Разработка урока на тему Сложноподчиненное предложение с придаточным условия в 9 классе казахской школы


Сложноподчиненные предложения с придаточными условными
Цель урока: 1.Общеобразовательная: формировать общие умения и навыки находить сложноподчиненные предложения с придаточными условными, составлять графические схемы, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточными условными;
2.Воспитывающая: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий: гуманизм, товарищество, этические нормы поведения.
3.Развивающая: развивать исследовательские способности, умение анализировать художественный текст, учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, творческие способности и монологическую речь учащихся,Тип урока – урок объяснения нового материала
Наглядность и дидактический инструментарий: карточки, цитаты, слайды
Форма урока - защита мини-проекта
Проблема урока: выявить уровень знаний, умений, навыков по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными условными»
Межпредметная связь: литература, искусство
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Дорогие ребята! Уважаемые коллеги!
Здравствуйте! Рада нашей встрече с вами и надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас и меня интересным, полезным. Думаю, что вы внимательные и наблюдательные ученики, способны слышать и слушать учителя.
Эпиграф
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день унынья смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило.
А.С.Пушкин2. Активизация знаний.
Дополните термины, используемые в языкознании. (В скобках даны ответы)
1. Второстепенные и главные (члены предложения)
2. Самостоятельные и служебные (части речи).
3. Совершенный и несовершенный (вид).
4. Деепричастный и сравнительный (обороты).
6. Односоставные и двусоставные (простые предложения).
7. Гласный и согласный (звуки).
8. Краткие и полные (прилагательные, причастия).
9. Главная и придаточная (части СПП).
3. Целеполагание.
- Наша цель с вами: совершенствовать навыки разбора СПП; учиться составлять СПП, употреблять их в речи;
Мы продолжаем рассматривать виды сложноподчиненных предложений. Сегодняшний урок посвящен теме «СПП с придаточными условными»
Сегодняшний урок необычен и потому, что Вы сегодня будете исследователями русского языка. Всего лишь одну тему подвергнете наблюдениям, анализу, синтезу, и в конце урока презентуете свой мини-проект. Запишите число, тему урока.
СПП с придаточными условными
Объект нашего исследования - сложноподчиненные предложения. Предмет – СПП с придаточными условными
Гипотеза. Если мы исследуем тему, то у нас получится мини-проект по теме «СПП с придаточными образа действия». Ожидаемый результат – мини-проект.
Группы у нас сформированы. Их 3. Чтобы определить вид придаточного, нам надо в первую очередь… Что знать, сделать, найти? - Найти главное предложение и от него задать вопрос.
- Как Вы думаете, на какие вопросы отвечают придаточные условными?
- При каком условии?
4. Этап проверки домашнего задания
Блиц-опрос.
На какие группы делятся сложные предложения? (на доске ученик, ответивший на вопрос, начертит схему: "Виды сложных предложений"). Какие предложения являются сложносочиненными?
Какие предложения являются сложноподчиненными?
Назовите основные группы сложноподчиненных предложений
Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?
Как связываются простые предложения в составе сложного?5. Подготовка к изучению новой темы.
Если мы с вами на уроке будем так друг друга хорошо понимать, то учебные цели будут достигнуты.
Если вы активно будете работать, урок получится интересным.
Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.
Ну, и наконец, если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих (предложения проецируются на экране).
Ребята, какую особенность заметили в предложениях моего высказывания?
По своей структуре какого типа эти предложения?
1 исследование. Даются 3 текста – Как утолять жажду?(стр.78), Чистый родник (79), Об интересах и способностях человека (80-81)
Ищем сложноподчиненные предложения и записываем их в тетради.(5 минут)
2 исследование.
Чтобы определить вид придаточного предложения, мы еще должны знать … О чем? О союзах и союзных словах, с помощью которых придаточные условия прикрепляются к главному предложению.
3 исследование.
Когда мы говорили о разных видах сложноподчиненных предложений, вы указывали , что придаточная часть относится к слову или предложению Понаблюдайте. Придаточные условия относятся ко всему предложению, или к слову, или к словосочетанию?
Послушать музыку («Вальс» Свиридова), пока ученики выполняют упражнение
6. Закрепление темы.
Для того, чтобы подготовить хорошо презентацию мини-проекта, который называется «СПП с придаточными условными», нам надо еще закрепить эту тему. Сейчас несколько заданий – дифференцированное и индивидуальное.
А) Упражнение 85 – устный разбор СПП
В) Учащиеся должны показать умение составлять СПП.
Упражнение 88(стр.75)
Из двух простых предложений составить СПП с придаточными условными
1 группа – первое предложение, вторая – 2, третья – 5 (2 минуты)
С) Индивидуальное задание (карточки). Составить схему к предложению (2 минуты)
Мы с вами проанализировали интересную тему, а теперь презентация мини-исследования.
Завершающий этап. Презентация мини-исследования (на выбор презентация: плакат, инсценировка, рассказ и др.) Дается 7 минут.
Ответы учащихся и вывод (формулировка правила СПП с придаточными условными)
Для развития речи и логического мышления:
Сейчас проведём работу, выглядящую немного парадоксально на уроке русского языка – решим примеры.
Выполните следующие действия:
1. От количества простых предложений, составляющих сложносочиненное предложение: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит, – отнимите число запятых в нем.
3 – 2 = 1
2. К числу букв имени (без отчества) няни А.С. Пушкина прибавьте номер склонения полного имени (без отчества) поэта.
5 + 2 = 7
3. К количеству н в слове ветреный прибавьте число букв в приставке слова поскользнулся, полученную сумму умножьте на количество е в слове длинношеее.
(1 + 2) х 3 = 9
4. Номер склонения существительного фальшь умножьте на количество штилей, определенных Ломоносовым, и прибавьте количество карт, сыгравших роковую роль в судьбе главного героя «Пиковой дамы» А.С. Пушкина.
3 х 3 + 3 = 12
5. Количество богатырей на картине Васнецова умножьте на количество звуков в слове ель
3 х 3 = 9
6. Суммируйте полученные ответы. Конечную сумму отнимите от даты смерти А.С. Пушкина. Какое число у вас получилось, о чем оно вам говорит?1837 – 38 = 1799
10. Подведение итогов. Объяснение домашнего задания.
Если бы великий поэт был сейчас среди нас, он был бы доволен вашими знаниями (предложение проецируется на экране).
СПП с каким видом придаточного я употребила вновь? Вспомним тему урока.
Какая информация содержится в придаточных условия? На какой вопрос отвечают? Какие союзы употребляются?
11. Информация о домашнем задании. Упражнение 91 на стр.76
12 .Рефлексия
13. Оценивание (в группе спикер помогает выставлять баллы каждому за вклад в общее мини-исследование)
14. Итог урока.