ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Вижицкая Ольга Викторовна,
учитель начальных классов
г.Дальнегорска
Приморского края
Педагогическое исследование имеет ту же структуру, что и исследование научное. В данной статье указаны основные структурные компоненты педисследования по теме: "Исследовательская культура младшего школьника".
Актуальность. Современный учитель - это исследователь. В работе учителя приходится все время наблюдать, сравнивать, конкретизировать, обобщать, делать выводы. И этому учить детей. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В современных условиях такая личность становится востребованной обществом на всех ступенях его развития. Учитель в силах помочь воспитать человека творческого. Кроме того, учитывая, что приоритетной задачей государства становится патриотическое воспитание, учитель может воспитать и человека - патриота своей Родины.
Федеральные государственные образовательные стандарты [6] определили в структуре начального общего образования Основной образовательной программы школы 3 междисциплинарные программы. Одна из них – «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Педагогическое исследование посвещено изучению вопроса: как работает исследовательская технология в области духовно-нравственного воспитания?
Объект исследования: исследовательская деятельность учащихся в процессе воспитания (личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты).
Предмет исследования: условия для формирования исследовательских навыков учащихся в области духовно-нравственного воспитания, достижения личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов.
Гипотеза: если педагогом будут созданы условия для формирования исследовательских навыков учащихся, то формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в области духовно-нравственного воспитания будет эффективным.
Под эффективностью педагогической технологии следует понимать единство процесса воспитания, обучения и планируемых результатов.
Цель: создание условий в педагогической практике для формирования навыков исследовательской деятельности учащихся и повышения уровня планируемых результатов обучающихся в области духовно-нравственного роста.
Задачи:
1.Создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности учащихся в области духовно – нравственного воспитания.
2. Изучить педагогический опыт и определить возможности исследовательской технологии в области духовно-нравственного воспитания.
3. Разработать содержание организации деятельности обучающихся по технологии исследовательской деятельности в области духовно-нравственного воспитания.
4. Провести эксперимент по реализации технологии, направленной на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в области духовно-нравственного воспитания.
5. Обобщить и оформить результаты эксперимента.
6. Сформулировать выводы педагогического исследования.
Механизмом реализации поставленных целей и задач являются учебные исследования, исследовательские проекты и домашние задания, экскурсии; курс обучения родителей организации исследовательской деятельности в домашних условиях.
Методы педагогического исследования:
изучение педагогического опыта - это метод исследования реального опыта организации учебно-воспитательного процесса;
педагогический эксперимент - такой метод, который предполагает выяснение эффективности применения исследовательской технологии в области духовно-нравственного воспитания;
опрос - дополнительный метод исследования, который используется для получения отзывов от учащихся и их родителей;
анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкет по выявлению личностных результатов;
наблюдение - метод педагогического исследования с целью выявления коммуникативных, личностных, регулятивных результатов обучающихся;
изучение результатов деятельности обучающихся.
Сроки исследования: сентябрь 2012 г. - апрель 2016 г.
Программа исследования.
Для проверки выдвинутого предложения и решения поставленных задач  проведены:
- отбор технологий
- педагогический эксперимент, предполагающий включение обучающихся в исследовательскую деятельность;
- наблюдения за деятельностью детей;
- беседы с педагогами, работающими с учащимися, участвующими в эксперименте;
- сравнительный анализ экспериментальных данных;
- анкетирование обучающихся;
- статистическая обработка результатов эксперимента;
- обобщение и оформление результатов;
- отзывы обучающихся и их родителей;
- формулирование выводов.
Далее в работе прописаны предполагаемые результаты формирования исследовательской культуры школьников в обучении, воспитании и развитии.
Остановимся на опытно-экспериментальной части педагогического исследования. Условно эксперимент можно разделить на три этапа: диагностический, основной и рефлексивный - на каждом из которых определяются свои задачи, сроки проведения, формы работы и планирование.
К примеру, как организацована работа на диагностическом этапе.
Задачи диагностического этапа:
организовать стартовую диагностику учащихся экспериментальной группы (1 "Б" класс);
определить контрольную группу учащихся (1 "А" класс) и провести стартовую диагностику учащихся этой группы.
Формы работы на диагностическом этапе:
индивидуальный мониторинг личностных результатов
входной тест по окружающему миру;
входной тест по обучению грамоте;
проектная задача;
сравнительный анализ результатов стартовой диагностики обучающихся экспериментальной и контрольной групп.
