Педагогическая находка — конспект НОД Моя малая родина


-5086350
Муниципальный профессиональный конкурс
«Воспитатель года Мичуринска-наукограда РФ – 2017»
Педагогическая находка
БОГДАНОВОЙ ОКСАНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
ПЕДАГОГА МБДОО «ДЕТСКИЙ САД
№13 «РОДНИЧОК»
Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по патриотическому воспитанию
в старшей группе по теме
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
http://nsportal.ru/bogdanova-oksanaМичуринск – наукоград2017 г.
Образовательные области: Познавательное развитие
Интеграция видов деятельности: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие
Вид занятия: комплексное занятие (открытый просмотр)
Виды образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкальная, игровая, восприятие художественной литературы
Цель: знакомство с историей возникновения родного города, с достопримечательностями своего микрорайона, с работой великого ученого- садовода И.В. Мичурина, в честь которого назван город.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с историей родного города, его достопримечательностями;
- учить детей разгадывать загадки;
- формирование общей культуры личности, в т. ч. развитие их социальных, интеллектуальных, нравственных качеств;
- учить внимательно слушать педагога и ответы других детей
Воспитательные:
- воспитание любви к своей малой Родине, к своему родному дому, детскому саду, своей семье;
- воспитание чувства гордости за достижения людей, прославивших наш город, нашу страну;
- формирование нравственного чувства к культурному наследию
Развивающие:
- расширение представлений о родном городе;
- развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, города;
Планируемый результат:
- узнают историю возникновения родного города;
- узнают знаменитых земляков;
- смогут использовать полученные знания в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (трудовой, игровой, музыкальной, проектной и т.д.);
- проникнуться чувством патриотизма и любви к своей малой родине
Предварительная работа:
- экскурсии в Свято-Троицкий монастырь, расположенный на территории ЦГЛ;
-экскурсии в музей ВНИИГиСПР им. И.В. Мичурина (ныне отделение ФНЦ им. И.В. Мичурина);
-целевые прогулки по территории ЦГЛ;
- заучивание стихов, гимна Мичуринска.
- просмотр ознакомительных презентаций о родном городе;
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, муляжи фруктов, портреты знаменитых земляков, черенки смородины, горшочки, земля, аудиозаписи
Ход занятия
Вводная часть
Организационный момент
Дети входят в группу, становятся в круг.
Воспитатель с детьми:
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (Родина)
Основная часть
Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим с вами о нашей малой Родине. Познакомимся с нашими достопримечательностями, с нашим местом, где мы живем. Возможно, наши гости не знают, какое у нас необычное и красивое место и всем будет интересно нас послушать.
Вначале я хочу прочитать эти строки:
Как велика моя земля,
Как широки просторы,
Озера, реки и моря,
Леса, и степь, и горы!
В этом четверостишии говорится о нашей стране, о нашей великой Родине.
Как называется наша Родина?
Дети: Россия.
Правильно, ребята, мы живем в России. А вот послушайте другое стихотворение:
Есть на нашей голубой планете
Маленький зеленый город-сад,
Ничего дороже нет на свете,
Чем наш город, повтори стократ.
Здесь цветут и яблони, и груши,
Новые сажают деревца,
И от этого светлеют наши души,
Расцветают юные сердца!
Ребята, это стихотворение о нашем городе написал Виноградов Александр Владимирович, папа нашего Димы. Скажите, как называется наш город?
Дети: Мичуринск.
Воспитатель: Правильно, мы живем в городе Мичуринске. Ребята, скажите, в честь кого наш город получил это название?
Дети: Он назван в честь И.В. Мичурина – великого ученого садовода.
( слайде – портрет И.В. Мичурина)
- А как называется река, на которой стоит наш Мичуринск?
Дети: Река называется Лесной Воронеж.
(слайд р. Лесной Воронеж)
- Но, скажите нам, ребята, с чего же начинается наша малая Родина?
Стих о Родине
Ребенок Слышишь песенку ручья?
- Это Родина моя!
Слышишь голос соловья?
- Это Родина моя!
Садик, где твои друзья
- Это Родина моя.
