Статья Система работы с одарёнными детьми

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка.
Актуальность :
Приоритетное направление
развития образования
Отсутствие единого системного
подхода в данном направлении
Необходимость обмена опытом
формирование единого видения
Цель: Так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо внимания учителя, реализовывались и выращивались в педагогической деятельности с этими детьми.

Задачи:
Определение понятия «Одаренные дети»
Выявление педагогической позиции в работе с одаренным ребенком.
Обсуждение возможных форм, приемов, методов и способов работы с одаренными детьми
Одарённость – совокупность врожденных способностей при условии их постоянной тренировки. Понятие «одарённый ребёнок» - весьма условное, и выявление одаренности – сложнейшая и плохо решаемая в психологии задача. Что это? Пожизненный дар или констатация особых возможностей в определённый период его жизни? Но если у ребёнка, при прочих равных условиях, необычайно быстрый темп умственного развития, а также достижения в той или иной деятельности, его можно назвать одарённым.
Одаренные дети стремятся проникнуть в суть вещей и явлений, они задают множество вопросов, урок особенно интересен для них тогда, когда используется исследовательский метод. Они могут «действовать на нервы» учителю, потому что хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации, умеют быстро выделить значимые сведения, самостоятельно найти важные источники информации. Больше, чем другие, они заинтересованы в самостоятельном получении знаний.

Интеллектуальный тип одарённости.
Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми
Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:
а) общая профессиональная педагогическая подготовка - предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;
б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.
Диагностика одаренности
При диагностики одаренности я использую метод наблюдения. Я выделяю следующие признаки одаренности:
- может сразу заниматься несколькими делами
-любопытен
-имеет отличную память, склонность к систематизации, коллекционированию
-имеет большой словарный запас
-может прослеживать причинно- следственные связи и делать собственные выводы
-легко абстрагирует мышление
-любит сам решать трудные задачи
-имеет хорошие математические способности
-проявляет повышенную концентрацию внимания на чем-либо или упорство
- сильно развито чувство справедливости
-наделен ярким воображением
Работа с одаренными детьми требует особого подхода и особой квалификации педагогов. Научиться работать с такими ребятами можно, если всерьез воспринимать этот аспект педагогической деятельности как значимую проблему: сохранить, поддержать и развить имеющиеся у ребенка способности и не нанести при этом ущерба для развития других сторон его личности, например эмоциональной сферы. Проблема разрешается наполовину, если учитель смог увидеть одаренность ребенка, то есть понять и оценить по достоинству его особенности. К сожалению, так бывает не всегда. Учитель, загруженный повседневными делами, может не разглядеть в ребенке одаренности. Или еще хуже: обращать внимание только на неудачи. Например, постоянно ругать за плохой почерк или неаккуратное заполнение тетрадей. В этом случае ребенок привыкает к мысли о том, что его дар, его особые способности, которыми наградила судьба, не имеют значения, не ценятся окружающими. А ведь человеку очень важно признание его талантов. Тем более в детстве. В этом достаточно убедиться при изучении биографий великих людей. В жизни каждого из них, как правило, был кто-то, кто увидел и поверил в выдающиеся способности будущего гения.
Одной из ошибок педагога, преподающего иностранный язык в младших классах – это интеллектуальная перегрузка детей. Например, слишком большой объем лексического материала или грамматических правил, которых они пока не могут хорошо понять и усвоить. В ситуации информационной перегрузки сильно повышается активность левого полушария головного мозга, сменяющаяся его защитным торможением. Дети отличаются потерей настроения на уроках, жизнерадостности, сосредоточенности внимания, отсутствием волевой активности. Повышается уровень тревожности, беспокойства, страхи, боязливость, что свидетельствует об астеническом синдроме – первой стадии эмоционально-психического нарушения развития личности. В результате у ребенка формируется стойкое негативное отношение к предмету иностранного языка.
На средней и старшей ступени обучения к угасанию одаренности приводят следующие педагогические ошибки:
- также информационная перегрузка,
- недоучет личностных смыслов и персональных интеллектуальных интересов и потребностей одаренных детей,
- игнорирование интеллектуальных кризисов детской одаренности, периодов спада и покоя в интеллектуальной деятельности,
- исходные ошибочные установки на то, что одаренный ребенок обязан выдать экстраординарный интеллектуальный результат.
Своей целью я ставлю создание условий на уроках иностранного языка и дополнительных занятиях для развития одаренных детей и обеспечение их образовательных потребностей, чтобы превратить их способности в реальные достижения.
Урочная деятельность

традиционный урок
нестандартные уроки
уроки с ИКТ
проекты
интернет - уроки
Внеклассная работа

предметные декады
научно-исследовательская работа
предметные олимпиады
спецкурсы
практикумы
индивидуальная (групповая) работа
Система дополнительного образования

дистанционные олимпиады
дистанционные конкурсы
дистанционное обучение
самостоятельная работа учащихся
языковой портфолио


15