Групповой исследовательский проект на тему Святые Земли Муромской




Святые Муромской Земли




Протопоп Логгин Муромский

Церковный Собор 1654 года. Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты.


Одним из наиболее драматичных событий XVII столетия стал раскол Русской православной церкви. В сороковые годы в среде православного духовенства возникло так называемое движение «боголюбцев» - ревнителей церковного благочестия, основанное на учении святых отцов. Его возглавили протопопы Иван Неронов и Аввакум Юрьевецкий. Первоначально патриарх Никон их поддерживал. Однако после издания патриархом весной 1653 года циркуляра об изменении некоторых церковных обрядов, отношения между ними обострились. Бывшие друзья Никона - Иван Неронов, Аввакум Юрьевецкий, Логгин Муромский и другие - приняли это неожиданное для них и ничем не мотивированное распоряжение как объявление войны. Они подали челобитную царю. Тот никак не ответил на жалобу. «Не знаю, где скрыл, мнится, Никону отдал», - писал потом протопоп Аввакум.
В Муроме сторонником «боголюбцев» был протопоп Логгин, служивший в соборе Рождества Богородицы. Своей проповеднической деятельностью, призывами к христианскому образу жизни он снискал себе большое уважение у горожан.


Однажды Логгин присутствовал на обеде у воеводы Игнатия Бестужева. К нему подошла жена воеводы и попросила у него благословения. Однако протопоп, заметив на ее лице краску, спросил: "Не белена ли ты?" Как известно, ревнители благочестия не одобряли употребление женщинами косметики. Этот упрек вызвал раздражение присутствовавших. Некто Афанасий Отяев заметил: "Что-де, протопоп, хулишь белила, а без белил-де не пишется и образ Спасов, и Пречистыя Богородицы, и всех святых". На это Логгин ответил, что краски для икон составляют иконописцы, "а как-де на ваши рожи такие составы положить, так-де и не похотите". Раздраженный воевода приказал взять Логгина под стражу и написал патриарху, что протопоп "похулил образ Господа нашего Исуса Христа, и Пресвятыя Богородицы, и всех святых" Патриарх Никон занял в этом конфликте сторону воеводы и использовал его как повод отомстить протопопам.
В июле 1653 года на соборе московского духовенства Логгину было зачитано обвинение в похулении икон Спасителя, Богородицы и святых.
Иван Неронов заступился за своего друга и потребовал дополнительного расследования по делу арестованного, вступив, таким образом, в открытое противоборство с патриархом. 1 сентября 1653 года Никон расстриг (лишил права священства) протопопа Логгина.
«Остригше, сняли с него однорядку № и кафтан», - писал протопоп І Аввакум.
Осужденного священника сослали домой, в Муром, с запрещением служить в церкви. Жители города сочувственно отнеслись к несчастью Логгина. Они ходатайствовали за него перед Рязанским епископом как за «охранителя апостольских и отеческих преданий».



«Муромского протопопа остригше и муча, в Муром сослал (патриарх - ред.), тут и скончался в мор», - писал протопоп Аввакум.
Защитник Логина, Иван Неронов, был сослан в Сибирь.
Конфликт муромского священника с властями нашел отражение в сочинении Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно»: «Муромский протопоп по имени Логгин осмелился проповедовать и начал вместе с некоторыми подчиненными ему попами в Муроме и других городах произносить открыто проповеди. Когда, однако, патриарху это стало известно, он постарался принять меры против этого, отрешил проповедников от должностей, проклял их с особыми церемониями и сослал на жительство в Сибирь».
Старообрядческая церковь почитает протопопа Логгина как святого мученика, одним из первых пострадавшего за древнее благочестие.


№ Однорядка - старинная верхняя мужская и женская одежда - долгополый однобортный кафтан без воротника.
І Протопоп (разг.) - старший православный священник.
Через год, в 1654 году, Логгин умер во время морового поветрия.



Святой Василий
епископ Муромский и Рязанский
(Память 21 июня / 4 июля)










Во времена правления в Киеве и во всей Русской земле превеликого, святого и равноапостольного князя Владимира, когда пришло ему время разделить между детьми своими города - кому каким владеть, то одному из сыновей своих, святому Борису, передал он город в Российской земле Ростов, а другому сыну, святому Глебу, - город Муром. Из этих городов и пошли они на страдание ради Христа, и святость их познана была праведными людьми, и стали прославляться они во святых церквах. И в тех городах, где княжили они, были поставлены епископы, и назывались те епископы местными епископами святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Со временем два князя, родные братья, из того же рода святого превеликого князя Владимира начали управлять городами: старший - городом Муромом, младший же - Рязанью. В некие времена был в городе Муроме епископом праведный Василий. Дьявол же, древний погубитель душ человеческих, не в силах терпеть праведной жизни этого епископа, начал ему вредить так, чтобы представить его блудником. И вот, преображаясь в девицу, показывался он из дома епископа - то выглядывал в окно, то выходил из епископского дома. Видя такое, многие жители города и городские вельможи впали в обман - поверили этому. И вот пришли в дом епископа, чтобы ради вины такой прогнать его из епископии.
Тогда епископ взял икону с изображением предвечного младенца Христа с богородицей, - на икону же эту имел он
великую надежду о спасении своем, - и пошел с епископского двора. Его проводили до реки Оки и хотели дать ему
небольшую ладью, чтобы он мог уплыть. Он же, стоя на берегу, снял мантию и, разостлав ее по воде, встал на нее, держа в руках образ с Христом и богородицей, и сразу же бурным порывом ветра понесло его против течения, вверх по реке. Рассказывают, что случилось это на третьем часу дня, а в девятом часу того же дня примчало его в то место, которое ныне зовется Старой Рязанью, тогда ведь здесь жили рязанские князья. Князь же рязанский Олег встретил его
с крестами; так и перешла в Рязань муромская епископия; и до сих пор называется она Борисоглебской.

.



.












Христорождественский собор



Молитва святому

Святителю Отче Василие! Умоли Бога, да простит нам всякое согрешение, вольное и невольное, и очистит нас от всякия скверны плоти и духа, и избавит нас от козней исконного врага нашего, и сохранит от клеветы человеческия; да утвердит нас в истинной спасительной вере и нелицемерном благочестии, да соблюдет от суетомудрия и душетленных учений века сего; да охранит сердца наши от соблазнов мира и да научит огребатися от плотских страстей и похотей, горняя мудорствовать, а не земная. ( Преосв. Иустин Еп.)




Святые благоверные князья Константин, супруга его Ирина и чада их, Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы
(Память 21 мая / 3 июня)











Благоверный великий князь Константин (Ярослав) Святославович происходил из рода святого равноапостольного великого князя Владимира, крестившего землю Русскую. Он был младшим сыном Святослава Ярославича, сначала князя Черниговского, а затем великого князя Киевского (1073 - 1077), то есть внуком Ярослава Мудрого и правнуком святого Владимира. Ревнуя об утверждении христианства на Руси, князь Константин хотел иметь своим уделом город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить его жителей светом христианской веры. Родственник князя Константина, сын великого князя Владимира благоверный князь Глеб, которому был назначен во владение город Муром, употребил много усилий, чтобы овладеть им и склонить его жителей к принятию Святого Крещения. Но не удалось ему это сделать. После того как святой Глеб был убит, Муром долго оставался без христианского князя, и язычество в городе набирало все большую силу. Между тем соседи, болгары, исповедовавшие мусульманство, старались распространить свое влияние на Муром. «Князь Константин, слыша о Муроме, яко велик и славен, и множеством людей живущих в нем, и богатством всяким кипящий», испросил у своего отца Святослава этот город себе в удел. Отец не хотел отпускать Константина, сильно опасаясь за его жизнь. Но Константин решился на все ради святой веры.
И в 1092 году святой князь Константин вместе со своими сыновьями, князьями Михаилом и Феодором, и супругой Ириной, с духовенством, воинами и слугами из славного города Киева пришел на Рязанскую землю к городу Мурому.








Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, князь Константин не оставил,
однако, мысли об их просвещении. Прежде всего, он построил в Муроме храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил там своего сына, а вскоре воздвиг и другую церковь во имя святых Бориса и Глеба. Он не раз призывал к себе старейшин города и убеждал их переменить веру.
С проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем. Однажды толпа язычников, недовольная князем, подступила к его дому, грозя смертью. Горожане поклялись убить или выгнать князя, но христианства не принимать. Святой Константин с сыном Феодором и княгиней Ириной заперлись в Благовещенском храме и усердно молились, пока не услышали голос: «Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз есмь с тобою». Князь вышел с иконой Пресвятой Богородицы к мятежникам. Чудесное сияние лилось от иконы. Пораженные Божественным сиянием, мятежники согласились принять Святое Крещение. «И тако крестишася вся люди града Мурома во имя Отца и Сына и Святого Духа, радующеся и славяще Бога», - повествует летописец.
Торжественно было крещение муромцев, и, как некогда Днепр, река Ока стала купелью для многих жителей города. Благоверный князь осыпал детей Божиих разными подарками, одних - одеждой, других - деньгами, а лучших - и вотчинами. Так благоверный князь Константин в городе Муроме «веру утверди» и жителей «от прелести идольския избави». Сын Феодор был ему ревностным помощником в деле утверждения Православия на муромской земле.
После крещения муромцев надлежало позаботится об умножении храмов. Святой Константин «заповеда ставити церкви в городе и в селах и монастыри мужские и женские», и учредил в епископскую кафедру. Согласно летописи, в 1096 году в Муроме уже был построен Спасский монастырь


Молитва
святым благоверным князьям Константину и чадам его Михаилу и Феодору, Муромским Чудотворцем
О храбрый воине и избранный воеводо Небеснаго Царя Христа! Победивый прелесть идолослужения силою Святаго Духа, и просветивый град Муром святым крещением, святый благоверный княже Константине! Усердно предстояще честней раце многоцелебных мощей твоих, со слезами молим тя, просяще прияти нам твоим к Богу ходатайством грехов оставление. Предстани, святе, яко имеяй дерзновение ко Святей Троице, и подвигни с собою на молитву преудобренныя своя две отрасли, плод честнаго семени твоего, благовернаго князя Михаила послушнаго тебе до смерти, и кровь свою пролиявшаго за град сей, и яко незлобиваго агнца заколена бывша

(тщашеся бо тьмы душ обратити ко Господу спасаемых), и благовернаго князя Феодора, ревнителя благочестию.
Испроси своими молитвами Богохранимей стране нашей и людем, мира, здравия, долгоденствия и на враги победы и одоления. Еще со слезами смиренно просим: сохраните, блаженнии, невредим град сей, егоже возлюбисте и свободисте от работы демонския. Обитель же сию, и живущия и труждающияся в ней, соблюдите невредимо от всех козней и стрел демонских. Даруйте, святии, царствующим градом, граду сему, всякому граду и стране мирное и немятежное житие и изобилие плодов земных. По морю плавающим и путешествующим, и к раце мощей ваших с верою прибегающим, безбеднии правителие будите: злых свобождение, мирное и радостное в домы их возвращение, молитвами вашими даруйте, да вси с радостию взываем: О благовернии наши заступницы! Соблюдите всех без напастей, да вси, прибегающе с верою к цельбоносней раце мощей ваших исцеление душам и телесем нашим приемлюще, прославляем вас, наша заступники, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и веки веков. Аминь.







Благоверный князь Петр - второй сын Муромского князя Юрия Владимировича - вступил на муромский престол в
году. За несколько лет до этого князь заболел проказой. В сонном видении князю было открыто, что его может
исцелить дочь пчеловода, благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой, что на Рязанской земле. Проснувшись, святой Петр послал за ней своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту и дал обещание жениться после исцеления. Святая Феврония исцелила князя. Признательный князь сочетался с ней браком, хотя муромская знать воспротивилась этому, объявив: или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром». Князь твердо помнил слова Господа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучит. Кто отпустит жену свою... и женится на другой, тот прелюбодействует» (Мф. 19, 6, 9). Потому, верный долгу христианского супруга, князь согласился отказаться от княжества. Святые супруги отплыли на лодке по Оке из родного города. Средств к существованию осталось немного и его одолевали печальные мысли. Но умная княгиня поддерживала и утешала его, говорила, чтобы он не печалился, что Бог не оставит их в нищете.
В Муроме после ухода князя начались раздоры. Искатели власти схватились за мечи и многие из вельмож потеряли жизнь. Муромские бояре были вынуждены просить князя Петра и княгиню Февронию возвратиться в Муром.
Правление князя Петра было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостивое, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа, всех любили, покоили странников облегчали участь несчастных, чтили иноков и священников, ограждая их от нужд. Однажды княгиня во время плавания по реке на судне, приказала вельможе, пленившемуся ее красотой и смотревшему на нее с худыми помыслами, зачерпнуть и отведать воды с одной и другой стороны судна. И когда тот выполнил ее волю, мудрая княгиня спросила: «Не находишь ли разность между той и другой водой?» «Никакой», - отвечал вельможа. Тогда святая сказала: «Точно также одинаково естество женское, напрасно ты, оставляя свою жену, думаешь о чужой».

















Молитва святым благоверным
князю Петру и княгине Февронии,
Муромским чудотворцам
О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом


благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.



Святой Преподобный Илия Муромский,
Киево - Печерский чудотворец
(память 19 декабря / 1 января, 28 сентября /
11 октября)


















О жизни преподобного Илии Муромского, исторические источники сохранили мало сведений. Известно только, что он жил в XII веке и был иноком Киево - Печерской обители. Его нетленные мощи доныне почивают в Антониевых пещерах. Народное предание отождествляет преподобного Илию с известным русским богатырем Ильей Муромцем, о жизни которого известно из древнерусских былин и сказаний. В летописи его имя упоминается лишь один раз (Ростовская летопись), где сказано, что в миру он был воеводой. Согласно преданию, Илья Муромец родился в селе Карачарово близ Мурома. Его родители, Евфросиния и Иоанн, были крестьянами. В младенческом возрасте Илия тяжело заболел и на многие годы оказался прикованным к постели. Молитва научила его терпению, и он со смирением нес свой крест, за все благодаря Бога. Такое устроение души Ильи Муромца было примером мужества и послужило к назиданию многих христиан. За чистое сердце и великое За чистое сердце и великое терпение Господь исцелил Илию и наделил его огромной силой. В то время ему исполнилось тридцать три года. Исцелившись, Илья Муромец поступил на службу к Киевскому князю. Судя по тому, что в Ростовской летописи он называется воеводой, можно судить о нем как о человеке с хорошим материальным достатком, известном своими ратными подвигами. Однако ни слава, ни богатство не прельстили преподобного Илию: любовь к Богу и желание стяжать Небесное Отечество владели его душой. Именно поэтому в расцвете сил он оставил княжескую службу и принял монашеский постриг в Киево - Печерской обители преподобного Антония. Все свое имущество Илья Муромец раздал бедным и на украшение храмов Божиих. После кончины он был погребен в Антониевых пещерах.



Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы русской православной церкви со старообрядческим расколом (конец XVII- XIX вв.) этот аргумент служил одним из основных доказательств в пользу трехперстного сложения руки для крестного знамения.


До последнего времени считалось, что кончина преподобного Илии была мирной. Однако исследования его мощей, проведенные в недавнее время, показали, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. Установлен также и сравнительно молодой возраст почившего: от 40 до 45 лет. Эти исследования, проведенные на самой современной аппаратуре, подтвердили, что преподобный Илия обладал большой физической силой и огромным для той эпохи ростом. Однако в детстве и молодости он страдал болезнью, в результате которой были нарушены двигательные функции организма, то есть практически он был парализован. Таким образом, на основе этих исследований можно сделать заключение о тождественности образов Ильи Муромца - героя народных былин и преподобного Илии, погребенного в Антониевых пещерах. В библиотеке Киево - Печерской Лавры находилась рукопись XVII века, в которой говорилось, что преподобный Илия обладал слезным даром, и когда его спрашивала братия: «Что ты, отче, плачешь?» - он отвечал, что, будучи воином, много пролил крови, а теперь сожалеет об этом. В летописи сказано, что преподобный Илия творил чудеса. Скончался он около 1188 года, память празднуется 19 декабря (1 января).










МОЛИТВА
СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ ИЛИИ МУРОМЦУ

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.










Праведная Иулиания Лазаревская (Муромская) родилась в З0-х годах XVI века в семье благочестивых и нищелюбивых дворян Иустина и Стефаниды Недюревых. Ее отец служил ключником при дворе царя Иоанна IV Грозного. В шестилетнем возрасте Иулиания потеряла мать. Бабушка с материнской стороны, Анастасия Никифоровна Лукина, взяла ее к себе в город Муром. Через шесть лет скончалась и бабушка, завещав своей дочери, Наталье Араповой, взять сироту на воспитание. Тетка праведной Иулиании воспитывала своих девятерых детей. Уже подростком Иулиания была послушной и смиренной, но избегать обид и укоров родных все же не удавалось. Она вела строгую и уединенную жизнь. Пост, молитву и рукоделие предпочитала играм и забавам, что вызывало насмешки не только у сестер, но и у слуг. За рукоделием праведная Иулиания часто просиживала целые ночи, обшивая сирот, вдов, больных. Молва о ее человеколюбии разнеслась по окрестностям. Благочестивая жизнь девицы привлекла внимание владельца села Лазаревское, что в четырех верстах от г. Мурома, Георгия (Юрия) Осорьина, который вскоре женился на 16-летней Иулиании. После венчания в сельском храме священник Потапий, по сохранившимся сведениям, напомнил молодым, что семья является малой церковью, и что новобрачные должны быть примером добродетели для домочадцев. Слова священника глубоко запали в душу юной Иулиании, и этим наставлениям она свято следовала всю жизнь. Родители и родственники мужа полюбили кроткую, приветливую и трудолюбивую невестку и вскоре поручили ей управление домом. Домашние заботы не прервали духовных подвигов праведной Иулиании. Теплой и частой молитве она научила и своего мужа, с которым прожила в мире и согласии долгие годы. Иулиания родила десятерых сыновей и трех дочерей. Шесть детей умерли во младенчестве. Двое сыновей погибли взрослыми: один на охоте, другой на царской службе. Праведная Иулиания непрестанной молитвой подкрепляла свои душевные силы. Она не роптала, зная, что ее безгрешные младенцы в Царствии Небесном славят Бога. О старших же сыновьях усердно молилась Господу и подавала щедрую милостыню. После трагической смерти сыновей она просила мужа отпустить ее в монастырь. Георгий Осорьин, человек грамотный и весьма благочестивый, приводил ей слова преподобного Космы Отшельника ( VI в., память 3 августа) из «Луга духовного»: «Не спасут нас ризы черные, если живем не по-монашески, и не погубят нас ризы белые, если творим Богу угодное. Если кто уходит в монастырь, не желая заботиться о детях, не любви Божьей ищет, а покоя». Убежденная справедливостью этих слов, святая Иулиания со смирением покорилась воле Божией; муж же согласился не иметь с ней супружеского союза и стал относиться к ней по-братски. После этого праведная Иулиания усилила свои духовные подвиги: по понедельникам и средам вкушала одни раз невареную пищу, по пятницам совсем ее не принимала; ночь проводила в молитве, предаваясь сну всего два часа, каждое утро ходила в храм Божий к заутрене и обедне. По возвращении из церкви святая занималась воспитанием детей и без отдыха трудилась по хозяйству при этом не расставалась с четками и постоянно творила Иисусову молитву. По всей округе святая Иулиания славилась своим милосердием и благотворительностью. Искусно вышитые пелены она жертвовала в храмы, остальную работу продавала и вырученные деньги раздавала нищим. Благодеяния совершала тайно, милостыню посылала по ночам с верной служанкой. О вдовых и сиротах заботилась особо: кормила, поила, обшивала. Со слугами бывала строга, но неизменно приветлива, называя их полным христианским именем, уважала в них образ Божий. О проступках никогда не доносила ни мужу, ни свекру со свекровью, предпочитая брать вину на себя, и этим устраняла повод к раздорам. Как-то ночами ее стали тревожит тяжелые сны. Бесы, грозились погубить ее, если не бросит своих благодеяний ближним и своих подвигов. Увидела внезапно святителя Николая Чудотворца. Он благословил Иулианию и сказал: «Дочь моя, мужайся крепись, не бойся бесовских козней! Христос повелел мне защищать тебя от нечести, от злых людей!» Она ясно видела светлого мужа, который величественно скрылся. Иулиания бросилась за ним вслед, но дверные засовы оказались заперты. В голодные времена, праведная Иулиания, делилась своей пищей со всеми, кто был рядом и особенно в этом нуждался. Голод сопровождался болезнями, эпидемиями сибирской язвы, чумы. В ужасе люди запирались в домах, боясь прикасаться к чему бы то ни было вне дома. Милостивая Иулиания тайком своими руками мыла больных, лечила их, как умела, и молила Бога об их выздоровлении. Покойных обмывала сама, нанимала людей для их погребения. Усердно молилась о душе каждого человека, знала она его или нет. По обычаю наших предков родители мужа на смертном одре приняли монашеский постриг и умерли в глубокой старости. Блаженная Иулиания в течение 40 дней ставила поминальные столы для монахов, священников, вдов, сирот, нищих и посылала подаяния по тюрьмам. Муж умер через десять лет. Утешая детей, сильно тосковавших об отце, говорила: «Не скорбите, чада мои! Смерть отца вашего - назидание нам грешным; видя ее и постоянно ожидая для себя кончины, будьте добродетельны, больше всего любите друг друга и творите милостыню». Однажды, во время лютой зимней стужи, святая Иулиания несколько дней молилась дома, сообщает нам ее сын, оставивший жизнеописание святой. Священник Лазаревской церкви услышал в храме голос от иконы Божией Матери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании: отчего она не ходит в церковь? Домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее: на ней почивает Святой Дух». Блаженная прожила во вдовстве девять лет. За это время она раздала бедным почти все свое имущество. Дома оставила только самое необходимое и распределяла хозяйственные запасы так, чтобы они не оставались на следующий год. Но очень скоро такие запасы не оказались бы лишними. В царствование Бориса Годунова (1598 - 1605) пришел на землю русскую страшный голод. Люди ели древесную кору, иногда - даже падаль. Не стало пищи и в доме Осорьиных. Праведная Иулиания была вынуждена переселиться в нижегородские пределы, в село Вочнево. Слугам она дала вольную, хотя некоторые из них остались ей верными до конца. Все вместе они собирали лебеду, сдирали с вязов кору, перетирали и готовили хлебы. По молитвам святой этот хлеб приобретал особую сладость, и страждущие от голода приходили к милостивой Иулиании подкрепить силы. Испытывая тяжелую нужду в течение почти двух лет, праведная Иулиания не роптала, не возмущалась, не пала духом. Напротив, она была по-прежнему благодушна имела чистый и добрый нрав. Ее огорчало только то, что в Вочнево не было храма. По старости она не могла ходить молиться в ближайшее село. 26 декабря 1603 года милостивая Иулиания заболела. На восьмой день, 2 января 1604 года, на рассвете, призвала своего духовного отца, священника Афанасия. Причастившись Святых Таин, она отдала последние распоряжения и наставления и простилась со всеми. Затем обвила четки вокруг руки, трижды перекрестилась. Последними словами праведной Иулиании были: «Слава Богу за все! В руце Твои, Господи, предаю дух мой» и скончалась. Все видели, как около ее головы образовалось сияние в виде золотого венца, какое пишут на иконах, сообщает нам письменный источник. Ночью возле гроба горели свечи, хотя их никто не возжигал, и чувствовали благоухание, которое струилось из комнаты, где лежала блаженная. Последняя воля праведной была связана с просьбой отвезти ее тело в муромские пределы. Она хотела быть похороненной у церкви праведного Лазаря, возле своего мужа. Просьба была исполнена. Здесь же впоследствии погребена и ее дочь схимонахиня Феодосия. И Георгий, и Феодосия Осорьины стали местночтимыми святыми и изображались на иконах вместе с праведной Иулианией. В 1614 году, когда рыли могилу для сына праведной Иулиании, Георгия, мощи святой были обретены нетленными. Они источали миро, от которого многие получили исцеление. На поклонение праведной Иулиании приходили богомольцы из Мурома и окрестных селений и по обычаю приносили больных детей. В 1899 году почитатели праведницы устроили новую кипарисовую гробницу, обложенную позолоченной и посеребренной медью.



