Дополнительная общеобразовательная программа «Детский эстрадный вокал»


Содержание
 Нормативно-методические основы разработки дополнительных общеобразовательных программ «Детский эстрадный вокал»………….2
Пояснительная записка……………………….…………………. …….3 - 15
 Учебный план (1 год обучения)……………………...........................16 - 17
 Содержание программы………………………………………………17 - 20
Учебный план (2 год обучения)…………………….............................21 - 22
Содержание программы……………………………………………….22 - 25
 Учебный план (3 год обучения)……………………............................26 - 27
Содержание программы……………………………………………….27 - 29
Методическое обеспечение программы…………………………… 30 - 31
 Формы подведения итогов……………………………………………32 - 33
Список литературы для педагога и учащихся……………………………………………………………………34
Дополнительная информация………...………………………………34 - 35
Нормативно-методические основы
разработки дополнительных общеобразовательных программ
«Детский эстрадный вокал»
Нормативно-методическиеосновы разработки дополнительных
общеобразовательных программ представлены в следующих документах:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки Р.Ф
Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г.
Пояснительная записка
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
• формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
• развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
• освоение образцов национальной, зарубежной классической и современной музыки, усвоение знаний о музыкантах, музыкальных инструментах; музыкальной грамоты и искусства вокала, ансамблевого пения в жанровом и стилевом многообразии; вокала в выразительных средствах, особенностях музыкального языка; современного творчества отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью.• овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
• воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Данная программа составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, с учетом развития науки, техники, культуры, технологий и социальной сферы на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 050130 «Музыкальное образование». При работе над программой были подробно изучены методические материалы по вокалу Екатерины Юрьевны Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н.Г., Савельевой С.В., Судоргиной Е.Н., программа Заслуженного работника культуры Охомуш Т.В. «Чистый голос».
Направленность программы дополнительного образования «Детский эстрадный вокал» объединения «Калейдоскоп» - художественная (вид деятельности вокально - досуговая).
Образовательная     деятельность   программы    направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественном, нравственном и интеллектуальном развитии, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых детей, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся;
на создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся социализацию и адаптацию к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Новизна программы заключается в том, что в ней впервые представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков учащихся, последовательности сопровождающая систему практических занятий.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у учащихся осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической театрализации.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям.
Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания.
Актуальность программы связана с тем что, творческое самовыражение учащихся формируется в сольном исполнении образцов детской эстрадной музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации. Актуальность программы в том, что она разработана для учащихся Центра творчества, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу учащихся, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
Содержание образовательной модифицированной программы предполагается реализовать в объеме 216 часов (за 3 года обучения).
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является вокальное объединение. Вокальное объединение позволяет учесть физиологические и вокальные особенности подросткового голоса: регистры и диапазон, соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы), особенности звуковедения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что реализация программы опирается на основные содержательные линии:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и вокалу;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокальных знаний;
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся.
Одной из основных задач программы также является обеспечение такого уровня знаний учащихся, который бы позволил использовать полученные навыки при поступлении и учебе в высших и средних специальных учебных заведениях.
Цель программы – приобщение детей к миру музыкального искусства; формирование у учащихся интереса к эстрадному вокалу, средствами овладения теоретическими знаниями и практическими вокально-исполнительскими навыками.
Задачи программы:
Образовательные:
научить правильной организации вдоха;
научить мягкой "атаке" звука;
научить ребенка плавному вдоху и "опоре" дыхания;
научить петь свободно и непринужденно.
Воспитательные:
формировать навыки певческой установки;
воспитывать любовь к пению;
воспитывать ответственность, трудолюбие.
Развивающие:
развивать диапазон голоса;
развивать музыкальную память;
развивать певческое дыхание;
развивать музыкальный вкус.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих:
Данная образовательная программа отличается от других программ тем, что:
- позволяет через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Детский эстрадный вокал»;
- программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных групп за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- содержание программы «Детский эстрадный вокал» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков каждого ребенка;
- для учащихся с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в средних и высших учебных заведениях;
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности ЦРТДЮ.
Особенности возрастной группы программы.
Программа адресована детям в возрасте от 6 до 17 лет.
Условия приема детей в творческое объединение «Калейдоскоп».
Принимаются учащиеся образовательных учреждений от 7 лет и дети дошкольного возраста. Обучаться по программе могут дети, которые успешно прошли собеседование и прослушивание, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и получившие согласие родителей. Предусматривается зачисление детей на 2 год обучения, по итогам собеседования.
Возрастные особенности детей.
Младший школьный возраст (6-10 лет).
Особенности голосового аппарата. В младшем школьном возрасте формируется собственно певческий аппарат гортани, и голос приобретает новые, но пока ещё скромные возможности. Всё более чистым и устойчивым становится интонирование мелодии голосом. Дети способны воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии. Ведётся работа по постановке голоса, многие дети начинают петь звонко, легко.
Более ярко проявляется присущий ребёнку характер звучания певческого голоса; улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание. Эти возрастные особенности и достигнутый младшим школьником уровень общего и музыкального развития делают возможным выразительное исполнение несложных песен. Младшие школьники уверенно чувствуют себя в музыкальном движении, откликаются на музыку разного характера выразительными, естественными движениями всего тела и могут воспроизвести в них динамику развития музыкального образа; в этюдах использует язык жестов и мимики.
