Урок по информатике на тему «Алфавитный подход к определению количества информации».


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВАСИЛЁВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Методическая разработка урока информатики
Учитель: Медведева Вера Александровна (Владимирская обл, Гусь-Хрустальный р-он, МКОУ Василёвская ООШ)Предмет: информатика
Класс: 8
Базовый учебник: информатика. Н.Д. Угринович. 8 класс
Тема и номер урока: «Алфавитный подход к определению количества информации». Урок №7.
Тип урока: изучение нового материала.
Продолжительность урока: 40 минут.
Цели урока: сформировать представление об алфавитном подходе к измерению количества информации.
Задачи:
- обучающие: познакомить с алфавитным подходом к измерению информации, понятиями алфавит, мощность алфавита, информационный объём сообщения; научить вычислять информационный объём сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита, научить решать задачи на определение информационного объёма сообщения;
- развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес;
- воспитательные: воспитывать информационную культуру, культуру поведения на уроке, умение слушать;
Материально-техническое обеспечение урока: магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, компьютер учителя и персональные компьютеры учеников.
Методы и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный (фронтальная беседа), наглядный (демонстрация презентации)
Межпредметные связи: математика
Структура занятия
№ Этап урока Наименование
Используемых
ЭОР Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Время
(в мин)
1 Организация занятия. Презентация - приветствие учащихся;
- проверка их явки и готовности к уроку;
- психологический настрой 2
2 Актуализация и систематизация знаний
Повторение по теме: «Количество информации». Проверка домашнего задания. Слайды
2-4 Фронтальный опрос учащихся.
Учитель задаёт вопросы:
Что означает термин количество информации?
Приведите примеры информационных сообщений, которые приводят к уменьшению неопределённости знания.
Назовите единицу измерения количества информации.
Что такое бит?
Приведите примеры информационных сообщений, которые несут 1 бит информации. Учащиеся отвечают на вопросы. 5
3 Изучение новой темы Слайды
5-14 Учитель объясняет новый материал:
Обращает внимание на определение информационного объёма одного символа знаковой системы. Рассматривается запись сообщения с помощью знаковой системы. Пусть сообщение кодируется с помощью знаковой системы, алфавит , которой состоит из N знаков (1,… ,N).
Ребята, представим, что передать нужно всего один символ(это может быть один из N символов). Возникла неопределённость. Значит, количество информации, которое несёт сообщение, равное одному знаку, определяется соотношением: N=2I
Информационная ёмкость знака двоичной знаковой системы составляет 1бит.
Чем больше алфавит знаковой системы, тем большее количество информации несёт каждый знак.
Приведём примеры:
В барабане для розыгрыша лотореи находится 32 шара. Сколько информации содержит сообщение о первом выпавшем номере (например, выпал номер 15)?
Решение: поскольку вытаскивание любого из 32 шаров равновероятно, то количество информации об одном выпавшем номере находим по формуле (N=2i) N=32.Следовательно, 32=25,I=5бит.
Пример 2. Пусть передаётся простое арифметическое выражение. Алфавит арифметических выражений состоит из 16 знаков. N=16. Следовательно, 16=24, I=4бит.
Сообщение состоит из последовательности знаков. Допустим, сообщение содержит k знаков. Каждый знак несёт определённое количество информации i. Количество информации во всём сообщении:
I= ik
Пример 3.Слово «ЭВМ» содержит I=5бит×3 символа=15бит.Слово «Компьютер» содержит I=5бит×9 символа=45бит.
Пример 4. Двоичный код «1000101» содержит I=1бит×7символов=7бит.
Слушают, записывают в тетрадь 15
4 Закрепление изученного материала Учитель раздаёт карточки с заданиями
Работают в тетрадях по карточкам 7
5 Практическая часть «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра» Работают на компьютерах 5
6 Домашнее задание
Слайд
15 §1.3.3стр.30-32 Учебник 8 класса «Информатика и ИКТ» Н.Д. Угринович
Задания для самостоятельного выполнения 1.8-1.10 стр.32 Записывают д/з в дневники 1
7 Итог урока Слайд
16 Учитель задаёт вопросы по теме:
-Что такое алфавит? Мощность алфавита? Какова мощность русских букв, нотных знаков, знаков Зодиака, цифр?
-Как вычислить информационную ёмкость одного знака алфавита?
-Как вычислить информационный объём сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита?
Выставление оценок за урок.
Дети отвечают на вопросы учителя 3
8 Рефлексия
Рука успеха Слайд
17,18 (Подпишите пальчики, что нового вы сегодня узнали на уроке, в середине руки поставьте оценку уроку, отношение к уроку.) Выполняют на листочках 2