Николо-Набережный храм в Муроме, где покоятся мощи святой







Молитва
Святой
Иулиании Лазаревской

Утешение наше и похвало, Иулиание, голубице Богомудрая, яко финикс, пресловно процветавшая, криле добродетелей священне и посеребренне имущая, имиже на высоту Царствия Небеснаго возлетела еси! Похвальная пения памяти твоей радостно днесь приносим, понеже Христос нетлением чудесным тя увенча и благодатию исцелений тебе прослави. Зане любовию Христовую уязвившися, от младости чистоту душевную и телесную хранила еси, пост же и воздержание возлюбила еси, имиже поиогающнй ти благодати, вся страсти мира сего попрала еси,и, яко пчела, мудро цвет добродетелей изыскавши, пресладкий мед Святого Духа в сердце свое вселила еси и, еще во плоти бывши, посощения Богоматери сподобилася еси

. Прилежно убо тя молим: молися, госпоже, да подаст нам в Троице славимым Бог твоими молитвами многолетно здравие же и спасение, тишину и изобилие плодов земных и на врага победы и одоления. Сохрани представительством твоим, преподобная мати, страну Российскою и град сей вся грады и страны христианския неврежденны от всех навет и козней вражих. Помяни, госпоже, убогия рабы твоя, днесь в молитве тебе предстоящая, но чрез все житие свое паче всех человек прегрешившия, обаче теплое поакение о сих приносящия и твоими к Богу молитвами оставление грехов получите просящая, яко да греховных страстей свободившиеся, благодарственое пение тебе приносити присно потщимся и прославим всех благих Подателя Бога, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Святые
благоверные
князья Борис и Глеб
(Память 2 / 15 мая, 24 июля / 6 августа)



Святые благоверные князья - страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (память 15 июля 1015 г.) Родившиеся от матери - христианки святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев Борис, обученный грамоте, любил читать Священное Писание, творения святых отцов и Жития святых. Юный Глеб был неразлучен с Борисом и с радостью слушал чтение святых книг. Под влиянием Житий мучеников они возымели горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молились, чтобы Господь удостоил их такой чести.
Особенно святые братья любили читать Жития святых мучеников Никиты, Вячеслава, Варвары и других. Оба брата отличались милосердием, сердечной добротой и своей благотворительностью подражали святому равноапостольному князю Владимиру, покровительствовавшему бедным, больным и обездоленным. По воле отца святой Борис женился и, получив в удел Ростов, начал самостоятельное княжение в Ростовской земле. Святой Глеб, несмотря на молодость, был поставлен князем в Муром. Управляя своими княжествами, святые братья проявляли мудрость и кротость, прежде всего заботились о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни. Трудно приходилось князьям, ибо во многих местах еще господствовали языческие обычаи. Жители Мурома упорно отказывались принять христианство и князь Глеб был вынужден поселиться в окрестностях города. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском на битву с печенегами. В отсутствие князя Бориса святой Владимир скончался. Его старший сын Святополк, объявил себя великим князем Киевским. Известие о смерти святого Владимира застало князя Бориса, когда он возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, ушедших в степи. Дружина уговаривала святого Бориса пойти в Киев и занять великокняжеский престол. Но святой князь, не желая междоусобной распри, решил не противиться брату и ответил, что не поднимет руки на старшего брата своего, которого следует чтить за отца. В этих словах его выразилась вся глубина христианского мировоззрения. До сих пор люди не перестают удивляться смертному подвигу святого Бориса, в котором он проявил себя верным последователем Господа: принял свой крест мученической кончины и благословил своих врагов. Коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса и, стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, послал к нему убийц. Святой Борис был заранее извещен о вероломстве Святополка, но скрываться не стал, предав себя воле Божией. Мысль о мученичестве была близка ему с юных лет. Об этом жребии он молился. Он ясно понимал, что смерть будет подражанием Христу, пострадавшему невинно. Из источников, дошедших до нашего времени, мы знаем о словах святого Бориса: «Аще кровь мою пролиет - мученик буду Господу моему». В ночь перед убийством вспоминал любимые жития святых мучеников Никиты, Вячеслава и Варвары, пострадавших от рук родственников. Но главное утешение он находил в молитве перед иконой Спасителя. Святой князь молился всю ночь, ожидая своих убийц. «Сказание» о мучениках Борисе и Глебе, написанное в конце XI века неизвестным автором и приписываемое митрополитом Макарием черноризцу Иакову, трогательно передает последнее моление святого Бориса: "Господи Иисусе Христе, иже сим образом явися на земли, изволивый волею пригвоздитися на кресте и приим страсть грех ради наших! Сподоби и мя прияти страсть лестнаго... сподоби мя труда святых мученик... Слава Ти, яко сподобил мя убежати от прелести жития сего. Веси бо, Господи мой, яко не противлюсь, ни вопреки глаголю". Убийцы явились, когда он еще молился в заутреней в своем шатре на берегу реки Альты. Ворвались в шатер к князю,