При работе с детьми младшей группы учитывается, что в данном возрасте преобладает верхний резонатор, голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми1 – ля2. Тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача педагога – добиваться, возможно, более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.
Психологические особенности. Время бурного роста сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях, поэтому занятия с младшей группой проходят очень динамично.
На вокальных занятиях активно используется наглядный материал, т.к. память младших школьников в этот период имеет преимущественно наглядно-образный характер и восприятие отличается «созерцательной любознательностью». Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. На занятиях подача материала сопровождается видео-, аудиоматериалами, т.к. в этом возрасте безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.
В программе учитывается, что у детей от 6 до 12 лет есть уже «не правильные привычки» в пении и надо стараться предупреждать и искоренять их. Один из примеров «неправильной привычки» - форсирование звука и неправильная артикуляция.
Средний школьный возраст (10 – 15 лет)
Особенности голосового аппарата. При работе с вокалистами среднего школьного возраста, которые уже обучаются основам звукоизвлечения и звуковедения учитывается необходимость предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат.
Особое внимание при работе с детьми среднего школьного возраста уделяется предмутационному и мутационному периоду. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим – до2. В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше.
Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивнее.
13-15 лет, мутационный (переходный) период совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача педагога – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых занятий. Важно, чаще прослушивать голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя реагировать на все изменения в голосе.
Старший школьный возраст (15-18 лет)
Особенности голосового аппарата. 15-18 лет, юношеский возраст. Вокальные группы этой возрастной категории состоят обычно из трех партий: сопрано, альты – голоса девушек; тенора и баритоны объединены в одну мужскую партию. Диапазоны партий сопрано: до1 – соль2; альты: лям – ре2; мужская партия: сиб – до1. В юношеском исполнении важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. «Крикливое» пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим связкам. Весь певческий процесс должен корректироваться физическими возможностями детей и особенностями детской психики.
У детей старшего школьного возраста постепенно появляется грудной резонатор. Формирование грудного резонатора – ответственный период для юного певца. Важно знать звуковысотный диапазон грудного регистра обучающегося и умело его использовать, то вреда для голоса не будет.
Данная программа руководствуется принципом «от простого к сложному» – от чистых регистров к смешанным. В зависимости от индивидуальных особенностей голоса старшего школьника работа начинается с того голосового регистра, который он использует при спонтанном пении наиболее часто. Конечно, можно научить его петь в любом регистре, но большего успеха можно достичь, начиная работу с вокалистом, учитывая природу его голоса. Даже в случае свободного владения всеми возможными голосовыми регистрами индивидуальные особенности певца проявятся в том, что в каком-то регистре его голос будет звучать наилучшим образом.
Основные этапы формирования оптимального голосообразования у старших школьников зависят от условий занятий: как при индивидуальном так и при ансамблевом обучении. В условиях индивидуальных занятий на первом этапе работа педагога направлена на овладение натуральными регистрами голоса, начиная с того регистрового режима, к которому проявляются склонности ребенка от природы. На втором этапе формируется навык сознательного использования регистров в соответствующем им диапазоне. На третьем этапе наряду с произвольным переключением, скачком, с одного регистра на другой, формируется умение постепенно и плавно переходить от фальцетного регистра к грудному через микстовый или постепенном тембральном обогащении его. На четвертом этапе закрепляется и совершенствуется способность учащегося произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении.
Продолжительность каждого этапа всякий раз определяется по-разному, в зависимости от педагогического воздействия, восприимчивости учащегося, его музыкальных способностей.
Состав детской группы – переменный (каждый ребенок, в зависимости от прохождения программы, может переходить из одной подгруппы в другую).
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Возраст обучающихся детей по программе составляет 6 – 17 лет. Для подростков важно самоутверждение, самореализация, общение (ведущий вид деятельности для старших подростков), успешность. Программа позволяет реализовать возрастные запросы личности подростков.
Сроки реализации программы.
Реализация программы дополнительного образования «Детский эстрадный вокал» рассчитана на 3 года обучения. Первый год - овладение вокальной техникой в пределах природных возможностей, выработка необходимых вокальных навыков, правильность звукообразования в процессе пения. Второй год – обучение средствам музыкальной выразительности. Третий год - совершенствование работы над интонацией и образно-эмоциональным исполнением.
Форма обучения и режим занятий.
Занятия вокалом проводятся в индивидуальной форме. Занятия с детьми младшего возраста 5-6 лет проводятся 2 раза в неделю по 30 минут, с детьми среднего и старшего возраста - 2 раза в неделю по 40 минут. Всего на одного ребенка количество учебных часов в год -72 .
Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей  на  групповых и  индивидуальных занятиях.
Прогнозируемый результат и способы его проверки.
Требования к знаниям, умениям, критерии их оценки.
По истечении 1-го года обучения учащиеся:
- овладеют понятиями и умениями элементарного применения на практике громкостной динамики и нижнереберно - диафрагмального дыхания;
- будут иметь представление о правильной установке корпуса при пении;
- будут уметь исполнять несложные по тесситуре и гармонии песни с сохранением мелодического строя (сольно и в унисон в составе вокальной группы);
- будут владеть некоторыми элементами танцевальной и сценической культуры;
- будут стремиться идти на коммуникативные контакты с взрослыми и со сверстниками, на уровне творческого взаимодействия;
- смогут различать несложные ритмические рисунки;
- будут знать, и уметь выполнять элементарные артикуляционные упражнения;
- владеть элементарной техникой интонирования и слышать грубые ошибки в интонировании;
- получат навыки раскрепощения во время вокальных и танцевальных упражнений.
