Памятки для обучающихся начальной школы


Памятки
для обучающихся
начальной школы
Учитель начальных классов
Сергеева Ирина Ивановна
г. Нижневартовск

По интонации По цели высказывания По наличию второстепенных членов
Восклицательное
Мама приехала!
Невосклицательное
Мама приехала. Повествовательное
Мы идём пешком.
Вопросительное
Вы пойдёте пешком?
Побудительное
Идите пешком! Нераспространённое
Полил дождь.
Распространенное
К вечеру полил холодный дождь.
314325030734000148590030734000Главные члены предложения
подлежащее сказуемое
3429002540004343400116840004343400254000 (кто? что?) (что делать?, что сделать?)
Второстепенные члены предложения
297180000010858500002914650000
прилаг. сущ., местоим. сущ., нареч., словосочетанием
определение дополнение обстоятельство
194691020955кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чём?
00кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чём?
-11430017780какой?
какая?
какие?
чей?
00какой?
какая?
какие?
чей?
371475017780Образа действия
(как? каким образом?)
места
(где? куда? откуда?)
времени
(когда? как долго? с каких пор?) до каких пор?)
00Образа действия
(как? каким образом?)
места
(где? куда? откуда?)
времени
(когда? как долго? с каких пор?) до каких пор?)

Схема разбора предложения
Какое предложение по цели высказывания?
Какое предложение по интонации?
Распространённое оно или нераспространённое?
О ком или о чём говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
Ставим вопрос от второстепенного члена к второстепенному, его поясняющему
Состав слова
154305012827000131445012827000131445012827000
02794000-4000502794000 Приставка значимые части слова, основа слова
-457200114300015430501143000154305012573000 Корень (служат для образования новых слов)
-228600-508000-457200-5080001543050-508000 Суффикс
13144509207500-3429009207500
Окончание - изменяемая часть слова (служит для связи слов в предложении)
Порядок разбора слова по составу
22860013716000
Найди в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездку.
685800152400022860015240002286001295400022860012954000 Выдели основу.
2038359080500
Найди корень. Для этого подбери однокоренные слова (переезд, поезд, въезд).
7429501143000022860011430000
Найди приставку. Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с
другой приставкой: езда, подъезд. Приставка стоит перед корнем.
40005045720002286004572000
Найди суффикс. Он стоит после корня и служит для образования слова.

Суффиксы
2914650176530Суффиксы имеют значение.
Уменьшительно – ласкательное значение.
(ветерок, мышка, зеркальце, звёздочка, стульчик, головушка, ротик, беленький).
Увеличительное значение.
(ручище, носище, ветрище)
Значение невзрослости, детёныша.
(мышонок, мышата, жеребёнок, жеребята).
Значение действующего лица (профессии)
(строитель, музыкант, тракторист, трубач, каменщик, бегун, вратарь, лыжник, пловец)
00Суффиксы имеют значение.
Уменьшительно – ласкательное значение.
(ветерок, мышка, зеркальце, звёздочка, стульчик, головушка, ротик, беленький).
Увеличительное значение.
(ручище, носище, ветрище)
Значение невзрослости, детёныша.
(мышонок, мышата, жеребёнок, жеребята).
Значение действующего лица (профессии)
(строитель, музыкант, тракторист, трубач, каменщик, бегун, вратарь, лыжник, пловец)

-к-
-ик-
-инк-
-н-
-ник-
-еньк-
-оньк-
-онок-
-ёнок- -ок-
-ов-
-очк-
-ек-
-ёк-
-ск-
-ц-
-ец-
-арь- -щик-
-чик-
-ышк-
-ишк-
-юшк-
-ушк-
-ун-
-ач-
-ист-
-тель-
-оват-
-еват-
-ищ-
-ат-
-ят-
-ант-

297180016510Приставки на з -, с -
без- перед л б бес- п х
воз- звонкой м в вос - перед ф ц
из- согласной, н г ис- глухой к ч
низ- перед р д нис- согласной т щ
раз - гласной й ж з рас- ш с
Приставки
над-, под-, пред-, об -
произносим пишем
нат над
пот под прет пред
оп об
00Приставки на з -, с -
без- перед л б бес- п х
воз- звонкой м в вос - перед ф ц
из- согласной, н г ис- глухой к ч
низ- перед р д нис- согласной т щ
раз - гласной й ж з рас- ш с
Приставки
над-, под-, пред-, об -
произносим пишем
нат над
пот под прет пред
оп об
Приставки пиши слитно!
505460012954000465455012954000
о-
об-
обо-
из-
ис-
рас
раз-
низ-
нис- от-
ото-
до-
по-
под-
подо-
без-
бес-
у- на –
над-
с-
со-
за-
надо-
пред –
предо- пере- 1261745698500в-
во-
воз-
2408555106045 приставки при-, пре-
-присоединение (пришить)
при -приближение (прибежать)
- близость (пришкольный, Прибалтика)- неполное действие
(приоткрыть)
пре - очень
(превкусный)
-пере (преградить)
00 приставки при-, пре-
-присоединение (пришить)
при -приближение (прибежать)
- близость (пришкольный, Прибалтика)- неполное действие
(приоткрыть)
пре - очень
(превкусный)
-пере (преградить)
вос-
2700020-381000вы-
при-
16275041479550097599515176500про-
162750495250009823459334500пре-
16275052044700016268702349500274764513779500982345215900098234520256500
154305015875008572501587500-5715015875приставки роз-, раз, рос-, рас
о – под ударением
а – без ударения
00приставки роз-, раз, рос-, рас
о – под ударением
а – без ударения