пронзив его копьями. Верный слуга князя, Георгий, пытался прикрыть господина своим телом, но был убит у него на груди. Борис, тяжело раненый, нашел в себе силы выйти из шатра и умолял убийц: «Братия моя милая и любимая, мало ми время отдайте, да помолюсь Богу моему». Ему разрешили помолиться, и после молитвы он сказал: «Братие, приступивше, скончайте службу вашу, и буди мир брату моему и вам, братие».



После убийства святого Бориса Святополк послал к его младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни отца, уже скончавшегося к тому времени. Он замыслил коварно убить и другого возможного претендента на киевский престол. Обман удался, и Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев водным путем - по Волге и Днепру. Предупреждение брата Ярослава, застигшее его у Смоленска, не остановило юношу. Он был воспитан в правилах христианской веры и не хотел верить в злодейство брата Святополка, даже тогда, когда узнал о смерти Бориса. Недалеко от Смоленска, в устье Медыни (Смядыни), ладья убийц настигла ладью Глеба. Святой Глеб не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его совсем еще юную жизнь. Но это не было проявлением слабости. Святой Глеб, как и его брат Борис, был твердо убежден, что всякий ученик Христа не должен отвергать свой крест. И он с кротостью принес себя в жертву во исполнение заповеди Христовой: быть послушным до смерти, возлюбить врагов своих. Эта мысль не оставляла святого Глеба перед смертью, о чем свидетельствуют древние источники. По приказу хладнокровных убийц, не внявших мольбам князя, 5 сентября 1015 года собственный повар Глеба перерезал ему горло. Но смертельные раны мученик вменил и ничто (в прах - «за грези») ради Господа. Тело князя было погребено в пустынном месте недалеко от Смоленска, "между двумя колодам", то есть в простом деревянном гробу. Святой Глеб был первопросветителем Муромо - Рязанской земли, где с древнейших времен и доселе хранится память о нем как о первом проповеднике христианской веры и о покровителе страны. В 1019-1020 годах место захоронения святого Глеба разыскал его брат Ярослав Мудрый. Могилу святого указали люди, видевшие над этим местом знамения: иногда огненный столп, иногда горящие свечи; некоторые слышали ангельское пение. Тело святого мученика, оказавшееся нетленным, было перенесено в Вышгород под Киевом и погребено рядом со святым князем Борисом. Мощи святого Бориса также не подвергались тлению. Когда на месте захоронения святых мучеников стали происходить чудеса, мощи святых братьев были перенесены в церковь во имя святителя Василия Великого и сокрыты под спудом. Во времена Митрополита Киевского Иоанна I (1008 - 1035) храм Василия Великого сгорел. На этом месте построили часовню, а святые мощи с благоговением достали из земли, причем от них исходило благоухание. Честные мощи были положены в специальную гробницу в этой часовне. Во время; торжественного обретения мощей произошли чудесные исцеления хромого и слепого. В дальнейшем чудесные исцеления у мощей страстотерпцев происходили неоднократно. Известие об этих чудесах распространилось по всей Русской земле. Ярослав Мудрый, по благословению Митрополита Иоанна, построил большой пятиглавый собор, получивший название Борисоглебского, так как туда были перенесены мощи святых князей Бориса и Глеба. Во время перенесения мощей произошло несколько исцелений. Митрополит Киевский Иоанн составил службу князьям - страстотерпцам и установил им совместное празднование 24 июля, которое и свершается с первой половины XI века. В 1072 году, при Митрополите Георгии, вместо обветшавшего Борисоглебского собора князь Изяслав построил новый храм. В него были перенесены честные мощи святых страстотерпцев. Когда открыли гробницу, весь храм наполнился благоуханием. святые мощи переложили в новую гробницу и торжественно установили в новом храме. В честь этого события было установлено празднование 2 мая. Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. Кто говорит: «Я люблю Бога, а брата своего ненавидит тот лжец» (1 Ин., 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10,28). Святые братья Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не сподобляются такой благодати, какой удостоились сии святые». Благоверные князья - страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и Аз воздам» (Рим. 12,19). Благоверные князья - страстотерпцы прославлены от Бога даром исцелений. Они - особые покровители и защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время. Например, они явились святому князю Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 г.), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 г.) и поддержали их веру в победу, помогли в воинском подвиге. Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Память святых благоверных князей увековечена строительством храмов (например, в Муроме, в XII веке была церковь Бориса и Глеба; в Рязани древнейшая бывшая соборная церковь носит их имена); монастырей (уже в XII веке близ реки Смядыни на месте мученической кончины святого Глеба был сооружен монастырь, строились обители в Муроме и других местах). Самая епархия Муромо - Рязанской земли в старину называлась Борисоглебской.












Молитвы святым благоверным князьям и страстотерпцам Борису и Глебу
О двоице священная, братие прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровми своими, яко багряницею украсившиися и ныне со Христом царствующии, не забудите и нас сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом, сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом воздвизаемую от ближних и чуждых. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением всех чтущих святую память вашу во веки веков. Аминь.












Святитель Василий Муромский
(Память 21 июня / 4 июля)

Святитель Василий пришел в Муром со святым Константином. Он крестил муромцев и служил в кафедральном соборе во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба (на месте нынешнего Троицкого монастыря). Святитель Василий скончался в 1129 году и погребен в усыпальнице Благовещенского собора. Надгробной плиты не сохранилось. Летописец сообщает: «Царь Иоанн (Грозный), идучи в Казань, гробам сродичей своих поклонися и святителеву тоже и церковь каменную заложи». При построении каменной церкви мощи святителя были положены в деревянной колоде под левым клиросом. Святитель Московский Макарий в 1547 году благословил совершать память благоверных князей купно со святителем Василием, вместе с ними труждавшимся.
Тропарь, глас 8
Благочестно пожив во святительстве, люди муромские крещением просветил еси и храм Пречистыя Благовещения созда, тем же яко апостольского служения приемника и перваго своего святителя чтуще тя, молим чада твоя, блаженне, от всех бед избави нас яже ко Христу молитвами твоими, святителю Христов Василие, отче наш.
Кондак, глас 8
Яко благовернаго князя Константина сотрудниче, светом Христовы веры Муром просветив и первым епископом граду нашему был еси: святителю Христов Василие, не престай молитвами ограждати град и люди паствы твоея, иже тебе верно почитающих, да велегласно вопием ти: радуйся, святителю богомудре Василие.



