Сложноподчинённое предложение с одним придаточным.


Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. На материале стихотворений Б.Л.Пастернака ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКОЙ СОШ ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГОРАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА БЕЛАЯ п. БИОКОМБИНАТА,2017г. Цели и задачи:познакомиться с произведениями поэта-классика;попытаться постичь стилистику автора;обобщить и систематизировать знания по синтаксису и пунктуации; работа над построением и анализом схемы сложноподчинённого предложения с одним придаточным; подготовка к выполнению I части заданий ЕГЭ; развитие ключевых компетенций, образного и логического мышления;воспитание уверенности в своих знаниях. 1.Перепишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.С..жают па(сс,с)ажиров Д..ют звонок св..стят Чтоб копоть п..служилаПустыней миг спустя. «Возвращение» .1.Выделите части предложения (главное и придаточное), отметьте границы.2.Укажите, что поясняет придаточное предложение: главное предложение в целом или отдельное слово (какое именно; указать часть речи). 3.Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и какое средство синтаксической связи (союз, союзное слово).4.Определите тип придаточного предложения (определительное, изъяснительное, обстоятельственное: места, времени , степени и образа действия, причины, цели , уступки, условия, следствия; сравнительное, присоединительное; сопоставительное).5.Объясните постановку знаков препинания. 6.Составьте схему.7.Произведите разбор частей сложноподчинённого предложения ( по схеме простого). ПРОВЕРИМ.[Сажают пассажиров,Дают звонок, свистят]1,(Чтоб копоть послужилаПустыней миг спустя)2.Схемы зачем? [ ]1, (чтоб) 2 . ,12 2.Перепишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.Завтра, завтра понять я вам дам Как рв..лись из в..рот м..стовые Вылетая по жарким сл..дам. «Вдохновение».1.Выделите части предложения (главное и придаточное), отметьте границы. 2.Укажите, что поясняет придаточное предложение: главное предложение в целом или отдельное слово (какое именно; указать часть речи). 3.Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и какое средство синтаксической связи (союз, союзное слово).4.Определите тип придаточного предложения (определительное, изъяснительное, обстоятельственное: места, времени , степени и образа действия, причины, цели , уступки, условия, следствия; сравнительное, присоединительное; сопоставительное).5.Объясните постановку знаков препинания. 6.Составьте схему.7.Произведите разбор частей сложноподчинённого предложения ( по схеме простого). ПРОВЕРИМ.[Завтра, завтра понять я вам дам]1,(Как рвались из ворот мостовые,Вылетая по жарким следам )2.Схемы что? [ ]1, (как )2. 12 3.Перепишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Гуля..щие в летних шляпахВдыхают кто бы не пр..шёлНепостижимый этот зап..хДоступный пониманью пчёл. «Липовая аллея». 1.Выделите части предложения (главное и придаточное), отметьте границы.2.Укажите, что поясняет придаточное предложение: главное предложение в целом или отдельное слово (какое именно; указать часть речи). 3.Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и какое средство синтаксической связи (союз, союзное слово).4.Определите тип придаточного предложения (определительное, изъяснительное, обстоятельственное: места, времени , степени и образа действия, причины, цели , уступки, условия, следствия; сравнительное, присоединительное; сопоставительное).5.Объясните постановку знаков препинания. 6.Составьте схему.7.Произведите разбор частей сложноподчинённого предложения ( по схеме простого). ПРОВЕРИМ. Схемы ,(кто..), 1 Гуляющие в летних шляпахВдыхают, (кто бы не пришёл),2Непостижимый этот запах,Доступный пониманью пчёл 1. 2 4.Перепишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Хотя я с барством был знакомИ с публикою дел..катнойЯ д..рмоедству был врагомИ другом голи перекатной «Перемена». 1.Выделите части предложения (главное и придаточное), отметьте границы.2.Укажите, что поясняет придаточное предложение: главное предложение в целом или отдельное слово (какое именно; указать часть речи). 3.Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и какое средство синтаксической связи (союз, союзное слово).4.Определите тип придаточного предложения (определительное, изъяснительное, обстоятельственное: места, времени , степени и образа действия, причины, цели , уступки, условия, следствия; сравнительное, присоединительное; сопоставительное).5.Объясните постановку знаков препинания. 6.Составьте схему.7.Произведите разбор частей сложноподчинённого предложения ( по схеме простого). Проверим 12(Хотя я с барством был знакомИ с публикою деликатной) 1[Я дармоедству был врагомИ другом голи перекатной ]2. Схемы несмотря на то что? ( Хотя)1 ,[ ]2 . 5.Перепишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Как летом роем м..шкараЛетит на пламя См..тались хлопья со двораК око(нн,н)ой раме. «Зимняя ночь». 1.Выделите части предложения (главное и придаточное), отметьте границы.2.Укажите, что поясняет придаточное предложение: главное предложение в целом или отдельное слово (какое именно; указать часть речи). 3.Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и какое средство синтаксической связи (союз, союзное слово).4.Определите тип придаточного предложения (определительное, изъяснительное, обстоятельственное: места, времени , степени и образа действия, причины, цели , уступки, условия, следствия; сравнительное, присоединительное; сопоставительное).5.Объясните постановку знаков препинания. 6.Составьте схему.7.Произведите разбор частей сложноподчинённого предложения ( по схеме простого). ПРОВЕРИМ. Схемы , как? (Как )1, [ ]2. 2(Как летом роем мошкараЛетит на пламя),1 [Сметались хлопья со двораК оконной раме]2.1 Источники1. Б.Л. Пастернак. Я понял жизни цель: Повести, стихи, переводы. -М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001.2. А.Г. Нарушевич. Работа с графическими схемами при анализе сложноподчинённого предложения. Журнал «Русский язык»№5-6/2014 ИД «Первое сентября».3.Г.М.Мурзабаева. Материалы к уроку. Синтаксический марафон.Журнал «Русский язык»№2/2016 ИД «Первое сентября».