По истечении 2-го года обучения дети должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- владеть основами громкостной динамики и элементами техники нижнереберно-диафрагмального дыхания;
- уметь работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
- уметь чисто интонировать в элементарном двухголосии;
- знать основы правильного звукоизвлечения и звуковедения;
- владеть элементами вокализации, навыками свободного взора, индивидуальной культурой танца;
- уметь соединять элементарные движения с песней;
- без затруднений устанавливать творческие контакты со сверстниками;
- уметь работать с микрофоном;
- приобретут положительный социальный опыт творческой деятельности.
По истечении 3-го года обучения дети должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- знать строение артикуляционного и голосового аппарата;
- уметь работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
- уметь чисто интонировать в элементарном двухголосии;
- уметь использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- владеть элементами вокализации, навыками свободного взора, индивидуальной культурой танца;
- уметь работать с микрофоном;
- приобретут положительный социальный опыт творческой деятельности.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Ожидаемые результаты Способы их определения
Владение вокально-певческими навыками.
Координация слуха и голоса.
Повышение остроты восприятия и развитие внутреннего слуха. Улучшение интонации. Тестирование (теория). Слуховой анализ.
Прослушивание.
Педагогическое наблюдение.
Развитие чувства ритма, музыкальной памяти.
Чувство ансамбля. Формирование чувства лада.
Овладение певческим дыханием, активной артикуляцией, четкой дикцией.
Умение петь по фразам. Практические упражнения.
Прослушивание.
Педагогическое наблюдение.
Развитие музыкальности. Знание устройства и принципов работы голосового аппарата.
Умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях. Уверенное интонирование больших, малых и чистых интервалов в двухголосном звучании ансамбля. Умение слышать свой голос и понимать его функциональные значения. Слуховой анализ.
Педагогическое наблюдение.
Практические упражнения. Творческие отчеты.
Класс-концерты.
Открытые занятия.
Навыки концертно-исполнительской деятельности. Концертные номера.
Участие в конкурсах, фестивалях, концертах.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Основной формой контроля является педагогическое наблюдение - наблюдение педагога в ходе занятий. Подготовка, участие в городских, районных мероприятиях, конкурсах и фестивалях.
Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей, викторины, выполнение творческих заданий, участие учащихся в различных концертах и мероприятиях, а также
      Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, учащихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.
Формы подведения итогов реализации программы
Открытые занятия для педагогов.
Открытые занятия для родителей.
Класс-концерты.
Концерты, творческие встречи.
Творческие отчеты объединения.
Участие детей в конкурсах и фестивалях.
Учебный план
(первый год обучения)
Цель программы: Формирование у учащихся интереса, устойчивой мотивации к эстрадному вокалу. Формирование первоначальных вокальных навыков. Развитие музыкального слуха и творческих способностей ребенка.
Задачи программы:
– создание интереса к музыке, сольному пению;
– обучение основным вокальным навыкам; – обучению детей основам голосообразования, т.е. работа над постановкой голоса ребенка;– обучение основам музыкальной грамоты и развитие музыкальной памяти учащихся.
Ожидаемый результат:
За учебный год должно быть пройдено 2 произведения и 2 вокализа.
По окончании 1 года обучения каждый ребенок должен:
иметь элементарное представление о голосовом аппарате, о резонаторах, вокальных навыках;
знать, что такое правильная установка корпуса при пении сидя и стоя;
уметь правильно пользоваться певческим дыханием;
знать правила орфоэпии при пении;
чисто интонировать мелодию в унисон;
научиться выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.

п/п Перечень разделов, тем Всего
(часов) Теория
(часов) Практика
(часов) Форма контроля
1 Вводное занятие. Правила ТБ и ПДД. 1 1 - Тестирование
Прослушивание
2 Диагностика певческого голоса, индивидуальных способностей участников. Особенности эстрадного вокала. 2 1 1 Педагогическое наблюдение
3 Певческая установка. Охрана и гигиена голоса. 3 2 1 Педагогическое наблюдение
4 Основы певческого дыхания. Вокальные упражнения. 6 1 5 Педагогическое наблюдение
5 Дикция и артикуляция. 6 2 4 Педагогическое наблюдение
6 Интонирование. Интонационные упражнения 10 1 9 Педагогическое наблюдение
7 Работа над произведением (Р.Н.П.) 8 2 6 Педагогическое наблюдение
8 Основы нотной грамоты. 6 2 4 Педагогическое наблюдение
9 Регистры голоса. 8 - 8 Педагогическое наблюдение
10 1.Сценический образ. 2.Репетиционная работа. 9
13 2
- 8
13 Педагогическое наблюдение.
Отчётный концерт.
Итого: 72 10 62 Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности.
Теория: Правила обращения с техническими средствами обучения, гигиена голоса, режим занятий, требования к внешнему облику ученика, поведение на занятии.
Тема 2. Диагностика певческого голоса. Особенности эстрадного вокала.
Теория: Стили и направления эстрадного вокала, примеры.
Практика: Диагностика певческого голоса, индивидуальных способностей учащихся, тестирование на музыкальную память, умение держать ритм.