Праведный Савва Мошокский
(память 23 июня / 6 июля)
Праведный Савва был священником в селе Мошок, бывшем центром Мошокской волости Куземского стана Муромского уезда. О нем известно только, что он творил чудеса. Скончался в период 1592 - 1593 годов; или позднее, в XVII веке. День памяти - 23 июня / 6 июля, когда празднуется Собор Владимирских святых.

Благоверный князь Георгий Ярославич
После татарского разорения в 1293 году Муром был перенесен на другое место, близ села Чаадаево, а старый город пришел в полное запустение. В 1351 на муромский престол сел святой князь Георгий (Юрий Ярославич). Он восстановил Муром на прежнем месте, возобновил кафедральный собор Бориса и Глеба (на месте Троицкого монастыря) и церковь Благовещения, у которой поставил свой княжеский двор. В 1355 году князь Георгий был согнан с престола Рязанским князем. В то время русские князья, подвластные монголо-татарским завоевателям, нередко искали справедливости в Золотой Орде. Князь Георгий обратился к хану с просьбой рассудить его с рязанским князем, но был выдан своему противнику. Его отправили в Муром, где Георгий «с истомы умре». На иконе «Житие Константина, Михаила и Феодора» из Благовещенского монастыря (ныне в музее) он изображен с нимбом. Под изображением надпись: «Святой благоверный князь Георгий».


Протоиерей отец Гавриил Васильевич Ястребов
(1815-14.2.1897)
Огромный духовный авторитет у муромцев и окрестных жителей имел протоиерей отец Гавриил Ястребов, служивший в муромской Вознесенской церкви. По благодатному значению и духовным дарам современники сравнивали его с праведным Иоанном Кронштадским.




У него было двое детей - сын и дочь. Трагическое событие - внезапная смерть сына, замерзшего ночью на дороге - сильно потрясло отца Гавриила, увидевшего в этом перст Божий и наказание за грехи, и отразилось на всей его последующей жизни. С того времени ночи напролет батюшка проводил в молитвах и земных поклонах. Молитвенный труд был вознагражден Господом даром прозорливости, так что отец Гавриил мог читать чужие мысли и обличать тайные грехи. В Муроме существовал обычай: перед свадьбой брали благословение у отца Гавриила, и благословленные им браки были счастливыми. Силой своей проповеди отец Гавриил обращал к Православию раскольников.
В 1892 - 1893 годах трудами отца Гавриила к Вознесенской церкви был пристроен обширный придел во имя Преподобного Сергия Радонежского, за что отца Гавриила наградили наперсным крестом с украшениями. Глубокое почитание отца Гавриила народом было столь велико, что верующие часто, встречая батюшку перед службой, задерживали его на длительное время, так что приходилось посылать из храма извозчика и с великим трудом «изволять» от собеседников. Все паломники, приходившие или приезжавшие в Муром издалека, обязательно заходили к отцу Гавриилу. На его проповеди собиралось множество народу, причем приходили люди всех сословий. С равным благоговением его слушали и беседовали с ним после служб и совершенно простые и образованные люди; бывало так, что по окончании богослужения он еще час, а то и более беседовал с народом. Через его руки проходили большие суммы денег от жертвователей, но для себя лично он ничего не брал - все шло на богоугодные дела.
В конце января 1897 года отец Гавриил простудился, получил воспаление и через восемь дней, 14 февраля (ст. ст.), скончался. Десятки тысяч людей - и горожан, и жителей окрестных и дальних сел - приходили прощаться с почившим батюшкой. В доме постоянно служили панихиды - и свечи гасли, и стены «плакали» от обилия народа. Все, что было необходимо для погребения было приобретено почитателями батюшки. Накануне погребения, с вечера, тело было перенесено в Вознесенскую церковь, где с отцом Гавриилом до самого утра прощался народ, шедший нескончаемой цепочкой мимо гроба. На следующий день по окончании литургии, тело почившего погребли в склепе у алтаря среднего предела Вознесенского храма. Весь сорокоуст на могиле батюшки почти непрерывно служили панихиды, иногда по несколько десятков раз в день. Каждый год в день кончины на его могилу приходило множество народу, не только горожане, но и паломники из окрестных деревень и городов, даже из Нижнего Новгорода. Однажды на Пасху некий муромлянин, проходя мимо могилы отца Гавриила сказал: «Христос воскресе, отец Гавриил!» - и в ответ услышал из могилы: «Воистину воскресе!»
Когда в 1929 году Вознесенский храм был закрыт, то многие видели, как по храму с горящей свечой ходит отец Гавриил. Ныне могила находится под пристройкой к алтарю, которая была сделана после закрытия храма.

Преподобный Иулиан (Кочуков)
(Память 26 мая / 8 апреля)

Преподобный Иулиан был схимонахом Благовещенского монастыря. Он родился в 1597 году. Подвизался подвигом поста под алтарем монастырского собора, где и был погребен. В 1834 году гробница с нетленными мощами преподобного Иулиана была открыта рабочими, подводившими новые своды под Благовещенский собор. Под полом нашли каменную плиту с надписью: «Лета 7146 (1638 г.) марта в 26 день преставился раб Божий схимонах Иулиан Федоров, сын Кочуков». Рабочие из любопытства открыли крышку хорошо сохранившегося гроба и, увидев башмаки и одеяние покойника, испугались. О своем открытии они сообщили священнику Симеону Березину, справлявшему тогда должность

казначея в монастыре. Священник Симеон, протянув руку в отверстие гроба, осязал сохранившееся тело умершего. Испугавшись в свою очередь, он велел рабочим снова закопать гроб в землю и никому не говорить о происшедшем.
Спустя некоторое время, по рассказам очевидцев, в монастырь пришла женщина и стала просить отслужить панихиду над гробницей схимонаха Иулиана, который, якобы, явился ей во сне и исцелил от болезни. Тогда-то священник Симеон решил открыть тайну захоронения настоятелю монастыря и указать место гробницы схимонаха. С той поры многие стали приходить и служить панихиды над гробницей святого Иулиана.





Тропарь, глас 5

Отверг плоти тленныя, нетленных потщался еси достигнути, вселился еси во обитель Благовещения, идеже многия лета Господеви работал еси, сего ради даром чудес и прозрения обогатился еси, отче наш Иулиане, Господеви молися: нашу жизнь умирити и душам нашим в мире спастися.



