6-7 Работа с нитью. Техника выполнения помпона. Изготовление «Снеговика» 4 13.10
20.10
8-9 Игрушка из помпонов «Гусеница» 4 27.10
03.11
10 Игрушка из помпонов «Цыплёнок» 2 10.11
Раздел: Папье-маше (14 часов) 11-12 История папье-маше. Блюдце 4 17.11
24.11
13-14 Подкова из папье-маше 4 01.12
08.12
15-16 Фантазия (картины по выбору) 4 15.12
22.12
17 Карнавальная маска 2 29.12
Раздел: Я учусь плести бисером (22 часов) 18 «Путешествие в волшебный мир бисера» 2 05.01
19-20 «Мастерская по изготовлению игрушек» (пирамидка, грибок, рыбка, божья коровка-на выбор) 4 12.01
19.01
21-24 Учимся плести бабочку шаг за шагом 8 26.01
02.02
09.02
16.02
25-28 Браслет на выбор 8 01.03
15.03
22.03
29.03
Раздел: Я учусь плести макраме
(14 часов) 29 История макраме. Азы для начинающих 2 05.04
30-32 «Основные узлы» 6 12.04
19.04
26.04
33-35 «Кашпо для цветов» 6 03.05
10.05
17.05
36 Итоговое занятие 2 24.05
Организационно - методическое обеспечение программы.
1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.
5. Материалы и инструменты: краски акриловые, гуашь, кисти, клей акриловый, клей ПВА, лак акриловый, контуры, открытки, распечатки, , шнуры, бисер, бусины;различные объекты декорирования: доски разделочные, панно, шкатулки, канва, тарелки, вазы, рамки и другие предметы интерьера. Инструменты: ножницы, карандаши, кисти, высечки и прочее.
6. Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
7. Компьютер для показа презентаций.
Список литературы.
1. Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992.
2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.
3. Э. К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
4. Т.Н. Проснякова Забавные фигурки модульное оригами М., «АСТ-ПРЕСС» 2010
5. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.
6. К. В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000
7. Книга серии «Золотая библиотека увлечений» Ирины Ханановой - Соленое тесто
Москва «АСТ - ПРЕСС» 2007г.
8.http://stranamasterov.ru/