Исполнение любимой песни.
Тема 3. Певческая установка. Охрана и гигиена голоса.
Теория: Охрана и гигиена голоса певца. Знакомство с понятием эстрадно-песенный жанр.
Практика: Певческая установка, положение корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения. Голосовой аппарат – как всё устроено. Речевой аппарат, скороговорки.
Тема 4. Основы певческого дыхания. Вокальные упражнения.
Теория: Основы певческого дыхания, его роль и типы. Понятие "атака" звука. Динамика звука. Основы правильного диафрагмального дыхания при извлечении звука. Дыхание и его роль в саморегуляции.
Практика: Упражнения на дыхание, легкий и глубокий вдох. Дыхательная гимнастика по системе А.Стрельниковой. Овладение простыми навыками по формированию певческого дыхания. Основы правильного диафрагмального дыхания при извлечении звука. Упражнения на экономный выдох. Работа над певческим дыханием, смена дыхания в процессе пения. Распевание на закрытом звуке; на звук «в», «р»; на открытые звуки «а», «да», «фа», «мэ, ма, ми, мо».
Тема 5. Дикция и артикуляция.
Теория: Значение гласных и согласных звуков в пении. Позиционное положение рта.
Практика: Дикция и артикуляция, артикуляционная гимнастика. Разогрев артикуляционного аппарата, распевки. Скороговорки, распевки на одной ноте. Пение технических упражнений в подвижном темпе. Упражнение на тренировку голосового аппарата, исполнительские навыки и приёмы. Техника губ и языка, скороговорки речевые и музыкальные. Распевки: на звук «в», «р», «пру», на одной ноте скороговорок; «хи», «да-да-да-ааааа».
Тема 6. Интонирование. Интонационные упражнения.
Теория: Подбор вокализов для каждого ребёнка с учётом индивидуальных способностей.
Практика: Работа над звуковедением и чистотой интонирования, "Знание" вокальным аппаратом звуковысотности каждой ноты на физиологическом уровне. Пение легато и стаккато, глиссандо, «расслабление зажатости» голосового аппарата, первоначальное формирование вокально-интонационной координации. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры. Понятие кантилена, примарная зона, расширение диапазона. Изучение вокализа, короткий и длинный вдох. Пение и определение интервалов в распевах, направление звучания вверх и вниз. Пение интервалов в мелодических и гармонических ступенях. Работа над вокализом, контрастная динамика в музыке – forte, piano. Работа над чистотой интонирования в вокализе, координация дыхания и атаки звука, контроль над динамикой звука и плавной подачей дыхания.
Тема 7. Работа над произведением (Р.Н.П.)
Теория: Подбор произведения (репертуарной песни), подбор и адаптация музыкального материала для каждого конкретного ребёнка.  Раскрытие слова – фонограмма, прослушивание и разбор произведения на примерах плюсовых и минусовых фонограмм.
Практика: Разбор текста песни, выработка чёткой дикции и артикуляции. Динамика звука оттенки, штрихи, работа над вокальной партией. Выработка мягкого звучного piano, энергичного не резкого forte на примерах распевок. Взаимосвязь звука и дыхания. Выступление на открытом уроке для родителей. Основы нотной грамоты: нотоносец, ключи, обозначения нот, развитие творческих способностей, на основе вариантности мелодий, стремления к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения.
Тема 8. Основы нотной грамоты.
Теория: Знакомство с музыкальными звуками, с их написанием (ноты). Расположение нот на клавиатуре фортепиано, нотоносец, ключи, длительности нот.
Практика: Вокальные упражнения. Написание ритмического рисунка, исполнение хлопками. Пение интонационных упражнений, чтение номеров с листа. Повтор и пение вокализа с названием нот. Интонирование тонов и полутонов. Расширение диапазона. Дыхательная гимнастика
Тема 9. Регистры голоса.
Теория: Основные регистры певческого голоса.
Практика: Грудной регистр, освоение. Тембровая окраска голоса, упражнения. Микст (смешанный голос), освоение, прикрытый и открытый звук. Работа над качеством тембра голоса при пении на средних примарных тонах. Пение с закрытым ртом, развитие внутреннего слуха, слуховой контроль и удобство в ощущениях. Выравнивание регистровых порогов. Подбор вокализа. Разучивание. Повторение репертуарной песни. Пение без сопровождения, упражнения, работа над качеством тембра голоса при пении на средних примарных тонах, выработка смешанного звучания голоса в центральной части, контроль над динамикой звука и плавной подачей дыхания.
Тема 10. 1. Сценический образ.
Теория: Понятие "сценический образ", "мимика". Роль мимики и жестов в исполнении песен.
Практика: Упражнения на развитие мимики, жестов перед зеркалом. Танцевальная минутка, упражнения на развитие жестов, движения рук, ног. Эмоциональное состояние детей во время пения. Создание сценического образа.
Раскрытие понятия «пластическое пение», вокальные упражнения. Знакомство с микрофоном, показ и рассказ о видах микрофонов. Формирование умений и навыков работы с микрофонами разных типов. Ритмопластика, работа с микрофоном. Разучивание хореографических элементов при пении репертуарной песни.
Тема 10.2. Репетиционная работа.
Теория: Костюм и его роль для создания сценического образа. Эмоциональное состояние певца. Знакомство с микрофоном. Раскрытие темы «Что такое «имидж», формирование сценической культуры.
