Тема Система образов и принципы создания характеров в комедии Фонвизина Недоросль


Тема: Система образов и принципы создания характеров в комедии Д. И, Фонвизина «Недорсль»
Цели:
1.Дать понятие о системе образов и принципах создания характеров.
2.Выявить художественное своеобразие комедии: черты классицизма и отступления от этого принципа.
3.Развивать умение анализировать текст драматического произведения; продолжить работу над развитием связной речи.
4. Воспитывать , прививать навыки нравственного поведения.
Оборудование: Интерактивная доска, карточки с заданиями для работы в группах.
Ход урока:
Мотивационный.
2.Целеполагание.
Работа с терминами темы:
-Что такое характер? Образ? Система образов?
- Сформулируйте цели урока, опираясь на ключевые слова.
3. Операционно- деятельностный
Первая учебная ситуация.
Принципы создания характеров.
- Докажите, что антитеза – в основе построения комедии. ( работа в парах).
(2 группы персонажей, открыто противопоставленных друг другу и осознающих себя как противников. С одной стороны – благовоспитанная девица Софья, ее жених, дядюшка Стародум, честный чиновник Правдин. С другой стороны – помещица Простакова, муж ее Простаков, брат Скотинин, сын Митрофан). Вторая учебная ситуация.
Работа в группах.
1.ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
-Что смешно , а что страшно в комедии ?
-Какие пороки клеймит Фонвизин?
- В чем актуальность «Недоросля» сегодня?
2.ВОПРСЫ ДЛЯ ГРУПП (работа с текстом, заполнение таблицы):
Смешно Страшно
1Митрофан:
- обжора;
- трус (Сцены драки со Скотининым);
-тупость в «умственных рассуждениях о существительном и прилагательном» и т. д.
2. Простакова смешно колоритно бранится.
3. Скотинин смешно рассуждает о свиньях.
1Митрофан:
-«будущее страны», невежда. Маменькин сынок, неуч. Приспособленец, льстец, обманщик, нахал, жестокий.
2.Невежество, скотоподобие Простаковой и Скотинина;
- ненависть к образованию;
- зверские формы самовластия и деспотизма
1,3 гр.- Что смешно? 2,4 гр – Что страшно?
Выступление групп. Заполнение таблицы.
Вывод (записывается после таблицы):
Внутренний комизм:
- грубость, которая хочет выглядеть любезно;
- жадность, прикрывающаяся великодушием;
- невежество, претендующее на образованность.
Какие пороки обличает Фонвизин? (лицемерие, невежество, деспотизм, безнравственность, жестокость, ложь).
-Почему возможно существование таких людей? (Душевладение, крепостное право).
Третья учебная ситуация.
1.Какую роль в пьесе играет Стародум? (идеи автора о воспитании и образовании).
а).Чтение афоризмов Стародума ( были даны как домашнее задание)
б).Вывод: воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого человека. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, - говорит Стародум. – Просвещение возвышает одну добродетельную душу» .Вначале надо воспитывать добродетель , позаботиться о душе, а потом об уме. Как это сделать? Нужен закон, чтобы добродетель стала выгодной. Но такого закона нет. А значи,т виноваты те, кто устанавливает законы. Вот в кого метил Фонвизин.
Четвертая учебная ситуация.
По законам классицизма добро побеждает зло.
Почему победило добро к комедии? (Благодаря вмешательству властей. Не будь Правдин таким стойким хранителем закона, не получи он письмо от наместника, все обернулось бы иначе)Русская комедия вынуждена была прикрывать сатирическую остроту надеждой на законное исправление. Фонвизин разрубает гордиев узел зла неожиданным вмешательством властей. Горечь мысли о случайности победы добра придает комедии трагический подтекст.
4.Рефлексия.
-Чему учит комедия Фонвизина «Недоросль»?
5.Домашнее задание.
Сочинение- миниатюра «Герои комедии в 21 веке».