Тестовое задание по методике преподавания Русского языка в начальной школе


Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования
Тестовое задание
по дисциплине:
«Педагогическое образование
Методика преподавания русского языка
в начальных классах»
Выполнила:
слушатель факультета ДПО
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №49 г.Сочи
им. Н.И.Кондратенко
Фатеева
Наталья Александровна
г. Москва, 2016 г.
Тестовые задания
Русский язык с методикой преподавания.
Методическая система обучения русскому языку включает следующие компоненты:
Цели, содержание, принципы, методы, приёмы и средства.
Выберите правильный вариант ответа. Предметом обучения методики является
а) русский язык,
б) процесс обучения русскому языку,
в) исследование русского языка.
Дополните список дисциплинами, являющихся базовыми для методики преподавания русского языка: языкознание, дидактика, психология, философия.
Отметьте фамилию ученого-методиста, определившего закономерности усвоения родной речи:
1) Е.А. Баринова;
2) М.Т. Баранова;
3) А.В. Текучёв;
4) Л.П. Федоренко.
Назовите функции русского языка как предмета изучения в школе: обучающая, развивающая, воспитывающая.
Закончите фразу: «Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование следующих компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной.
Отметьте общеметодические принципы обучения русскому языку:
1) связь теории с практикой;
2) взаимосвязь изучения языка и развития мышления;
3) преемственность и перспективность;
4) доступность;
5) внимание к языковому материалу;
6) развитие языкового чутья.
Отметьте определение, раскрывающее суть понятия «метод обучения»:
а) исходное положение науки, определяющее содержание процесса обучения;
б) способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение знаниями, умениями и навыками.
Принципы обучения делятся на общедидактические, частно методические и специфические.
Назовите фамилию ученого-методиста, проклассифицировавшего методы обучения по источнику полученных знаний, по степени и характеру участия школьника, по характеру и методу выполнения заданий А.В.Текучёв.
Отметьте методы проблемного обучения:
1) слово учителя;
2) беседа;
3) эвристическая беседа;
4) исследовательский;
5) репродуктивный,
6) объяснительно-иллюстративный;
7) частично-поисковый.
Отметьте средства обучения, позволяющие быстро осуществить индивидуальную проверку знаний большого количества учащихся:
1) перфокарты;
2) упражнения из учебника;
3) сигнальные карточки;
4) дидактические карточки;
5) тесты.
Отметьте комплекс учебников, где в одном учебном пособии содержатся теоретические сведения, практические упражнения, свдения и упражнения, по развитию речи учащихся:
1) под ред. В.В. Бабайцевой;
2) под ред. Н.М. Шанского;
3) под ред. П.А. Леканта и М.М. Разумовской.
Отметьте учебную программу, соответствующую учебному комплексу, в которой основной целью является овладение речевой деятельностью в устной и письменной форме:
1) под ред. Н.М. Шанского;
2) под ред. В.В. Бабайцевой;
3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
Отметьте учебный комплекс, где подача материала осуществляется линейным способом:
1) под ред. В.В. Бабайцевой;
2) под ред. Н.М. Шанского;
3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
Отметьте виды языкового разбора, не являющиеся грамматическими:
1) фонетический;
2) лексический;
3) морфологический;
4) стилистический;
5) словообразовательный.
Отметьте комплекс учебников с углублённым изучением русского языка, где изучаются сведения, характерные для вузовской программы:
1) Под ред. В.В. Бабайцевой;
2) Под ред. Н.М. Шанского;
3) Под ред. М.М. Разумовской и П.А. Лекант;
4) С.И. Львова.
Отметьте типы уроков, выделяемых Б.Т. Пановым по ведущему методу обучения:
1. изучение нового материала;
2. контрольный урок;
3. лекция;
4. анализ письменных работ;
5. практикум;
6. закрепление изученного;
7. развитие речи;
8. семинар.
