Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным


Тема: «Деепричастие. Деепричастный оборот»
Цели:
Познавательные: Совершенствовать знания студентов об обстоятельствах, познакомить с деепричастием как особой формой глагола: учить раскрывать морфологические и синтаксические признаки деепричастия.
Развивающие: развивать умение использовать обстоятельства, выраженные различными частями речи, в устной и письменной речи:
Воспитательный: воспитывать чувство коллективизма,чувство достоинства.
Вид урока: объяснение новой темы.
Методы: словесный, практический, частично – поисковой, творческий.
Межпредметная связь: литература
Оборудование: индивидуальные задания, карточки, интерактивная доска, слайды.
Ход урока:
1.Организационный момент: Мобилизация внимания студентов
2.Проверка домашнего задания:
1. Устные ответы на вопросы. Что называется обстоятельством? Какие виды обстоятельств вы знаете? Какими частями речи выражаются обстоятельства?
2. Проверка домашнего задания: Обстоятельства места, времени, образа действия. Комментированное чтение ответов по цепочке.
Уровневые задания:
1.Подчеркните обстоятельства, поставьте к ним вопросы.
Саша смастерил книжную полку и повесил ее на стену. Справа он решил хранить учебники, слева тетради. При подготовке к урокам он их с полки на стол.
2. Допишите обстоятельства времени. Поставьте к ним вопросы.
Мой распорядок дня: Я встаю в ---------------утра.
В ------------- часов я иду на занятия.
Уроки обычно продолжаются до --------------.
Я стараюсь ложиться спать в ---------.
3.Подчеркните обстоятельства образа действия. Какой частью речи выражены? Студенты выучили стихотворение наизусть.
Без труда не вынешь рыбку из пруда. Тихо по небу плывут облака.
1.Вставьте пропущенные предлоги. Подчеркните обстоятельства, поставьте к ним вопросы.
Отец приходит -------------- завода.
Я положил книгу ------------- портфель
Птица слетела ----------------- с дерева.
Антенна установлена ------------- доме.
2.Вставьте пропущенные буквы. Составьте предложения с данными словами. Направ …, справ …, издалек …, влев…, снов…
--------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------
3.Выделите обстоятельства времени. Какой частью речи они выражены?
Солжешь сегодня - не поверят завтра.
Сначала подумай, а потом говори.
Днем и ночью сверкают над башнями огни.
1.Вставьте вместо пропусков обстоятельства образа действия.
Я ------ рад твоему приходу.
Вода ------- хлестала из трубы
Я пошел к нему ------.
1.Расскажите о своем увлечении. Подчеркните обстоятельства.
_________________________________________________
_________________________________________________
Самооценивание выполнения уровневых заданий, занесение оценок в ведомсть.
III. Новая тема. Слово учителя. (Межпредметная связь с литературой.)
В начале урока я напомнила о том, что мы будем сегодня изучать тему «Деепричастие. Деепричастный оборот». Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии , выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав?
Например: Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал , как телесные и душевные силы мои возвращаются. (М.Лермонтов)
Погружаясь – это деепричастие, оно выражает добавочное действие. Основное действие выражено глаголом чувствовал. Добавочное действие , выраженное деепричастием , и основное действие, выраженное глаголом- сказуемым, совершает всегда одно и то же лицо:
Что называется басней? Назовите имена казахских и русских баснописцев. Чему учат басни? На доске текс басни в прозе Л.Толстого
При чтении басни обратите внимание на: Все ли понятно в басне?
Какова идея басни? Студентам раздаются карточки со словами для вставки:
Уверяя, расхохотавшись, спасши ему жизнь, заслышав стоны, сказав.
Восстановите текст, вставив нужные по смыслу слова и словосочетания. Поставьте к ним вопросы. Каким членами предложения являются данные слова?
IV. Работа в тетрадях. Деепричастие. Деепричастный оборот»
Прочитайте задание 1-5. Сделайте вывод. Что называется деепричастием? Деепричастным оборотом?Как они выделяются на письме? Как деепричастие пишется с частицей «не»?
Деепричастие. Деепричастный оборот.
1.Идти торопясь. Отвечать не раздумывая. Говорить волнуясь.
Читать лёжа. Торопясь, раздумывая, волнуясь, лежа – обстоятельства,
выраженные деепричастиями.
Деепричастие – особая форма глагола. Деепричастие обозначает добавочное действие.
Прочитайте таблицу. Сделайте вывод. Как образуются деепричастия?
Вид Неопределенная форма глагола Суффикс деепричастие Деепричастие
Несовершенные Игать, дышать -а, -яИграя, дыша.
Совершенные Выполнить, принести, взять -в, -вши, -ши Выполнив, принесши, взявшись
1.Прочитайте формулу, сделайте вывод. Что называется деепричастным оборотом?
Деепричастие + зависимое слово = деепричастие оборот.
2.Запомните, как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме.
Не потрудившись, и репу не вырастишь.
Не убив медведя , шкуры не делят.
Фразеологизмы, выраженные деепричастными оборотами, на письме запятыми не выделяются.
V. Проверка работ в тетрадях. Работа по учебнику. Взаимопроверка усвоения новой темы в парах.
VI. Обобщение темы. Составление в группах опорной схемы по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот»
VII. Итог урока. Задание на дом. Выполнение заданий по теме.