Практика: Разучивание хореографических элементов при пении репертуарной песни, раскрытие понятия «пластическое пение». Отработка голосоведения, динамических оттенков и цезур. Разбор динамических оттенков и смысловых ударений в песне. Разучивание, анализ построения музыкального произведения, его формы. Пение под фонограмму с движениями, отработка постановки корпуса и рук при пении в микрофон. Умение двигаться на сцене, работа с микрофоном. Грим как инструмент подчеркивающий образ исполнителя, правила нанесение грима, пение в характере с разученными хореографическими движениями. Генеральная репетиция к отчётному концерту. Выступление на отчётном концерте. Итоговое занятие, анализ выступления, разбор допущенных ошибок.
Учебный план
(второй год обучения)
Цель программы: Освоение базовых знаний, умений и навыков. Формирование и развитие у учащихся музыкальных способностей (музыкального  слуха), чувство ритма и метроритма, музыкальной  памяти, воображения в процессе знакомства с разножанровыми песнями.
Задачи программы:
– дальнейшее закрепление уже приобретенных вокальных навыков: певческой установки и дыхания, овладение всеми приемами звуковедения (нон легато, легато, стаккато), работа над улучшением дикции, достижением чистоты интонации;
– обучению детей основам голосообразования, т.е. работе над постановкой голоса ребенка; – продолжение обучению музыкальной грамоты;– развитие музыкальной памяти учащихся; – подготовка концертных и конкурсных программ.
Ожидаемый результат:
За учебный год должно быть пройдено не менее 4 музыкальных произведений и 2 вокализов. По окончании 2 года обучения каждый ребенок должен:
владеть основами музыкальной грамоты;
чисто интонировать мелодию произведения в унисон с сопровождением и a capella;
выработать навык пения двухголосия;
добиваться ровности звучания головного и грудного резонатора;
владеть терминологией, используемой в эстрадном пении;
выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.

п/п Перечень разделов, тем Всего (часов) Теория (часов) Практика (часов) Форма контроля
Вводное занятие. Правила ТБ и ПДД. 1 1 - Педагогическое наблюдение
Опорное дыхание, артикуляция. Подбор репертуара. 6 2 4 Педагогическое наблюдение
Основы нотной грамоты. Творчество и импровизация. 6 3 3 Педагогическое наблюдение
Разновидности голосового звучания. 6 - 6 Педагогическое наблюдение
Дикция. Артикуляция. 6 1 5 Педагогическое наблюдение
Интонационные упражнения. 12 2 10 Педагогическое наблюдение
Работа над произведением. 18 2 16 Концертная деятельность;конкурсы.
Регистры. Развитие исполнительского мастерства. 6 - 6 Концертная деятельность;конкурсы.
Подготовка к отчётному концерту. 11 - 11 Отчётный итоговый концерт.
Итого: 72 11 61 Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности
Теория: Правила обращения с техническими средствами обучения, гигиена голоса, правила поведения на дороге, режим занятий, требования к внешнему облику учащегося.
Тема 2. Опорное дыхание, артикуляция, подбор репертуара.
Теория: Подбор песенного репертуара, выразительный показ предлагаемых песен, планирование работы над репертуаром. Строение речевого аппарата.
Практика: Вокальные упражнения на дыхание, способы пользования дыхательным аппаратом, навыки пользования дыхательным аппаратом при грудном дыхании. Разучивание разминочно-тренировочного комплекса. "Атака" и динамика звука. Разбор и разучивание новых скороговорок. Упражнения на разогрев и активную работу артикуляционного аппарата.
Тема 3. Основы нотной грамоты. Творчество и импровизация.
Теория: Повтор ранее изученных тем нотной грамоты, дополнительные знаки, увеличивающие длительности нот. Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
Практика: Охрана и гигиена голоса певца, голосовой аппарат – как всё устроено (продолжение). Сценическая читка песенного текста, разбор незнакомых слов, выражений в р.п., разучивание мелодии, работа над чистотой интонирования, артикуляцией, дикцией. Подробный разбор мелодической линии р.п., художественное представление, использование импровизации в вокальном исполнении.
Тема 4. Разновидности голосового звучания.
Практика: Унисон для дуэтных номеров. Динамика звучания в р.п. и на примерах распевок. Тембр, распевание на закрытом звуке, исполнение вокальных номеров, анализ. Ритм, развитие силы, объёма и яркости звучания, работа над конкретным произведением, направленная на достижение поставленной задачи. Упражнения на формирование вокально-певческих навыков. Различие видов атак (твёрдая и мягкая), разновидности атак дает возможность передать особенности настроения. 
Тема 5. Дикция. Артикуляция.
Теория: Значение гласных и согласных звуков в пении, особенности формирования дикции на грудном звучании.
Практика: Упражнения на правильное формирование грудных звуков, дикционные упражнения на формирование грудного звучания. Позиционное положение рта при пении, пение технических упражнений в подвижном темпе. Скороговорки речевые и музыкальные. Пение технических упражнений в подвижном темпе. Упражнение на тренировку голосового аппарата, исполнительские навыки и приёмы. Техника губ и языка.
Тема 6. Интонационные упражнения.
Теория: Темы в нотной грамоте (в дальнейшем н.гр.): «Лад и тональность». «Устойчивые и неустойчивые ступени».