Определите структурные элементы, соответствующие уроку объяснения нового материала. Постройте их в последовательности, соответствующей структуре урока:
1. проверка домашнего задания;
2. опрос учащихся;
3. подготовка к восприятию нового материала.
4. объяснение нового материала;
5. первичное закрепление изученного;
6. подведение итогов урока и объяснение домашнего задания;
1) выполнение упражнений повышенной сложности;
6) самостоятельная работа;
Какой из диктантов требует объяснения нового материала в процессе написания:
1) «проверяю себя»;
2) объяснительный;
3) письмо по памяти;
4) комментированное письмо;
5) предупредительный.
Дополните вид диктанта, где требуется изменение дидактического материала: творческий, выборочный, свободный
Пронумеруйте дифференцированные задания по степени сложности:
2. Выборочно-распределительное списывание;
1. Списывание со вставкой;
3. Творческое списывание.
Определите тип урока в игровой форме, требующий обязательного использования занимательности:
1) деловая игра,
2) дидактическая игра.
Продолжите утверждение: «В настоящее время русский язык как учебный предмет имеет две формы изучения: общеобразовательная и углублённая».
Углублённое изучение русского языка осуществляется по трём направлениям: факультативные курсы, элективные курсы, внеклассная работа.
Отметьте формы внеклассной работы, которые относятся к систематическим:
1) вечера русского языка;
2) олимпиады;
3) лингвистическая газета;
4) кружок;
5) радиопередача.
Уроки, на которых реализуются межпредметные связи с историей, географией, биологией и т.п., называются интегрированные
Уроки, на которых совмещаются изучение русского языка и литературы,- это уроки словесности
Программа под ред. Н.М. Шанского разработана в соавторстве с М. Т. Барановым и Т.А.ЛадыженскойВ учебном процессе способами подачи изучаемого материала являются индуктивный и дедуктивный
Отметьте путь, при котором презентация языкового материала осуществляется индуктивным способом:
1) от частного к общему,
2) от общего к частному.
Учебник, наряду с программой, выполняет следующие функции: познавательную, развивающую, воспитательную и систематизирующую
Сведения о выдающихся лингвистах, их роли в развитии науки о языке формируют лингвистическую компетенцию.
Приём обучения является частью метода, так как определяет конкретные действия учителя и учащихся, зависящие от общих установок и направлений работы.
По классификации Л.П. Федоренко, лекция, слово учителя и беседа относятся к теоретическим методам обучения.
По классификации Л.П. Федоренко, лингвистический анализ, комментирование текста, творческое задание относится к практическим методам обучения.
Отметьте наиболее продуктивную форму опроса учащихся:
1) индивидуальная;
2) групповая;
3) коллективная;
4) уплотнённая.
Эвристическая беседа предполагает пошаговое решение проблемной ситуации.
Дополните список уроков нетрадиционной вузовской формы обучения: лекция; семинар; практикум; зачёт.
Пропедевтический этап изучения материала – это предваряющий его изучение перед основным курсом.
Автором пособия «Русская речь» является Е.И.Никитина
По Л.П. Федоренко, в систему упражнений, способствующих формированию речевых навыков учащихся, входят: рецептивные, репродуктивные, продуктивные.
Отметьте, чем отличаются уроки обобщающего повторения от уроков закрепления изученного:
1) структурой;
2) дидактическими целями;
3) большим количеством самостоятельных и творческих заданий.
На уроках развития речи осуществляется формирование коммуникативной компетенции.
Развернутый конспект урока соответствует следующему виду планирования учебного процесса:
1) годовое (календарное),
2) тематическое
3) поурочное.
Определите вид самостоятельной деятельности учащихся по заданию: «Вставьте в исходный текст подходящие по смыслу слова»:
1) рецептивная,
2) репродуктивная,
3) продуктивная.
По классификации Л.П. Федоренко, лекция, слово учителя и беседа относятся к словесным методам обучения.
Эвристическая беседа и исследовательские методы обучения предполагают создание и решение проблемной ситуации.
Современным способом проверки знаний является тестирование.