Диагностические методики:
Методики, способы изучения. Аспект изучения Показатели
Диагностика уровня воспитанности, автор Н.П.Капустин;
Наблюдение. Уровень воспитанности -овладнение конгнитивными навыками;
-развитие позитивного отношения к природе, культуре;
- уровень усвоения морально-нравственных понятий
Опросник Н. Е. Щурковой «Мои социальные роли» [1].
Социальная адаптация -усвоение социальных ролей;
-психологическая готовность обучающихся к решению поставленных задач;
-мотивация деятельности и поведения
«Методика изучения учебной мотивации первоклассников» Гинзбург М.Н. Учебная мотивация - определение мотивов учения: внешний, игровой, получение отметки, позиционный, социальный или учебный мотив
Сроки проведения диагностического этапа: с 10.09.12 г. по 29.09.12 г.
Планирование работы на диагностическом этапе.
Виды деятельности Сроки Участники образовательных отношений Результат деятельности
Выбор контрольной группы учащихся. Сентябрь 2012 г. Учитель, обучающиеся 1-х классов. Определена контрольная группа - учащиеся 1 "А" класса
Проведение мониторинга личностных результатов. Сентябрь 2012 г. Учитель, обучающиеся экспериментальной и контрольной групп 1-х классов. База данных о личностных результатах
Проведение входных тестов по предметам. Сентябрь 2012 г. Учитель, обучающиеся экспериментальной и контрольной групп 1-х классов, администрация школы База данных о предметных результатах
Проведение проектной задачи. Сентябрь 2012 г. Учитель, обучающиеся экспериментальной и контрольной групп 1-х классов. База данных о метапредметных результатах
Проведение сравнительного анализа результатов стартовой диагностики обучающихся. Сентябрь 2012 г. Учитель, обучающиеся
экспериментальной и контрольной групп 1-х классов. Сводная таблица
стартовой диагностики личностных, метапредметных, предметных результатов первоклассников.
Сводная таблица стартовой диагностики личностных, метапредметных, предметных результатов первоклассников (сентябрь 2012 г.)
Уровень Личностные результаты Метапредмет-
ные результаты Предметные результаты
Обучение грамоте Окружающий мир
Экспе-римен.группа Контрольная группа Экспе-римен.группа Контрольная группа Экспе-римен.группа Контрольная группа Экспе-римен.группа Контрольная группа
Низкий уровень 33% 33% 54% 58% 8% 4% 4% 8%
Базовый уровень 46% 50% 34% 25% 25% 42% 46% 42%
Повышен ный уровень 21% 17% 12% 17% 67% 54% 50% 50%
Вывод: из таблицы видно, что данные экспериментальной и контрольной групп незначительно расходятся, зато уровень личностных и метапредметных результатов гораздо ниже уровня результатов по предметам.
Следует заметить, что все воспитательные методики, материал для диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов, программа духовно-нравственного развития и воспитания класса, рабочие программы по предметам (с включением видов исследовательской деятельности), разработанная технология организации исследовательской деятельности учащихся в урочное и внеурочное время, разработанная модель организации внеурочной деятельности учащихся, разработанный курс обучения родителей организации исследовательской деятельности в домашних условиях, конкурсные и практические работы учащихся - всё это представлено в приложениях к педагогическому исследованию.
В течение экспериментального периода обучение и воспитание учащихся строилось так, чтобы расширить границы личностной активности детей. Направления исследовательских работ в части духовно-нравственного воспитания можно представить четырьмя блоками:
Я - гражданин.
Я - житель Земли.
Я - личность.
Я и семья.
В урочное время формирование гражданской идентичности школьников осуществлялось через такие учебные дисциплины, как окружающий мир, литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, основы религиозной культуры и светской этики, музыка.... Наконец, исследовательская деятельность являлась и составной частью учебных проектов. Вот некоторые темы детских работ:
Исследовательский проект "Родной город"
Исследование: "В чем различие камней города Дальнегорска"
Проект с элементами исследования "Красная книга, или Возьмем под защиту"
Исследовательские вопросы "Культура и образование"
Исследовательское домашнее задание "Профессии моих родителей"
Исследование "Из чего состоит сказка?"
Исследование "Многозначные слова. Как узнать, что означает слово?"
Исследование "Житие Сергия Радонежского"
Исследовательское домашнее задание "Экологические организации"
Исследовательское домашнее задание "Один день из жизни уссурийского тигра"
Исследование "Храмы России"
Воспитание и развитие дети получают не только в школе. Родители могут оказать учителю посильную помощь в вопросах формирования нравственных чувств, этического сознания и исследовательских навыков в области духовно-нравственного воспитания. Поэтому был разработан курс обучения родителей организации исследовательской деятельности в домашних условиях.