Практика: Работа над звуковедением и чистотой интонирования, разучивание музыкального материала с сопровождением и без него. Пение легато и стаккато, глиссандо. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне. Выразительные средства исполнения, совершенствование исполнительского мастерства. Мелодические украшения – мелизмы, расширение диапазона, распевки. Подбор вокализов для каждого ребёнка с учётом индивидуальных способностей. Изучение вокализа, короткий и длинный вдох, вдох при вступлении и во время пения. Работа над вокализом и р.п., подготовка к открытому уроку. Работа над вокализом, устранение интонационных ошибок. Контрастная динамика в музыке – forte, piano. Подготовка к выступлению на новогоднем мероприятии, работа с исполняемыми произведениями, выразительные средства исполнения.
Тема 7. Работа над произведением.
Теория: Нотная грамота (н.гр.) - «Мажор, минор». Взаимосвязь звука и дыхания в произведении, правильная позиция артикуляционного аппарата в пени, особенности произношения согласных при исполнении произведений.
Практика: Работа над репертуарной песней, работа над вокальной партией. Разбор текста песни, выработка чёткой дикции и артикуляции. Динамика звука оттенки, штрихи, отработка упражнений, направленных на поддержание правильной позиции. Выработка мягкого звучного piano. Работа над вокальной партией. Гибкость и подвижность голоса. Работа над укреплением вокально-технических навыков. Фразировка, подготовка к новогодним мероприятиям. Расширение диапазона, пение интонационных упражнений, чтение номеров с листа. Написание ритмического рисунка, исполнение хлопками. Работа над чистотой интонирования в вокализе. Повтор и пение вокализа с названием нот. Подготовка номера к концерту, посвященному Международному женскому дню. Работа над произведением. Декламация текста негромким звуком в темпе и ритме песни. Сочинение подголосков к основной мелодии. Чистота интонирования в распевке «Аквалангист».
Тема 8. Регистры. Развитие исполнительского мастерства.
Практика: Головной регистр (Фальцет), упражнения. Микст, продолжение освоения регистров (головной, грудной, микст), исполнение произведений. Упражнения на выравнивание регистровых порогов в Р.П. Развитие внутреннего слуха, пение без сопровождения. Эмоциональное воплощение образа. Отработка точности штрихов, сценический образ, актерское мастерство, поиск исполнительного образа песни, начальный штрих индивидуального сценического образа, поведение на сцене: свобода исполнения, эмоциональное воплощение образа.
Тема 9. Подготовка к отчётному концерту.
Теория: Планирование направлений работы на следующий год.
Практика: Разучивание хореографических элементов, использование элементов ритмики, сценической культуры. Разучивание, анализ построения музыкального произведения, его формы, смыслового замысла текста и музыкальной фразы. Отработка хореографических элементов, пение под фонограмму. Работа над произведением (Р.Н.П), выработка эмоционального исполнения песни, разбор интерпретации исполнения песни. Разбор динамических оттенков и смысловых ударений в песне. Подготовка к выступлению, активное участие в жизни центра, поселка, района, выступление на праздниках, концертах, фестивалях. Работа на сцене с микрофоном. Пение в характере с разученными хореографическими движениями. Генеральная репетиция к отчётному концерту. Выступление на отчётном концерте. В конце учебного года показательное выступление (отчетный концерт), демонстрация приобретенных навыков и умений.
Учебный план
(третий год обучения)
Цель программы: Формирование у учащихся  основных вокальных умений и  навыков  через  усложнение репертуара, ритма и метра, использование голосовых импровизаций, пунктирного ритма, двухголосья.  
Задачи программы:
– дальнейшее закрепление уже приобретенных вокальных навыков: певческой установки и дыхания, овладение всеми приемами звуковедения, работа над улучшением дикции, достижением чистоты интонации;
– продолжение работы над постановкой голоса ребенка; – продолжение обучения музыкальной грамоты;– развитие музыкальной памяти учащихся; – подготовка концертных и конкурсных программ.
Ожидаемый результат:
За учебный год должно быть пройдено не менее 4 музыкальных произведений и 2 вокализов. По окончании 3 года обучения каждый ребенок должен знать и уметь:
полный цикл упражнений по дыханию для вокалистов (по системе А.Н. Стрельниковой);
в полном объеме упражнения по артикуляции и дикции;
владеть вокальными упражнениями, относительно освоенных тем за 3 года обучения;
свободно применять все виды дыхания в исполнении вокальных произведений;
свободно выполнять вокальные упражнения и применять их при разучивании вокального произведения;
выработать навык пения двухголосия; выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.

п/п Перечень разделов, тем Всего (часов) Теория (часов) Практика (часов) Форма контроля
Вводное занятие. Правила ТБ и ПДД. 1 1 - Педагогическое наблюдение
Техника вокала. Подбор репертуара. 6 3 3 Педагогическое наблюдение
Закрепление упражнений по артикуляции и дикции. 6 1 5 Педагогическое наблюдение
Разновидности голосового звучания. Синкопа. Затактовая и внутритактовая синкопа. 6 - 6 Педагогическое наблюдение
Мелизмы (продолжение). 6 2 9 Педагогическое наблюдение
Интонационные упражнения. Блюзовые упражнения. 12 1 11 Педагогическое наблюдение
Работа над произведением. 18 2 16 Концертная деятельность;конкурсы.
