Подходы к организации взаимооценивания и самооценивания на уроках ОРКСЭ

Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 Курского муниципального района Ставропольского края









«Подходы к организации взаимооценивания и самооценивания на уроках ОРКСЭ»




Выступление учителя
Гаченко Надежды Борисовнаы
МОУ СОШ № 13 ,
(специальность) учитель начальных классов
учителя первой категории
на заседании районном семинаре учителей ОРКСЭ
(предмет)
5 ноября 2013 года
(дата)



































ст. Курская
2013 год





Подходы к организации взаимооценивания и самооценивания
на уроках ОРКСЭ

Одна из особенностей курса то, что курс безоценочный.
Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?
Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.
Цель – создать информационные условия для формирования целостного представления о качественных и количественных изменениях в условиях внедрения специализированного курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
Задачи:
сформулировать основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
· обеспечить комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов ;
· представить свою систему оценки достижений обучающихся, позволяющую осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
Система оценки знаний по вводимому курсу

Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок (пункт 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» Положение в школе).
Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и др.).


Оценка -есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения.
Правила оценивания
1-е правило. Что контролировать и оценивать? Оценивается любое, особенно успешное,
действие.
2-е правило. Кто оценивает? Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка).
3-е правило. Как оценивать? За каждую учебную задачу или группу заданий задач,
показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная оценка.
4-е правило. Где фиксировать результаты? Оценки (и их часть) выставляются в таблицу( в рабочую тетрадь педагога).
5-е правило. Когда ставить отметку? За проект в конце изучения ОРКСЭ по чтению или окружающему миру.
6-е правило. По какой шкале оценивать? Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности. Необходимый уровень решение типовой задачи, подобно тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания. Программный уровень решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Необязательный максимальный уровень решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения.










Педагогическое наблюдение.
Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской.
Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об ученике фрагментарны и мало структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается.
Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.
Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта , а не объяснения или оценки.
Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.
Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.
Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.
Данные наблюдений могут быть зафиксированы в портфолио вашего ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.
Ведение бальной сетки.
Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу по которой будут начисляться баллы. Например:
активная работа на уроке 1 балл,
выполнение домашнего задания 2 балла,
активное участие в групповой работе 2 балла,
выполнение творческого задания 3 балла,
выполнение дополнительного задания 3 балла,
составление проекта 4 балла и т. д.
Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия).
В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки.
Базовые критерии достаточно просты:
Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
Я мог выполнить работу значительно лучше;
Я плохо работал на уроке.
Можно такие листы вести на каждом уроке. Заполняя их в форме таблицы, так как это нагляднее и легче обрабатывать учителю. Строк должно быть 34 по количеству уроков, а количество столбцов предлагает учитель сам или совместно с обучающимися. Можно предложить цветовое или символическое оформление.

Дата
Я хорошо выполнил свою работу на уроке
Я мог выполнить работу значительно лучше
Я плохо работал на уроке.

06.09.12




13.09.12




20.09.12




Для более масштабной работы могут использоваться листы самооценки своего участия в групповой работе. Критерии могут изменяться, в зависимости от того, что намечено проверить. Вот пример такого листа.




Лист самооценки урока или группового мероприятия
В ходе проекта я...
Всегда
Иногда
Никогда

Предлагал новые идеи и направления




Определял цели, ставил задачи




Ждал помощи от участников группы




Принимал участие в совместной работе




Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения




Помогал группе в выборе правильных решений




Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы




Находил и исправлял ошибки




Оказывал помощь, откликался на работу других




Преодолевал трудности, добивался достижения результата




Осознавал ответственность за общее дело




Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения






Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.
Защита проекта.
Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Проект может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей. Защита может проходить в разных формах:
в форме праздника с приглашение зрителей;
в форме конкурса с приглашением жюри;
в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.

Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы универсальных учебных действий.
«Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребёнка – вот наши главные лекарства. И ещё – полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других» Дубровский А.



Я предлагаю Вам вот такой оценочный лист .
Оценочный лист ученика 4 «__» класса______________________________________ МОУСОШ №13
(Фамилия.имя)
по предмету ОРКСЭ, модуль «Светская этика»
Уровень оценки
Условный цвет

Отличная работа


Хорошая работа


Ещё надо постараться




п/п
Тема уроков
Я оценил (а) себя
Мои родители оценили меня
Мой друг (сосед по парте) оценил меня
Мой учитель оценил меня

1
Россия – наша Родина





2
Что такое светская этика.





3
Культура и мораль.





4
Особенности морали.





5
Добро и зло.





6
Добро и зло.





7
Добродетель и порок





8
Добродетель и порок





9
Свобода и моральный выбор человека





10
Свобода и ответственность.





11
Моральный долг.





12
Справедливость.





13
Альтруизм и эгоизм.





14
Дружба.





15
Что значит быть моральным.






16
Подведение итогов.





17
Подведение итогов





18
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества





19
Нравственный поступок





20
Золотое правило нравственности





21
Стыд, вина и извинение





22
Честь и достоинство





23
Совесть





24
Образцы нравственности.
Нравственные идеалы.





25
Образцы нравственности.
Нравственные идеалы.





26
Образцы нравственности в культуре Отечества





27
Этикет





28
Семейные праздники.





29
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.





30
Любовь и уважение к Отечеству.





31-33
Подготовка творческих проектов.





34
Выступление учащихся со своими творческими работами







оценка

защита проекта

наблюдение

самооценка

бальная шкала



15