Старец Антоний Муромский, в схиме Арсений
(Память 15 / 28 августа)

Святой Антоний, прозванный Грошовником, родился в 1762 году в деревне Вошихе Муромского уезда. Поступив послушником в Саровскую пустынь, он вместе с послушником Прохором (Мошниным), будущим преподобным Серафимом Саровским, в 1785 году был послан для сбора пожертвований на строительство в Сарове храма в честь Преображения Господня с приделом во имя Соловецких чудотворцев. На обратном пути из Мурома в Саров Антоний и Прохор дошли до урочища Мокрое (Крыжева Сеча) и присели на пнях отдохнуть. Прохор тогда предсказал, что на этом месте будет женский монастырь и храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Они водрузили на месте будущего монастырского собора деревянный крест и отправились дальше. Впоследствии действительно на этом месте с 1857 года существовала женская община, и был построен сначала деревянный, а затем каменный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». А в 1886 году был основан Дальне - Давыдовский общежительный женский монастырь. (Находился он в 75 верстах от г. Горбатова при с. Дальнем Давыдове. Начало женской монашеской общины было положено в 1857 г. крестьянками Неониллой Борисовной Захаровой и Агриппиной Петровной Васильевой. По их просьбе местный помещик В. В. Аристон пожертвовал для устройства общины ту самую лесную дачу, близ большой Муромской дороги, где в 1785 году останавливались для отдыха преподобный Серафим Саровский и Антоний Муромский. При возникшем монастыре была больница, странно - приимный дом, школа и приют. После революции все постройки были разрушены. Ныне это место находится в Вачском районе Нижегородской области). По возвращении в Саров оба подвижника по временам жили в одной келии в пустыньке преподобного Серафима. Преподобный Серафим, провидя будущую святость Антония, направил его в 1826-1827 годах в Воронеж к Преосвященному Антонию (Смирницкому). Приняв подвижника, Владыка Антоний благословил его сходить в Киев для поклонения мощам Киево-Печерских святых. При этом он надел на него чугунную шапку епископа Тамбовского Питирима весом 17 фунтов и обшитую внутри шапочками святого Митрофана Воронежского и великомученицы Варвары. По возвращении святого Антония из Киева епископ Воронежский Антоний вторично благословил его в путь. По дороге в Лавру Антоний от тяжести шапки лишился зрения. В 1828 году святой Антоний поселился в Муроме недалеко от Спасо - Преображенского монастыря, в саду у одного купца в крохотной келии, где и прожил 23 года. По воскресным и праздничным дням старец ходил к ранней Литургии в монастырь, в остальное же время предавался подвигам поста и молитвы и принимал посетителей. К нему стекалось множество народу разного звания, и все получали советы и утешение. Среди приходивших была, в частности, и местночтимая святая преподобная Мария Ардатовская, которой старец предрек много скорбей, болезней и лишений, дав при этом следующее наставление для спасения:
«Живи так: никому из людей не завидуй, а довольствуйся тем, что сама имеешь, безропотно терпи скорби и болезни, какие встретятся тебе в жизни - в этом твое спасение».
Около 1851 года к святому Антонию пришел 25-летний послушник из Сарова, решивший покинуть Пустынь. Дверь келии была закрыта. На стук раздался старческий голос: «Чего ты шляешься? Разве мало благодати в Сарове-то? Там ее целое море. Ну что пришел к пустому старику? Хоть ты, брат, и философ, да держись-ка за носок, да помни смертный часок, а не шляйся! Поди прочь! Не пущу!» На другой день послушник пошел к ранней обедне в Спасский монастырь, а по окончании Литургии представился отцу Антонию и попросился на беседу в его келию. Старец разрешил ему войти в келию вместе с другими пришедшими. Затем, выйдя в другую комнату, он принес из-за печки горшок с белыми сухарями и предложил послушнику взять несколько из них. Тот схватил целую горсть, всего оказалось 20 сухарей. На это отец Антоний сказал: «Не знаю, брат, выдюжишь ли? Ну да, впрочем, и здоров!» Затем стал брать из руки послушника по одному сухарику и на каждый говорить поучения. Первым был кусок круглого калача, на что старец сказал: «Согнись, как дуга, и будь всем слуга». На вопрос, как тому поступить, старец ответил: «Откуда пришел, туда и иди. Я тебе сказывал, чтобы ты жил в Сарове, ну и поживешь там годика три, а там помаешься, а там... как Бог велит». По возвращении в Саров, послушник действительно прожил там три года, а затем, «помаявшись», перешел в другой монастырь. Однажды к отцу Антонию приехала из города Ардатова Нижегородской губернии дворянка Лихутина, страдавшая какой-то болезнью, вместе с ней была и ее четырехлетняя дочь. Как только Лихутина вошла в келию, то сразу почувствовала себя очень плохо и легла на скамью. Старец, увидев это, попросил одного из послушников принести клюквы, и, дав девочке зачерпнуть ложкой ягоды, спросил: «Сколько взяла, - пять?» «Пять, старичок», - ответила девочка. «Дай-ка их сюда, голубушка», - сказал отец Антоний, а затем, прочтя молитву и перекрестя ложку, добавил: «Ну а теперь подай их своей

матери, может быть, милостию Царицы Небесной ей от них полегче станет». Госпожа Лихутина, съев ягоды, почувствовала тотчас облегчение, а вскоре и совсем исцелилась от своей болезни. Незадолго до кончины, в 1851 году, старец Антоний, взяв с собой из Мурома икону Божией Матери «Утоли моя печали», переселился в г. Ардатов, где остановился в маленьком флигеле при доме Лихутиной. В Ардатове он до своей кончины носил на теле вериги, ночи проводил в молитве, а во время чтения монашеского правила надевал металлический пояс со множеством шипов и шапку, в которой ходил в Киев. Перед смертью старец открыл Лихутиной, что он пострижен в схиму с именем Арсений. Скончался святой подвижник 15 августа 1851 года и погребен в Ардатовском Покровском женском монастыре у собора, напротив придела великомученицы Варвары и Феодора Стратилата. В этом же монастыре до его закрытая находилась икона Божией Матери «Утоли моя печали», принадлежавшая старцу, и принесенная им из Мурома. После революции 1913 года монастырь был превращен в тюрьму, поэтому неизвестно, что стало с могилой.


















Список использованной литературы:

Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. Т. 1–2. Париж, 1959, т. 2, с. 152
Шушерин И. Житие Никона. М., 1871. С. 11; Аввакум. Автобиография // Материалы для истории русского раскола, изданные братством свт. Петра митрополита. Т. V. С. 17–19; А.Э. IV. № 57. С. 77, 81.
Житие Аввакума в Материалах для истории раскола. Т. V. С. 18–19.
Интернет-ресурсы
Жития русских святых. Учебное пособие в 6 тт. т.4, с. 367; Сообщение краеведа А. А. Епанчина. - рукопись. А. А. Епанчин. Забытые святые и святыни Мурома // Первый Муромский сборник. - Муром, 1993. - С.69,C. 87; Минея август. - М., 1989. ч.3, с. 190, 196) - Тропарь и кондак взяты из Службы общей Преподобному Печерскому единому.
Жития русских святых, т. II. - С. 434-435; И. В. Суздальцева. Муромские легенды и сказания. Муром, 1995.
Жития русских святых. Учебное пособие в 6 тт. Т. II, с. 244-245; Минея, апрель - М.,1985 –
ч.1, с.242
8.Никитин А. Л. Святополк и легенда о Борисе и Глебе. Основания русской истории.
Мифологемы и факты. Проверено 13 июля 2009.
9. Экземплярский А. В. Глеб Владимирович, князь муромский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). СПб.: 18901907.
10. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3. № 7. С. 66.
11. Сказание о Борисе и Глебе. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Проверено 4 июля 2009.
12. Ужанков А. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: к истории канонизации и написания житий. Проверено 28 июня 2009.
13. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник.
1894. Т. 4. № 10. С. 70.
14. Живов В. М. Святость. Краткий словарь Агиографических терминов. М.: Гнозис, 1994.
15. Борис и Глеб. Православная энциклопедия. М.: 2003 Т. 6. С. 4460. ISBN 5-89572-010-2
16. Абрамович Д. И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг.: 1916. С. 18.