Методика изучения разделов современного русского языка.
Методика обучения фонетике, графике, лексике и фразеологии.
Изучение фонетики является базой для осознанного усвоения звуковой системы языка, овладения орфоэпическими нормами, формирование орфографической зоркости учащихся.
Изучение фонетики неразрывно связано с изучением графики.
Выразительными средствами звуковой системы русского языка не являются:
а) многосоюзие;
б) ассонанс;
в) аллитерация;
г) благозвучие.
Задачами изучения лексики и фразеологии не являются:
а) расширение словарного запаса учащихся;
б) обучение работе с орфографическими словарями;
в) работа над толкованием смыслового значения слова;
г) расширение знаний учащихся и языке.
В школе изучается три группы лексических понятий, связанных с семантикой, происхождением и употреблением слова.
В толковом словаре нельзя определить значение слова:
а) лексическое значение слова,
б) антонимы;
в) омонимы;
г) прямое и переносное значение слова.
8.Основными способами толкования лексического значения слова являются описательный, подбор синонимов, контекстуальный
9. Диалектные, профессиональные слова и жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления или неупотребительной.
10.К выразительным средствам языка, построенным на основе переносного значения слова, не относятся:
а) метафора;
б) сравнение;
в) олицетворение;
г) эпитет.
11. В число лексических ошибок не входит:
непонимание лексического значения слова;
не различение слов паронимов;
употребление слова в разговорной форме;
Нарушение лексической сочетаемости слов.
12.Изучение фразеологизмов и лексических понятий способствует формированию не только языковой, но и коммуникативной компетенции учащихся.
13.Постоянное употребление в речи изученных с лексической точки зрения слов способствует формированию словарного запаса:
а) Активного
б) Пассивного.
Методика обучения морфемике и словообразованию
14. На процесс морфемного анализа не влияет:
1) фонетическая структура,
2) морфологические признаки,
3) орфографическое написание,
4) лексическое значение.
15. Теория и практика составления словарей является предметом изучения лингвистической дисциплины:
1) лексикология,
2) этимология,
3) фразеология,
4) лексикография.
16. К упражнениям, формирующим лексические умения и навыки не относятся:
1) решение кроссвордов,
2) толкование лексического значения слова,
3) нахождение и исправление лексических ошибок,
4) составление текста по опорным словам.
17. Анализ и разграничение современного и этимологического морфемного состава слова опираются на принцип
1) синхронический,
2) экстралингвистический,
3) структурно-семантический,
4) системный.
Методика обучения морфологии и синтаксису
25. К частям речи с однозначной морфологической характеристикой не относятся:
1) причастия,
2) деепричастия,
3) глагол,
4) категория состояния.
Правильному орфографическому написанию производным предлогов способствует сопоставление их с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, и определение их синтаксической роли в предложении.
К осложняющим элементам простого предложения, не являющимися членами предложения, не относятся:
1) частицы,
2) обращения,
3) прямая речь,
4) вводные слова и словосочетания.
Методика овладения орфографией и пунктуацией
Овладение орфографическими и пунктуационными правилами в объёме, определённом школьной программой называется относительной грамотностью.
Специфика орфографии заключается в том, что она не изучается как самостоятельный раздел, базовые знания рассредоточены по курсу 5-7 классов.
К небуквенному типу орфографии относятся дефис, черточка, пробел и апостроф.
Умение видеть орфограммы в слове называется орфографической зоркостью
Определение морфемы (место орфограммы в слове) и её окружения называется опознавательными признаками орфограммы.
Раздел языкознания, изучающий правила постановки знаков препинания, называется пунктуацией
Знаки препинания разделяются на две основные группы: отделяющие и выделяющие.
К принципам русской пунктуации не относится
1) смысловой,
2) грамматический,
3) экстралингвистический,
4) интонационный.