Руку матери своей,
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина
- Это тоже Родина!
- Ну и где же наша родина?
Ребенок Вот здесь, где все дышит сказкою Родились мы и живем.
Поэтому край наш ласковый
Родиной зовем!
Воспитатель: А живем мы, ребята, в зеленом райском уголке города Мичуринска, который называется…..?
Дети: ЦГЛ им. Владимира Ивановича Мичурина.
Воспитатель: А что же интересного, ценного, достопримечательного есть на территории ЦГЛ?
Дети: На территории ЦГЛ стоит Свято –Троицкий мужской монастырь, здание Всероссийского научно- исследовательского института им. В.И. Мичурина, растут плодовые сады.
(слайды)
Воспитатель: Ребята, давайте поговорим о Храме. Вы знаете, как называется наш Храм? (слайд)
Дети: Это Успенская Церковь, посвященная Успению пресвятой Богородицы
Воспитатель: Вы можете рассказать историю возникновения Успенской церкви?
Дети: Раньше на территории ЦГЛ стоял Троицкий мужской монастырь. Там жили монахи. В церкви они молились, а в кельях жили. Монастырь окружала стена длиной 630 м, а высотой 12м. Потом монастыря не стало, а из построек сохранились: Успенская церковь, сторожевая башня и полуразрушенная стена. (слайды)
Воспитатель: Ребята, а знаете в честь какой иконы назван был монастырь Троицким?
Дети: В честь Иконы Пресвятой Троицы.
Воспитатель: Ребята, я хочу напомнить вам историю возникновения Троицкого монастыря.
Давным – давно, когда вместо города был лес, а на территории ЦГЛ дубовая роща, забрел сюда старец Иосиф. И очень ему понравилось это местечко на холме. Он остался здесь жить. Иосиф жил и молился прямо под открытым небом. Потом к нему пришли другие старцы, и стали они потихоньку строить себе жилье, небольшую церковь. Им трудно жилось. Они ловили рыбу, собирали ягоды, грибы – тем и питались. Постепенно Троицкая обитель стала разрастаться, вместо деревянных построек поставили каменные. Прошло три столетия, к власти пришли другие правители, монахи покинули нажитые места и Троицкий монастырь стал разрушаться. В Успенской церкви расположился клуб и музей. В кельях стали жить простые люди. И только в 1998году Храм стал восстанавливаться. (слайды)
Знаете, ребята, на Руси Храмы всегда ставили на самых красивых местах. Храм – это святое место.
Вот в таком красивом, уютном месте, которое называется ЦГЛ живем и мы с вами. А знаете почему ЦГЛ назван именем Мичурина, как и наш город?
Дети: ЦГЛ, как и город, назван в честь И.В. Мичурина. Иван Владимирович Мичурин был великим ученым, садоводом. Он выводил новые сорта фруктов, ягод, поэтому ЦГЛ назван его именем.
Воспитатель: Ребята, а здание ЦГЛ такое же, как все дома или отличается своим внешним видом? (слайд)
Дети: Здание Центральной генетической лаборатории (ныне ВНИИГиСПР) не похоже на наши дома. Оно очень красивое. У входа в здание стоят мощные колонны. Вокруг здания растут большие голубые ели. У подхода к главному корпусу ЦГЛ стоит памятник И.В. Мичурину. В здании находится музей, где мы видели яблоки, груши и многое другое.
Воспитатель: Мы с вами еще раз посетим небольшой музей, где выставлены муляжи плодов. Подойдите поближе. Посмотрите, какие они красивые, яркие, так и хочется попробовать на вкус.
Ребята, что вы знаете об этих фруктах? Вот яблоко, что вы можете о нем рассказать?
1 ребенок Яблоко круглой формы, красного (зеленого) цвета, ароматное. Из яблок варят компот, варенье, делают начинку для пирога.
2 ребенок Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Воспитатель: А это что такое? Показывает сливу.
3 ребенок Это слива. Она овальной формы, синего цвета. Внутри косточка. Из сливы тоже можно приготовить компот, варенье, джем
Воспитатель: А это что такое? Показывает грушу.