Развитие исполнительского мастерства. 6 - 6 Концертная деятельность;конкурсы.
Подготовка к отчётному концерту. 11 - 6 Отчётный итоговый концерт.
Итого: 72 10 62 Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности
Теория: Правила обращения с техническими средствами обучения. Гигиена голоса. Правила поведения на дороге. Режим занятий. Требования к внешнему облику учащегося. Поведение на занятии.
Тема 2. Техника вокала. Подбор репертуара.
Теория: "Атака" звука. Динамика звука. Подбор песенного репертуара, выразительный показ предлагаемых песен, планирование работы над репертуаром.
Практика: Способы пользования дыхательным аппаратом, навыки пользования дыхательным аппаратом при грудном дыхании. Опора дыхания, навыки опорного дыхания. Выстраивание, соединение и сглаживание регистров. Упражнения на сглаживание регистров. Дыхательная гимнастика по системе А.Стрельниковой. Смена дыхания в процессе пения. Упражнения на экономный выдох. Распевание на закрытом звуке; на звук «в», «р»; на открытые звуки «а», «да», «фа», «мэ, ма, ми, мо». Речевой аппарат. Разбор новых скороговорок.
Тема 3. Закрепление упражнений по артикуляции и дикции.
Теория: Понятие импровизации. Дополнительные знаки, увеличивающие длительности нот. Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
Практика: Использование импровизации в вокальном исполнении. Сценическая читка песенного текста, разбор незнакомых слов, выражений, подробный разбор мелодической линии, художественное представление песни. Разучивание мелодии, работа над чистотой интонирования, артикуляцией, дикцией. Постановка песен, работа над мелодической линией песни, работа над художественным образом песни. Работа над динамическим и ритмическим ансамблями.
Тема 4. Разновидности голосового звучания.
Теория: Синкопа. Затактовая и внутритактовая синкопа.
Практика: Унисон. Динамика. Тембр. Ритм. Исполнение вокальных номеров, анализ. Работа над конкретным произведением, направленная на достижение поставленной задачи. Атака звука (твёрдая и мягкая). Разновидности атак дает возможность передать особенности настроения. Развитие силы, объёма и яркости звучания.
Тема 5. Мелизмы (продолжение).
Теория: Формирование грудных звуков. Особенности формирования дикции на грудном звучании.
Практика: Упражнения на правильное формирование грудных звуков, дикционные упражнения на формирование грудного звучания. Пение технических упражнений в подвижном темпе. Скороговорки речевые и музыкальные.
Тема 6. Интонационные упражнения. Блюзовые упражнения.
Теория: Закрепление сознательного отношения к своему пению, выполнение правил пения, охраны голоса. Работа над чистотой интонирования унисонов и двухголосия. Две темы в нотной грамоте (в дальнейшем Н.Г.): «Лад и тональность», «Устойчивые и неустойчивые ступени».
Практика: Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него. Работа с солистами и ансамблем. Совершенствование исполнительского мастерства. Работа с исполняемыми произведениями. Мелодические украшения – мелизмы. Выразительные средства исполнения.

Тема 7. Работа над произведением.
Теория: Правильная позиция артикуляционного аппарата при пении. Особенности произношения согласных при исполнении произведений.
Практика: Работа над вокальной партией. Отработка упражнений, направленных на поддержание правильной позиции. Гибкость и подвижность голоса.
Тема 8. Развитие исполнительского мастерства.
Практика: Сценический образ, актерское мастерство, поиск исполнительного образа песни. Начальный штрих индивидуального сценического образа. Продолжение освоения регистров (головной, грудной, микст). Исполнение произведений. Поведение на сцене: свобода исполнения, эмоциональное воплощение образа.
Тема 9. Подготовка к отчётному концерту.
Практика: Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Анализ построения музыкального произведения, его формы, смыслового замысла текста и музыкальной фразы. Выработка эмоционального исполнения песни. Разбор интерпретации исполнения песни. Активное участие в жизни центра, поселка, района. Выступление на праздниках, концертах, фестивалях. В конце учебного года показательное выступление (отчетный концерт), демонстрация приобретенных навыков и умений. Планирование направлений работы на следующий год.
Методическое обеспечение программы.
Формы проведения занятий
В ходе реализации программы используются как традиционные методы обучения (рассказ, объяснение, воспроизведение певческого звука, демонстрация, показ), так и занятия нетрадиционного типа: занятие-концерт, занятие-лекция, занятие-конкурс, занятие-зачёт, занятие-игра.На занятиях применяется индивидуальная форма организации учебной деятельности.
Как правило, 1/3 занятия отводится на изложение педагогом теоретических основ изучаемой темы, остальные 2/3 посвящены практическим занятиям и повторение материала предыдущего занятия. В ходе этих работ предусматривается анализ действий учащихся, обсуждение оптимальной последовательности выполнения заданий, поиск наиболее эффективных способов решения поставленных задач.
Правильность такого выбора подтверждена практикой обучения и рекомендациями методической литературы. Содержание программы обеспечивает информационно-познавательный уровень и направлено на приобретение практических навыков вокального пения, приобретению новых дополнительных знаний.
Программа построена на пошаговом изучении материала от элементарных навыков до профессионального владения голосом и разработана на основе индивидуального подхода и дифференцированных требований к учащемуся с использованием новых форм, средств и методов обучения.