Ошибки по орфографии классифицируются как грубые, негрубые, повторяющиеся и однотипные
Соотнесите оценку с количеством орфографических и пунктуационных ошибок:
7\7,6\8,5\9,8\6, - 2
4 - более 9 орфографических ошибок, - 1
3 - 0\0,1\0,01 (негрубые), - 5
2 - 2\2,1\3,04, - 4
1 - 4\4,3\5,0\7. - 3
39. Выделите разделы языка, с которыми орфография не изучается как сопутствующий курс:
1) фонетика;
2) морфемика;
3) морфология;
4) лексика;
5) синтаксис.
41. Исключение из правил относятся к негрубым ошибкам.
42. Методика графики, орфографии и пунктуации являются областью методики преподавания русского языка, именуемой грамматика.
Методика развития речи учащихся.
43.Овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, обучение видам речевой деятельности являются важнейшими аспектами развития речи учащихся.
44.Результатом связной речевой деятельности учащихся является текст.
45.Признаками текста как речевой данности являются:
1) смысловая целостность,
2) грамматическая взаимосвязь,
3) членимость.
45. Выберите определение, соответствующее понятию «развитие речи»:
1) процесс овладения языковыми умениями и навыками,
2) изучение системы языковых разделов,
3) процесс формирования коммуникативной компетенции.
Овладение нормами русского литературного языка не включает изучение:
1) коммуникативно значимых норм,
2) присущей молодёжному слэнгу лексики,
3) норм, часто нарушаемых носителями родного языка,
4) норм, относящихся к безусловно принятым.
Какой вид упражнения не соответствует работе над речевыми нормами:
1) анализ художественного текста,
2) сопоставительный анализ нормы и её нарушений,
3) замена ошибочных вариантов.
Обучения разным видам речевой деятельности включает:
1) смысловое восприятие текста,
2) анализ текста, создание текста и редактирование написанного.
К источникам пополнения словарного запаса учащихся не относится:
а) речь учителя,
б) молодежный слэнг,
в) чтение книг,
г) СМИ.
К какому из типов речи подходит определение – «изображение картины мира в причинно-следственных связях»:
1) описание,
2) повествование,
3) рассуждение.
В каком типе изложения требуется краткая передача содеожания исходного текста:
1) выборочное,
2) близкое к тексту,
3) сжатое,
4) с языковым анализом.
52.Какой аспект изучения стилистики является основным в школьном курсе русского языка:
1) функциональная стилистика,
2) практическая стилистика,
3) язык художественной литературы.
Учет следующих положений: с кем, где и о чём говоришь – соответствует понятию речевая ситуация.
Распределите очередность изучения стилей речи в школьном курсе
русского языка:
2. художественный,
1. разговорный,
5. публицистический,
3. научный,
4. официально-деловой.
Основной целью овладения эстетической функцией языка является изучение изобразительно-выразительных средств языка.
В область преподавания русского языка, изучающую языковую систему включаются следующие разделы: методика фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса.
Углублённое изучение русского языка.
Внеклассная работа прежде всего направлена на формирование познавательного интереса учащихся к предмету.
Урок-лекция по дидактическим целям соответствует следующим традиционным урокам: объяснения и закрепления.
Содержание урока-лекции может быть зафиксировано в тетради в виде: сложного плана, тезисов, схем, таблиц.
Проблемная задача, поставленная на уроке исследования, традиционно строится на основе лингвистического эксперимента.
Основу урока-семинара составляют доклады учащихся.
Игровыми разновидностями урока-семинара являются заседания, конференция, конгресс, суд.
Разновидностью урока-практикума, направленной на активизацию познавательной деятельности школьников, является деловая игра.
Урок-зачёт совмещает функции уроков обобщения и контроля.
Формированию умения вести научный спор способствует урок – дискуссия.
Одной из важнейших составляющих овладения культурой речи учащихся является речевой этикет.
Школа с малым количеством учащихся, где процесс обучения требует особых форм его организации, называется малокомплектной.
Новые педагогические технологии в преподавании русского языка включают модульное обучение дистанционное обучение и метод технологии проектов.