4 ребенок Это груша. Она имеет форму лампочки. Груша очень вкусная. Из груш получается сладкий компот.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас послушайте загадку.
Стоит Егорка в красной ермолке,
Кто не подойдет, всяк поклон отдает. (земляника) (слайд)
А кто из вас знает загадки о фруктах и ягодах?
1 ребенок Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина) (слайд)
2 ребенок Синий мундир, желтая подкладка,
В середине косточка и сладко. (слива) (слайд)
3 ребенок Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду пока матрешка
Упадет сама в траву. (яблоко) (слайд)
4 ребенок Летом ягоды черны,
Летом ягоды вкусны.
Чик – чирикнул воробей,
Чем чернее, тем вкусней. (смородина) (слайд)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот сколько замечательных загадок вы знаете о фруктах и ягодах. А у меня есть волшебный мешочек с фруктами и ягодами. Давайте поиграем. Воспитатель называет какой –либо фрукт или ягоду, а ребенок по признакам ищет его в мешочке.
Все справились с заданием.
Ребята, все эти фрукты и ягоды растут в садах, которые расположены на территории ЦГЛ. У нас много садов: 4 яблоневых, вишневый сад, сливовый, грушевый. Есть плантации земляники и сад смородины. Осенью у нас бывает большой урожай яблок. Ваши родители собирают их, заготавливают на зиму. Яблоки хранятся в специальном хранилище. Мы с вами едим яблоки круглый год. Сейчас весна и сады цветут, радуя своей красотой. Это результат работы И.В. Мичурина и его последователей.
Ребята, я еще немного расскажу о великом ученом, чьим именем назван наш город, наше место, где мы живем.
Многие годы И.В. Мичурин жил и работал в нашем городе, который раньше назывался как? Козлов. Когда Иван Владимирович был маленький, он любил что - нибудь сеять, сажать. Посадит семена и наблюдает, что из этого вырастит. Когда он подрос, стал изучать специальные книги по садоводству и начал сажать семена из отобранных плодов яблок, груш, слив, вишни. Выберет самые красивые, самые вкусные и посадит в землю. Вначале он сажал в своем маленьком дворике, а потом построил дом на берегу реки Лесной Воронеж и посадил там большой сад. Наблюдал и ухаживал за каждым деревом. Иван Владимирович вывел много новых сортов плодовых культур. К нему стали приезжать ученые из Америки и других стран, приглашали к себе жить и работать. Но Иван Владимирович сказал, что Россия – это моя Родина и я буду приносить пользу своей стране, своему народу, своему городу.
Для того, чтобы выводить новые сорта плодовых культур была построена Центральная генетическая лаборатория им. И.В. Мичурина, где продолжается дело великого ученого. И старинный купеческий город Козлов превратился в центр отечественного садоводства. Еще при жизни И.В. Мичурина в 1932 году город был переименован в Мичуринск. Дом И.В. Мичурина на реке Лесной Воронеж стал музеем. (слайд -Дом – музей И.В. Мичурина)
Практическая работа
Ребята, я предлагаю вам внести свой посильный вклад в озеленение нашей малой Родины и разведении сортов И.В. Мичурина. Мы посадим черенки смородины «Память Мичурина».
Дети с воспитателем сажают черенки смородины в горшочки.
Заключительная часть
Когда эти черенки приживутся, мы высадим их на участке детского сада, возле Свято – Троицкого монастыря. Пусть наш родной уголок цветет и зеленеет. Ведь для каждого человека это святое и очень дорогое место.
Ребята, а как вы думаете, есть ли где земля дороже и любимей нашей для нас с вами?
Ребенок Жура-жура-журавель
Облетел он сто земель,
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая-
«Лучше нет родного края!»
И я так думаю, где бы вы не были, куда бы вас жизнь не направила, всегда захотите возвратиться на свою Родину, здесь ваши родители, здесь ваш дом. Любите свой край, берегите землю родную, как мать любимую.
Гимн Мичуринску
Список использованной литературы:
Белых М. Сказания о Козловских храмах.- Мичуринск, 2004.-130 с.
Татаринцев А.С. Иван Владимирович Мичурин.-М.: Колос,1994.-114 с.