Текст
Текст – несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
27432001714500027432001714500027432001714500012573001714500028575017145000 Признаки текста
тема основная возможность смысловая связь определённый
мысль заголовка между предложениями порядок предложений
Тема текста – это то, о чём мы говорим. На тему текста часто указывает его заглавие.
Основная мысль текста – то главное, о чём мы сообщаем, что утверждаем или доказываем. Основная мысль выражена во всём тексте, но иногда её может подсказать одно из предложений текста.
В тексте всё должно быть подчинено теме и основной мысли. Понять текст – значить понять его основную мысль.
Части текста
35433002209800032004002209800062865022098000В тексте выделяют три смысловые части текста:
начало средняя (основная) часть концовка
В начале текста рассказчик готовит читателя к тому, о чём дальше пойдёт речь.
В средней (основной) части рассказывается о главном.
Прочитав концовку, всем становится понятно: рассказчик сказал всё, что хотел.
Опорные слова помогают передать в тексте самое главное. Они служат как бы опорой текста. По опорным словам можно вспомнить, восстановить в памяти содержание текста.
342900018288000194310018288000ТЕКСТЫ

422910016764000371475016764000 разговорные книжные
научные художественные
Текст – повествование
Текст – повествование
Сменяющие друг друга последовательные события
Схема План Используй
начало действия,
развитие действия,
кульминация,
Итог, конец Что случилось?
Где? Почему? Как?
Когда? Однажды….
Как - то раз…Когда –то
Вдруг… И вот…
Вот и все.
Текст – описание
Текст – описание
Описание – это рассказ об одновременных признаках людей, животных, растений, предметов. (Что вижу, о том рассказываю)
Схема План Используй
Общий признак
Признаки частей
рост, вес, цвет
лицо, голова
слева – справа
вблизи – вдали
Оценка предмета Предмет и его признаки
Что? Какое?
Что? – На чём? Как будто
Словно
Похоже на
Текст – рассуждение
Текст – рассуждение
Текст рассуждение – это объяснение событий, причин их появления.
Схема План Используй
Тезис.
(Основная мысль.)
Доказательства:
а) примеры
б) объяснения
Вывод.
Почему?
во – первых
во - вторых Потому что, поэтому.
Так как, ведь, значит, следовательно, итак.
Характеристика гласных
-57150053340гласные
буквы
00гласные
буквы
34290016764000
А О У Ы Э - обозначают твёрдость согласных звуков Гласные звуки
Я Ё Ю Е И - обозначают мягкость согласных звуков [А] [О] [У] [Ы] [И] [Э]
Характеристика согласных
434340083820001714508382000-57150083820парные
00парные
звонкие: б б׳ в в׳ г г׳ д д׳ ж з з׳ ж
17145010795000
глухие: п п׳ ф ф׳ к к׳ т т׳ ш с с׳ ш всегда
5486400177800003429006350000-62865083820непарные
00непарные
-51435063500парные
00парные
звонкие: л л׳ м м׳ н н׳ р р׳ й׳ твёрдые
3429008763000 всегда
глухие: х х׳ ц ч׳ щ׳ ц й׳ ч׳ щ׳ мягкие
Буква После согласной
( в сильной позиции) в начале слова
после гласной
после Ъ и Ь знака
Я
[А] мяч [ м׳ а ч׳] -1143015875[ЙА]
00[ЙА]
1) яма [ йама ]
2) маяк [ майак ]
3) колья [ кол׳ йа]
Ю
[У] люк [л׳ у к] -1143026035[ЙУ]
00[ЙУ]
1) юла [ йула ]
2) поют [ пайут]
3) лью [ л׳йу ]
Ё
[О] лёд [л׳ о т ]-1143036195[ЙО]
00[ЙО]
1) ёлка [ йолка ]
2) поёт [ пайот ]
3) съёмка[сйомка]

Е
[Э] лес [ л׳ э с ] -1143046355[ЙЭ]
00[ЙЭ]
1) ель [ йэл׳ ]
2) поел [ пайэл ]
3) съел [сйэл]
4509135109220Ёл ка – 2 слога, 2гл., 2 согл.

[ й ] - согл., зв., мяг., непар.
[ о ] - гл., удар.
л [ л ] - согл., зв., тв., непар.
к [ к ] - согл., глух., тв., пар.
а [ а ] - гл., безуд.
4 бук., 5 звук..
00Ёл ка – 2 слога, 2гл., 2 согл.