Методы и приемы обучения
Для достижения более высоких и прочных учебно-воспитательных результатов (цели и задач программы) используется совокупность методов и приемов обучения.
Методы обучения:
словесные методы (объяснение, учебная лекция, беседа);
наглядные методы;
практические методы (упражнения репродуктивные и творческие, практические задания).
Приемы обучения: анализ выступления, показ практических действий, выполнение упражнений.
Процесс обучения и воспитания основывается на строго дифференцированном подходе к детям с учетом их возрастных особенностей. Особенное внимание педагог уделяет менее способным воспитанникам с тем, чтобы у них не возникло ощущение своей неполноценности.
Методическое обеспечение данной программы можно разделить на четыре главных направления.
Первое направление Упражнения.
Второе направление Практические занятия по вокальному мастерству.
Третье направление Изучение специальных упражнений по формированию вокальных умений и навыков, на работу голосового аппарата.
Четвертое направление Проведение концертных программ.
Участие в концертных программах детей и педагога.
Постановка концертных программ.
Техническое оснащение занятий.
Просторный светлый, хорошо проветриваемый кабинет. Столы (2 шт.), стулья (15 шт.), сцена. Для обеспечения учебного процесса по программе необходимо следующее оборудование:
CD проигрыватель;
зеркало;
аудиозаписи;
видеозаписи;
репродукции портретов композиторов и исполнителей;
схемы устройства голосового аппарата;
схемы артикуляции звука;
методические разработки занятий и сценариев мероприятий;
методическая литература.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы представлены в данной таблице:
Виды контроля Формы
контроля Знания, умения, навыки Сроки
1 год обучения
Вводный Контрольные
прослушивание.
Беседа. Диагностика певческого голоса: диапазон, слух, чувство ритма, сила голоса.
Уровень музыкальной подготовки. Сентябрь
Текущий Контрольные задания. Развитие слуха, музыкальная память, правильное произношение гласных и согласных.
Чувство ритма, умение вступать вовремя под аккомпанемент. Декабрь
Март
Итоговый Отчётный
Концерт.
Развитие диапазона, выразительность исполнения, чистота интонации, процесс звукообразования.
Сценический образ. Май
2 год обучения
Текущий Наблюдение.
Концертная деятельность.Конкурсы. Охрана и гигиена голоса, правильное дыхание, приёмы артикуляции и дикции.
Лёгкий вдох, мягкая атака, чистота интонации, тембр и диапазон голоса, владение техникой вокала. Декабрь, Апрель
Итоговый Концертная деятельность.
Отчётный
Концерт.
Выразительность исполнения, чистота интонации правильное дыхание, сценическое движение, работа над художественным образом произведения, пение под сопровождение фонограммы. Май
3 год обучения
Текущий Наблюдение.
Концертная деятельность;Конкурсы. Охрана и гигиена голоса, правильное дыхание, приёмы артикуляции и дикции.
Лёгкий вдох, мягкая атака, чистота интонации, тембр и диапазон голоса, владение техникой вокала. Декабрь, Апрель
Итоговый Концертная деятельность.
Отчётный
Концерт.
Выразительность исполнения, чистота интонации правильное дыхание, сценическое движение, работа над художественным образом произведения, пение под сопровождение фонограммы. Май
Список литературы
для педагога:
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения. - М.: Музыка, 2005.
Дубровская Е.А., Ступеньки музыкального развития от 5 до 6 лет. – Издательство «Детство», 2006.
Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - М.: Музыка, 2005.
Емельянов В. Работа над голосом. Распевки. – Москва: Издательство «Всероссийское хоровое общество», 2007.
Журавленко Н.И. Уроки пения. - Минск: Полиграфмаркет, 2006.
Менабени А. Методы вокальной работы в школе. - М.: Музыка, 2008.
Струве Г. Методические работы с детским вокально-хоровым коллективом. – Москва: Издательство «Просвещение», 2008.
8. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. - М.: Артакт, 2006.
9. Струве М.Г. Мы желаем вам добра. Методическое пособие. - М.: Артакт, 2008.
10. Огородников Д.Е., Система распевания гласных. - Москва: Издательство
«Музыка», 2009.
11. Фридкин Г., Практическое руководство по музыкальной грамоте. –
Издательство «Музыка», 2008.
12. Щетинин М.Н., Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – Москва:
Издательство «Метафора», 2008.
13. Чибрикова Луговская А.Е. Ритмика. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
для учащихся:
В. Киворков. Радуга детства. Москва 2006г.
Л.Абелян «Как рыжик научился петь» учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва «Советский композитор» 2008.
М.Н. Щетинин «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» - издательство «Метафора», Москва 2008.
Н.А. Метлов– «Музыка – детям». М.: Просвещение, 2009.
Ю.Энтин «Лучшие песни для детей». РИО Москва 2010.
Дополнительную информацию по методике работы можно получить, используя поисковые системы Интернет: http://ddtstep.ucoz.kz/
- Выработка вокально-интонационных навыков. http://ikliros.com/blog/uprazhneniya-dlya-razvitiya-pevcheskogo-dykhaniya.
2517775309753000-2289810171259500- Упражнения для развития певческого дыхания. http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn14-05/1219 - Певческое звукообразованиеhttp://muzsmile.ru/?page_id=191-Учите детей петь. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/11/02/programma-po-estradnomu-vokalu - Социальная сеть работников образования.
-129540328739500737235-262890003689985404812500