Конспект учебного занятия детского объединения «Эстрадный вокал «Вдохновение» (1 год обучения)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «"ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» г. Тула
Конспект учебного занятия
детского объединения
«Эстрадный вокал «Вдохновение»
(1 год обучения)
Тема: «Распевания, песни-упражнения на чистоту интонирования
(движение поступенное, по трезвучию, скачки на тонику)".

Педагог дополнительного образования:
Зотова Марина Владимировна

Дата проведения: 25.10.2016 г.
Тема учебного занятия: «Распевания, песни-упражнения на чистоту интонирования (движение поступенное, по трезвучию, скачки на тонику)".
Форма проведения: индивидуальная (обучающийся Бибко Матвей)
Год обучения: 1
Возраст: 6 лет
Продолжительность занятия: 30 мин.
Цель: добиваться устойчивого интонирования, развивать артикуляционный аппарат обучающегося на основе отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи: Образовательные:
обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения;
обучение умению передавать мелодию, чисто интонировать.
Развивающие:
развитие певческого и артикуляционного аппарата;
развитие музыкального слуха.
Воспитательные:
формирование речевой культуры;
воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду;
воспитание осознанного подхода к обучению.
Современные образовательные технологии:
личностно-ориентированного развития обучения,
сотрудничества,
дидактической игры,
компьютерные.
Методическое оснащение занятия:
Материально-техническая база:
- просторное светлое помещение;
- зеркало;
- фортепиано;
- музыкальный центр;
- микрофон;
- компьютер.
Дидактическое обеспечение:
Раздаточные материалы (тексты песен, рисунки, мягкая игрушка);
Аудиозаписи.
Методы обучения:
словесный (объяснение, диалог);
наглядный (слуховой и зрительный);
иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником);
эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).
Методические приёмы:
ритмоинтонационные игры;
побуждение к самоконтролю;
поощрение (с целью стимуляции интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.
Ход занятия:
Организационный момент (1 мин.)
Педагог: Здравствуй! Тема нашего занятия – «Распевания, песни-упражнения на чистоту интонирования (движение поступенное, по трезвучию, скачки на тонику), развитие музыкального слуха». Сегодня мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.
Распевания (10 мин.)
Чтобы приступать к пению, необходимо подготовить голосовой и артикуляционный аппараты.
Главное в пении – это выдох, умение распределять выдыхаемый воздух целесообразно и экономно. Вовсе не обязательно брать его очень много: перебор дыхания ведёт к закрепощению, напряженности, форсировке. Звук должен «вылетать» изо рта на «волне дыхания». Спеть несколько раз поступенно сверху вниз "Тр-р-р-р".
Упражнение спеть с закрытым ртом на звук «Мм…» Почувствовать объем в полости рта, зубы разомкнуты. Петь на одном звуке, следить за ровностью звука и выдоха. Сначала поём методом «мычания», то есть на букву «М», как бы упирая её в губы. Тянем столько, на сколько хватит дыхания.
Полезны распевание с буквой «И».  Сама буква светлая,  очень помогает уйти от глухого звучания, устраняет носовой призвук, естественна при правильном формировании. Развивает энергетику. Но при пении сверху вниз по трезвучию надо следить за формированием верхнего звука, исполняя  распевку «Ёжик» - чи-хи-хи-хи.
В этом упражнении делаем тот же мягкий вдох, только не на букву, а на слоги : "ма-о-а-о-а ". Слегка задерживаемся на букве "м " вначале первого слога. Пропеваем все слоги вверх - вниз. Ощущение непрерывного звучания, слоги как бы нанизываются один на другой.
Упражнение спеть поступенно снизу-вверх и сверху-вниз на слог М-И-И-И-А-А-А. Звук – И - должен звучать как в повседневной жизни, то есть не должен отличаться своим звучанием. Для исполнения гласной - А, немного откройте рот. Чувствуйте себя комфортно, без напряжений. Это упражнение поможет, если есть такие проблемы, как: во время пения идёт глухой звук, трудно исполнять верхние и средние ноты, склонны занижать ноты.
Распеваемся на слог «Ма - а-а» сверху вниз по трезвучию.
Если во втором упражнении на слоге "Мм… " задействованы мышцы губ, то гласный «А» обеспечивает ротоглоточному каналу рупорообразную форму, помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу связок, индивидуальный тембр голоса.

Распевание «Мячик» на гласную «А». После того, как мы попрыгали, поиграли голосом, почувствовали дыхание, пора поласкать связочки. Для этого споем широкое октавное упражнение. Оно успокоит организм. Упражнение в октаву требует очень мягкого и эластичного дыхания. Спокойно набираем воздух через нос и рот и на выдохе чуть-чуть отпустив дыхание, чтобы не было запертости, начинаем петь.
Ритмо-интонационная игра «Кукла» (3 мин.)
Для детей, к первой степени трудности относятся песни, в которых музыкальный образ передан простыми мелодиями, без частых изменений в направлении мелодического движения, без скачков на большие интервалы на неустойчивых звуках, без пунктирного ритма.
При освоении кантилены я рассказываю детям о том, что звуки бывают длинные и короткие. Поэтому, используя прием зрительного контроля, предлагаю детям рисунки о песне, мягкую игрушку.
Объясняя детям, что легато – это такое пение, когда все звуки сливаются и плавно переходят один в другой, предлагаю ласково «погладить» руками и спеть всю цепочку звуков на одном движении руки.Важно воспитать у ребенка сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения.
Практическая часть (14 мин.)
Ко второй степени трудности относятся песни, в которых музыкальный образ передан более сложной мелодией и аккомпанементом. Однако такие песни доступны и полезны для музыкального, вокального и общего развития детей. По мере развития детского голоса даю песни в более высоких тональностях и обращаю внимание на выразительное их исполнение.
Повторение ранее разученной песни "Я на солнышке лежу" муз. Г. Гладкова, сл. С. Козловой.
Работа начинается с пропевания мелодии.
Затем поем песню с текстом. Мелодия должна литься плавным потоком, четкость произношения и дыхания не должны нарушать ее течения. Пение под фонограмму с рисунками. Пение под фонограмму с микрофоном.
Разучивание новой песни "Новый год" муз. Пряжникова, сл. А. Козлова.
Прослушивание песни в аудиозаписи.
Сначала учим текст и мелодию.
Работа над мелодией начинается с пропевания на слог / НЭЙ. Звук должен быть точно таким же, как при исполнении упражнения, добиваемся чистоты интонации.
Поем вместе с исполнителем, но не пытаемся копировать его манеру. Затем пробуем петь с текстом, обращаю внимание на четкость произношения и дыхания.
Подведение итогов занятия. Домашнее задание (2 мин.)