[ й ] - согл., зв., мяг., непар.
[ о ] - гл., удар.
л [ л ] - согл., зв., тв., непар.
к [ к ] - согл., глух., тв., пар.
а [ а ] - гл., безуд.
4 бук., 5 звук..

48520353746500Фонетический разбор слова
Запиши слово.
Поставь ударение, раздели на слоги.
Укажи количество слогов, количество гласных и согласных.
Охарактеризуй каждый звук
гласные звуки: ударные, безударные
179070076835001790700768350017907007683500согласные звуки: глухие, звонкие
твёрдые, мягкие
парные, непарные
Запиши количество букв и звуков в слове.
2575560105410схе ма –
с [ с ] - согл., глух., тв., пар.
х [ х׳] - согл., глух., мяг., непар.
е [ э ] - гл., удар.
м [ м ] - согл., зв., тв., непар.
а [ а] - гл., безуд.
5 бук., 5 звук..
00схе ма –
с [ с ] - согл., глух., тв., пар.
х [ х׳] - согл., глух., мяг., непар.
е [ э ] - гл., удар.
м [ м ] - согл., зв., тв., непар.
а [ а] - гл., безуд.
5 бук., 5 звук..

29051252730500Образец:
3429006159500
17145063500ре ка – 285750635002 слога, 2 гл., 2 согл.
р [ р׳] – согл., зв., мяг., непар.
е [ и ] – гл., безуд.
к [ к ] – согл., глух., тв., пар.
а [ а ] – гл., удар.
06985004 бук., 4 звук..
Увеличить на …. единиц
2674620174625
00

Уменьшить на …. единиц
Увеличить в ….. раз
2586355174625:
00:

Уменьшить в ….. раз
2560320246380-
00-
21602701778000На сколько больше из большего
На сколько меньше
меньшее 222059524130002617470246380:
00:
Во сколько раз больше большее
Во сколько раз меньше
на меньшее
Порядок действий
( )
• :
+ -
В примерах со скобками сначала выполняются действия в скобках, затем – умножение и деление, а потом остальные действия по порядку.
62865024765 5 1 3 6 4 2 7
00 5 1 3 6 4 2 7

49 – (28+14) : 7 + 11• (15 – 8) –12
В примерах без скобок сначала выполняются действия умножения и деления, затем остальные действия по порядку.
571500-4445 3 1 4 5 2
00 3 1 4 5 2

12 + 7 • 2 – 13 + 16 : 4
Как решать задачи
Прочитай задачу и представь то, о чём в ней говорится.
Запиши кратко условие задачи или выполни чертёж.
Поясни, что означает каждое число, повтори вопрос задачи.
Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему, что нужно узнать сначала, что потом.
Составь план решения.
Произведи вычисления.
Проверь решение и ответь на вопрос задачи.
131445016827500320040016827500 Задача
простая составная
решается одним действием решается двумя и более действиями
* по действиям с пояснениями
* по действиям с вопросами
* выражением
Многие задачи можно решать при помощи уравнения.
*******************************************************
СУММА
СЛАГАЕМОЕ СЛАГАЕМОЕ СУММА
8312151593850083121534226500229425534226500220281534226500366585515938500238569534226500 7 + 2 = 9
сумма
От перестановки слагаемых сумма не изменяется. (7+2 =2+7)
Если одно из слагаемых равно 0, то сумма равна другому слагаемому. (5+0=5)
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. (4+=9 =9-4)
***********************************************************************************
РАЗНОСТЬ
УМЕНЬШАЕМОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ РАЗНОСТЬ
8312151593850083121534226500229425534226500220281534226500366585515938500238569534226500 7 - 2 = 5
разность
Если уменьшаемое равно вычитаемому, то разность равна 0. (4 – 4 = 0)
Если вычитаемое равно 0, то разность равна уменьшаемому. (4 – 0 = 4)
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к вычитаемому прибавить разность. ( -5 =3 =5+3)
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. ( 8 - =3 =8- 3)
***********************************************************************************
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
МНОЖИТЕЛЬ МНОЖИТЕЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
8312151593850083121534226500229425534226500220281534226500366585515938500238569534226500 2 3 = 6
произведение
Если один из множителей равен 0, то произведение равно 0. (6 0 =0)
Если один из множителей равен 1, то произведение равно другому множителю. (5 1 = 5)
От перестановки множителей произведение не меняется. (2 3 = 3 2)
Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. (2 =6 =6:2)

***********************************************************************************
ЧАСТНОЕ
ДЕЛИМОЕ ДЕЛИТЕЛЬ ЧАСТНОЕ
8312151593850083121534226500229425534226500220281534226500366585515938500238569534226500 6 2 = 3
201739524003000 частное
На 0 делить нельзя! ( 6 : 0 )
Если делитель равен 1, то частное равно делимому. ( 8 : 1 =8 )
Если делимое равно 0, то частное равно 0. ( 0 : 3 = 0)
Если делимое равно делителю, то частное равно 1. (5 : 5 =1)
Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное. ( : 2 = 6 = 2 3)
Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное. (6 : = 3 = 6: 3)