Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей школьников.


"Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей школьников".
"The development of pupils` creative abilities through the extracurricular activity".
Захарова Лариса Владимировна, учитель английского языка первой квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа No29 с углубленным изучением отдельных предметов имени И.Н.Зикеева» г.Курска
Zakharova Larisa Vladimirovna, the English teacher of the first qualification category MBOU "High comprehensive school No 29 with profound studying of separate subjects of I. N. Zikeev" Kursk Тел.:89051583985 E- mail: larisa8070@mail.ru
Аннотация :Статья посвящена характеристике внеурочной деятельности по иностранному языку, организуемой учителем с целью развития и формирования творческого потенциала обучающихся. Автор выделяет ведущую роль учителя в формировании творческих способностей личности ребенка в условиях современной системы образования. Материал, представленный автором статьи, может заинтересовать творческих педагогов, планирующих организацию занятий по внеурочной деятельности.
Annotation: The article is devoted to the characteristic of the extracurricular activities on a foreign language organized by the teacher for the purpose of development and formation of creative potential of students. The author allocates the leading role of the teacher in formation of creative abilities of the identity of the child in the conditions of a modern system of education. The material presented by the author of the article can interest the creative teachers planning the organization of classes in extracurricular activities. Ключевые слова: творчество, способности, внеурочная деятельность, потенциал. Key words : creativity, skills, extracurricular activity, potential.
Одной из целей современного образования, согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитии личности обучающегося, его творческого потенциала [3]. Процесс перемен, происходящих в системе образования, выдвигает проблему развития креативного мышления, что способствует формированию творческого потенциала личности, отличающейся своей оригинальностью.
Процесс развития творческих способностей затрагивает все этапы развития личности ребенка, способствует самовыражению, самостоятельности принимаемых решений, уверенности в себе. Согласно мнению психологов, творческий потенциал заложен и существует в каждом человеке. Творчество и одаренность обеспечивают прогресс, высшие достижения, на которые способен человек [1,с.6]. С самого раннего возраста ребенок способен создавать субъективно новый, прежде всего значимый для него самого продукт (рисунок, рассказ, фигурки из пластилина и т.п.). По мнению Паустовского К.Г., "Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи". Задача учителя - помочь ребенку развить творческие способности через учебную и внеурочную деятельность. Общеобразовательный предмет иностранный язык вносит свой вклад в развитие творческих способностей учащихся, их интеллекта. Прежде всего он является средством для пополнения знаний в разных областях жизни. На занятиях обучающиеся углубляют и расширяют знания, полученные при изучении других учебных предметов. Достичь современного уровня владения иностранным языком, а также способствовать обнаружению и развитию творческого потенциала ребенка помогает внеурочная деятельность. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, увлечений, своего «Я» [2]. Цель внеурочной деятельности - создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального развития детей. Основные задачи внеурочной деятельности – развитие личности каждого ребенка через самореализацию, поощрение инициативы и нестандартного мышления детей.
Творческая самореализация детей, сформированность навыков коллективной и организаторской деятельности, психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка являются результатами правильно организованной внеурочной деятельности. Каковы же особенности внеурочной деятельности? Во-первых, занятие может быть полностью посвящено творчеству, в отличие от урока это менее традиционный вид деятельности. Во-вторых, творческий процесс увлекает как обучающихся, так и учителя. В-третьих, внеурочная деятельность – это способ раскрыть творческие способности ребенка, его скрытый потенциал. Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность учителя, недопустимость критики действий ребёнка, личный пример творческого подхода к решению проблемы, создание ситуации успеха, предоставление ребенку возможности нестандартно мыслить - все это способы стимулирования и раскрытия творческих способностей. В методической копилке учителя найдется немало заданий, способных дать обучающимся возможность проявить и развить свои способности и таланты. Важное условие – задания, предлагаемые учителем с учетом возрастных особенностей ребенка, не должны быть принудительными. При организации внеурочной деятельности учитель принимает во внимание не только возраст ребенка, но и его склонности и интересы. Среди младших школьников популярностью пользуются творческие словари или тетради для записи изучаемой лексики, в которых вместо традиционного перевода на родном языке дети создают рисунок, таким образом, запоминая графический образ слова. Создание таких словарей позволяет ребенку проявить фантазию, продемонстрировать изобразительные навыки, повышает интерес к процессу познания и запоминания новой лексики. При изучении алфавита, чтобы снизить трудности запоминания букв, учитель может предложить в игровой форме инсценировать сцену знакомства, обучающиеся играют роль букв английского алфавита, дети разрабатывают
костюмы для каждой буквы, придумывают ее образ, повторяя названия цветов и прилагательных, разучивают рифмовки и даже сочиняют свои собственные, например :" I am letter A ! We can play ", "I am B. Sing with me!», «I am letter C, the word «Cat» begins with me!» В рамках изучения темы "Моя семья" обучающиеся получают задание расспросить родителей о происхождении семьи, семейных традициях, интересных событиях в семье. После сбора информации дети создают проекты "Моя семья". Проекты могут быть представлены в виде презентаций, творческих работ : генеалогического древа , фотоальбома и т.п. Такие формы работы способствуют лучшему усвоению темы, повышают интерес к предмету, воспитывают уважительное отношение к семейным ценностям. Внеурочная деятельность по иностранному языку - это своеобразная творческая мастерская. Учитель создает простор для творчества, предлагая задания и ситуации, которые заставляют думать, использовать фантазию, воображение. Знакомя младших школьников с названиями животных, можно предложить детям отгадать загадки или составить слово (название животного) из предложенных букв. При изучении звуков в игровой форме можно предложить определить "лишний" звук, произнося слова с общим звуком, назвать слово, в котором звук отличается, например, по долготе, дети определяют "лишний " звук, затем получают задание составить собственные упражнения для одноклассников, можно объявить конкурс на самое сложное задание.
При творческом подходе обучающиеся самостоятельно смогут моделировать различные речевые ситуации (например : подобрать пословицы к содержанию текста, придумать продолжение истории, нарисовать иллюстрации к текстам, смастерить поделки, создать костюмы и декорации и т.п.) Несомненно, учащимся трудно творить, не имея опыта , поэтому огромную роль играет пример творческой деятельности самого учителя. На современном этапе интеллектуальное развитие школьников является важной
задачей подготовки подрастающего поколения. Степень интереса к процессу познания, качество знаний, готовность к самообразованию школьников полностью зависит от умения учителя организовать познавательную деятельность как на уроке, так и во внеурочное время. Творчески мыслящий и действующий учитель способен : - создать условия для развития творческой личности ; - мотивировать личность ребенка к познанию и творчеству; - обеспечить комфортное эмоциональное благополучие ребенка; - приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям; - создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Говоря словами В.А. Сухомлинского : «Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности ». Учитель направляет деятельность ребенка, помогает раскрыть его возможности, веру в себя через внеурочную деятельность. Итак, внеурочная деятельность играет важную роль в сохранении и развитии мотивации к изучению учебного предмета, способствует реализации целей и задач обучения, приобщает обучающихся к межкультурным мировым ценностям, развивает в высокой мере их творческий потенциал . Литература
1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. — М.: АНО «ЦНПРО», 2013. — 208 с.
2. Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013. - No 1. - С. 219-226.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс].режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalog=2588
4.Белякова С.В. Игра как эффективное средство обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста. М: Иностранные языки в школе,2013,№ 6.
5. Павлова С.А. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках английского языка. М:Иностранные языки в школе,2014, № 8.
6. http://www.englishforkids.ru