13 PAGE 14- 59 -15








Над сборником работали учащиеся 8 «А» класса: Шамилина Анастасия,Чистякова Марина,
Грыжина Ксения, Цветкова Виктория, Паткина Анна.
Руководитель: Зимина Марина Викторовна
МБОУ СОШ №10


Муром, 2011 год

Муром. Собор Рождества Богородицы.
Уничтожен в 30-х годах 20 века

Чудесная же та икона, которая епископа Василия перенесла, и доныне находится в Рязани. Он с верою уповал на нее, она же милостью своей прославила его, желая показать беспорочность своего раба, и всего за шесть часов домчала его вверх по реке на расстояние, большее двухсот поприщ.
Еще при жизни святителя Василия считали мужем праведным и благочестивым. Задолго до того, как в начале ХVII века были открыты его мощи, рязанцы чтили его память и называли "присным своим заступником, в скорбех и напастех помощником". Чаще всего обращаются к нему отправляющиеся в путь, особенно по водам, веруя, что он спасает в пути: на суше - от напасти, на водах - от потопления


Мощи святителя Василия были обретены в Рязани у Борисоглебского собора 10 июня 1609 года и перенесены в кафедральный Успенский (ныне Христорождественский) собор. Обретение и перенесение святых мощей святителя было совершено Рязанским архиепископом Феодоритом (16051617). Мощи были положены под спудом на левом клиросе. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю. С того времени имя святителя Василия «поминается во всех церквах Рязанской епархии».





Святые благоверные князья Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские, святые Петр и Феврония Муромские, кон.ХIХ-нач.ХХвв., кипарис, темпера, сусальное золото, разм. 14х17,5см, дубовый киот.

Святой благоверный князь Константин послал сына своего Михаила убедить муромцев принять его без сопротивления. Но упорные язычники убили посланника, бросили его тело за город и стали готовиться к бою. Когда же князь подошел к городу со своей большой дружиной, жители смирились и согласились принять его, но заменить свое язычество на православную веру не пожелали.
(По другой версии, изложенной святителем Димитрием Ростовским, благоверный князь Константин с сыновьями и бывшей при нем дружиной вступил в битву с муромцами
под самым городом и одержал победу. Но в этом сражении был убит его сын Михаил )


Крест, установленный на месте
убиения святого муромского князя Михаила




Свято-Благовещенский монастырь г.Муром
(в этом храме находятся мощи Святых благоверных князей Константина, супруги его Ирины и чад их, Михаила и Феодора)


Святые благоверные князь Петр,
в иночестве Давид,
и княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы
( память
25 июня / 8 июля )



Скончались князь и княгиня в один день - 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Господь услышал молитву двух праведников и послал им смерть в один и тот же час. Бояре и граждане Мурома не захотели выполнить просьбы супругов: положить их в одном гробу. Церковь на ночь заперли. Каково же
было всеобщее удивление, когда утром обнаружили Петра и Февронию почивших вместе. Так они и были похоронены.
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества.
Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.







Рака со святыми мощами Петра и Февронии в Муроме.

Свято-Троицкий монастырь в Муроме, где покоятся святые мощи Петра и Февронии.












Икона Преподобного Ильи Муромца
с частицами мощей...

Рака с мощами прп. Илии Муромца




Паломник XVI века Леонтий в своих записях говорит: «Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, а правая рука его изображена крестным знамением».


Илья Муромец.
Реконструкция.
голубые глаза, светло-русые волосы




Святая
праведная
Иулиания Лазаревская
(Память 2/15 января)

Рака
с мощами
Святой
Иулиании Лазаревской



Бездыханное тело святого страстотерпца бросили на телегу и тайно повезли в Киев. По дороге убийцы обнаружили, что Борис жив и умертвили его мечами. Это произошло 24 июля 1015 года, в Вышгороде, под Киевом. Святого мученика погребли возле храма святителя Василия Великого.

Храм Святителя Василия Великого

В 1836 году отец Гавриил; окончил Владимирскую духовную семинарию по первому разряду, в 1838 году поступил учителем во Владимирское духовное училище, затем с 1839 по 1850 год и с 1872 по 1875 год был учителем в Муромском духовном училище. Одновременно, приняв священный сан, служил священником в муромской Вознесенской церкви. Отец Гавриил жил в небольшом деревянном доме на Касимовской улице (ныне ул. Л. Толстого).

Муромская Вознесенская церковь

На гробнице устроили каменную плиту с подробной о нем надписью, поставили икону, изображавшему лик подвижника. В храме стали служить молебны и 26 марта праздновать его память как местночтимого святого. Однако со временем почитание памяти святого стерлось в народной памяти. В июле 1933 года мощи были осмотрены. Они оказались неповрежденными, разрушилась только часть одежды. По благословению Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в Благовещенском монастыре имена святителя Василия Муромского и преподобного Иулиана начали возноситься во время богослужения вместе с именами других муромских святых. В иконописи была создана новая икона - Собор всех муромских святых.

Свято-Благовещенский
мужской монастырь


Таким образом, град Муром храним небесными покровителями, собор которых насчитывает более 20-ти святых. Таково на удивление редкостное и во многом уникальное средоточение прославленных Божиих подвижников в этом чудесном древнем святорусском граде, опоясанном рекою Окой, величаемой в преданиях люда православного «поясом Богородицы». Муромские святые и прославили былинный град сей как христианскую твердыню, которая и поныне сохранила в соборах монашеских обителей и храмах нетленные чудотворные мощи Божиих подвижников. Жития Муромских святых составили особенный цикл, своего рода «ожерелье жемчужин», поскольку отличаются своеобразными художественными особенностями и потому входят во многие сборники и хрестоматии по литературе Древней Руси. Жития Муромских святых изучают на всех гуманитарных факультетах, не только российских, но и мировых институтов и университетов.
Кроме всецерковно канонизированных святых, прославлены ещё двенадцать Муромских местночтимых Божиих подвижников. Среди них первый Муромский епископ Василий, вместе с князем Константином крестивший муромцев (гробница епископа сохранилась в подклете Свято-Благовещенского собора); преподобный Антоний Грошовник, схимонах Спасо-Преображенского монастыря и сотаинник преподобного Серафима Саровского; праведный Гавриил (Ястребов, + 1897), Муромский протоиерей, которого почитал старцем святой Иоанн Кронштадтский. «Ангел-Хранитель града Мурома», взмолившийся ко Господу о спасении муромцев, – этот чудесный образ предстаёт в «Повести о водворении христианства в Муроме». Поныне муромцы передают из уст в уста дивную легенду о явленном видении, как каждую полночь из Святых монастырских врат в золочёной карете, запряжённой тройкою белых коней, по небу плывут в царских одеждах святые града Мурома князья Константин, Михаил и Феодор. Они движутся к былому Собору Рождества Богородицы, где их встречает благоверная чета князя Петра и княгини Февронии. Святые обращают свою соборную молитву ко Господу и плавно, медленно проплывают в поднебесье Крестным ходом вокруг града Мурома, оберегая его.