Цель: формирование у родителей представлений об исследовательском обучении школьников как ведущем способе деятельности.
Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации исследовательской деятельности.
В течение экспериментального периода были проведены:
1. Я - гражданин.
исследование "История Отечества: Кирилл и Мефодий"
социальный проект "Книжки-малышки: загадки и пословицы" (для дошкольников)
акция милосердия "Поможем, чем можем" (для малоимущих и беженцев из Украины)
исследование "Знаменитые люди города Дальнегорска"
конкурсы рисунков "Красота Божьего мира", "Пасха Красная", "Я рисую мир"
исследование "Первые святые земли Русской - Борис и Глеб"
спектакль "Братья Борис и Глеб"
исследовательская работа "Герои уходят?!"
исследовательская работа "Какая обувь лучше подходит для скользких дорог?"
2. Я - житель Земли.
исследовательский проект "Очистка окрестностей реки Рудной"
проект "Поможем птицам зимой"
социальный проект "Книжки-малышки: Красная книга Приморья" (для дошкольников)
3. Я - личность.
проект "Снеговые фигуры - детям дошкольного возраста"
исследовательская работа "Влияние физических нагрузок, полученных на переменах, на успеваемость учеников на уроках"
исследование "Культура речи"
исследовательская работа "Переживания человека и его слёзы"
исследование "Вопросы нравственности в светском обществе и в канонах православия"
4. Я и семья.
исследовательская работа "Зависит ли настроение родителей от порядка в моей комнате?"
исследование "Семейные ценности"
Например, для участия в окружном фестивале "Борис и Глеб. Россия. Город. Мы" обучающиеся при подготовке спектакля "Братья Борис и Глеб" выясняли не только события тех лет, житие братьев, почему они были причислены к лику святых, но и познавали дух эпохи, мировоззрение общества Древнерусского государства.
Исследовательской работой "Влияние физических нагрузок, полученных на переменах, на успеваемость учеников на уроках" решалась проблема ненадлежащего поведения учащихся на перемене. Данная воспитательная форма работы позволила добиться выполнения учащимися правил поведения на переменах на сознательном уровне.
На рефлексивном этапе с помощью диагностических методик выявлены следующие результаты
Диаграмма: рост личностных результатов за четыре года обучения.

экспериментальная группа контрольная группа
Вывод: за 4 года обучения в экспериментальной группе произошел рост личностных результатов на 46% (если сравнивать повышенный уровень). В контрольной группе за тот же период времени рост только на 25%.
Диаграмма: рост метапредметных результатов за четыре года обучения.

экспериментальная группа контрольная группа
Вывод: рост метапредметных результатов за четыре года обучения в экспериментальной группе составил 50%, в контрольной группе - 16%.
В заключении педагогического исследования сделаны следующие выводы: наша гипотеза подтвердилась. Повышение уровня личностных и метапредметных образовательных результатов, привело к высоким достижениям учащихся в различных конкурсах.
Если говорить о предполагаемых результатах формирования исследовательской культуры школьников, то можно сказать, что к концу 4-го класса в экспериментальной группе
в обучении: а) повысилось качество знаний обучающихся по предметам (из 24 учащихся - 5 отличников, 13 хорошистов);
б) расширился кругозор обучающихся в области исследовательской технологии;
в) повысился уровень метапредметных результатов.
в воспитании: формирование личностных УУД: обучающиеся получили возможность самоопределения и самовыражения, нравственно-этической ориентации через исследовательскую деятельность, уровень учебной мотивации стал выше, , вырос интерес к учебной деятельности (в частности, к исследовательской), школьники получили опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
в развитии: расширены границы личностной активности; учащиеся получили творческие навыки, а также получили возможность развивать свои исследовательские, коммуникативные, социальные, гражданские компетенции.
Список литературы
Анализ и оценка воспитательного процесса//Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии/ под ред.Н.Е.Щурковой.-М.: Новая школа, 1998 г.
Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся / авт.-сост. Е.В. Кривобок, О.Ю.Саранюк. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2014 г.
Кобзарева Т.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 класс. – Волгоград: Учитель, 2015–166 с.
Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/ А.И. Савенков. – Самара; Издательский дом «Фёдоров», 2010. – 192 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение, 2010.-31с.
Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. - Волгоград: Учитель, 2012. - 142 с.