Методические рекомендации по организации проектной и научно-исследовательской деятельности в школе


ВИДЫ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
 
     Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:
·        проблемно - реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
·        аналитико - систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
·        диагностико - прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в то числе в сфере образования);
·        изобретательско - рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
·        экспериментально - исследовательский: проверка предложения о подтверждении или опровержении результата;
·        проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта, целевой установкой которого являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
 
 
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
(алгоритм исследовательской работы)
 
1.     Определение темы или проблемы.
2.     Сбор библиографической информации.
3.     Консультирование по вопросам порядка и последовательности выполнения, объёма, содержания работы, её научной, методической и организационной частей.
4.     Определение методологического аппарата исследования (актуальность, объект, предмет, цель, научная гипотеза, задачи, исходная концепция, исследуемая проблема, новизна и методика исследования, прогнозируемый результат).
5.     Составление общего плана.
6.     Анализ научной литературы и передового опыта по избранной теме.
7.     Осмысление и планирование экспериментальной работы, её проведения.
8.     Проверка полученных экспериментальных данных или проведение отсроченного повторного эксперимента.
9.     Письменное оформление проведенного исследования.
10. Составление рекомендаций по результатам исследования или определение перспективы.
11. Рефлексия по итогам исследовательской работы.
 
 
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
 
·        обозначение проблемы;
·        выдвинутая гипотеза;
·        новизна и актуальность;
·        исследование;
·        обозначение конечного результата;
·        образовательный эффект;
·        регламент;
·        культура речи;
·        свободное владение материалом;
·        культура оформления работы;
·        наглядность;
·        умение вести дискуссию.
 
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ.
 ВИДЫ ПРОЕКТОВ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ.
 
     Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.
 
Виды проектов в школе
 
     Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
     Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
     Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
 
 
Последовательность  работы над проектом
 
Стадия
работы над проектом  
Содержание работы  
Деятельность
 учащихся  
Деятельность
учителя
 
1 2 3 4
 
 
Подготовка Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.
 
 
 
 
Планирование а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.
 
 
 
 
Исследование 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта Поэтапно выполняют задачи проекта Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
 
Выводы Анализ информации. Формулирование выводов Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)
  
 
Представление (защита) проекта и оценка его результатов Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта
 
Оценивание проекта
(индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)
 
Этапы Критерии оценки Самооценка Учитель Коллеги
 по команде
 
Защита Представление (15 баллов)      
Ответы на вопросы (15 баллов)      
 
 
 
 
Процесс
проектирования Интеллектуальная активность (10 баллов)      
Творчество (10 баллов)      
Практическая деятельность (10 баллов)      
Умение работать в команде (10 баллов)      
 
Итог Достигнутый результат (15 баллов)      
Оформление (15 баллов)      
 
85 – 100 баллов – «отлично»;
                                                                                                     70 – 85 баллов – «хорошо»;            
50 – 70 баллов – «удовлетворительно»;
менее 50 баллов - «неудовлетворительно».
 
Рейтинговая оценка проекта
 
Оценка
этапов Критерии оценки Баллы
 
 
Оценка
работы Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы 5, 10, 20
Объём разработок и количество предлагаемых решений 5, 10, 20
Практическая ценность 5, 10
Уровень самостоятельности участников 10, 20
Качество оформления записки, плакатов и др. 5, 10, 15
Оценка рецензентом проекта 5, 10
 
 
Оценка
защиты Качество доклада 5, 10, 20
Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме 5, 10, 20
Проявление глубины и широты представлений по данному предмету 5, 10, 20
Ответы на вопросы учителя 5, 10
Ответы на вопросы учащихся 5, 10
 
180 – 140 баллов – «отлично»;
135 – 100 баллов – «хорошо»;
95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;
менее 65 баллов - «неудовлетворительно».
 
 Рейтинговая оценка проекта (повышенный уровень)
 
Этапы Критерии оценки Уровень
(0, 5, 10, 20)
 
 
 
Оформление и выполнение проекта Актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность  
Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к защите  
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений  
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов  
Качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков  
 
 
 
 
 
Защита Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убеждённость  
Объём и глубина знаний по теме (предмету), эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей  
Представление проекта: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, Импровизационное начало, удержание внимания аудитории  
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убеждённость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы  
Деловые и волевые качества докладчика: умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность  
 
200 – 155 баллов – «отлично»;
         154 – 100 баллов – «хорошо»;
менее 100 баллов - «удовлетворительно».
 
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
 
·        обозначение проблемы;
·        обозначение цели;
·        продуманность пути решения;
·        обозначение конечного результата;
·        реальность проекта;
·        образовательный эффект;
·        регламент;
·        культура речи;
·        свободное владение материалом;
·        культура оформления работы;
·        наглядность;
·        умение вести дискуссию.
 
ВИДЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ
 
·        информационно – реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью освещения какой – либо проблемы;
·        проблемно – реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью сопоставления имеющихся в них данных и формулировки собственного взгляда на проблему;
·        реферативно – экспериментальные, в основе которых лежит эксперимент, методика и результаты которого уже известны;
·        описательные, нацеленные на наблюдение и качественное описание какого – либо явления.
 
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО РЕФЕРАТА
 
·        обозначение проблемы;
·        выдвинутая гипотеза;
·        подбор методов;
·        сбор и анализ материалов;
·        обозначение собственной позиции;
·        образовательный эффект;
·        регламент;
·        культура речи;
·        свободное владение материалом;
·        культура оформления работы;
·        наглядность;
·        умение вести дискуссию.