Педагогическая деятельность учителя по развитию учебной мотивации на уоках физической культуры через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий


«Педагогическая деятельность учителя по развитию учебной мотивации на уроках физической культуры через сочетание традиционного игрового  и соревновательного методов и современных информационных технологий»
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности.Многократно испытываемое на уроках удовлетворение приводит к возникновению удовлетворенности.
В своей работе я всегда рассматриваю удовлетворенность как необходимый компонент отношения школьников к урокам физической культуры.
Использую игровые и соревновательные методы для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры.
Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся взрослыми и на уроке они должны строго выполнять все требования выдвигаемые учителем для достижения определенной цели. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а дети, тем более, не зависимо от того возраста, в котором они находятся.
Одна из главнейших функций игры – педагогическая, она издавна является одним из основных средств и методов воспитания. В игре почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры.
Играющим  предоставляется простор для творческого решения двигательных задач,  внезапное изменение ситуации по ходу игры  обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией  двигательных способностей.
В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, а также типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления.
Соревновательный метод обладает такой  же способностью создавать положительный эмоциональный  фон и положительное отношение к занятиям физическими упражнениями так же, как игровой метод. При правильной организации соревновательный  метод способствует проявлению положительных эмоций и дает возможность в полной  мере реализовать двигательные потребности занимающихся, что создает удовлетворенность у них данными занятиями.
Для повышения активности школьников на уроках физической культуры я устраиваю соревнования между группами учащихся в дисциплине, быстроте построения, подготовке и уборке мест занятий. Это дает очень хорошие результаты в младших и средних классах, поскольку деятельность старшеклассников в меньшей мере зависит от эмоций.
Творческий подход к применению игрового и соревновательного методов упражнения, а также соблюдение вышеназванных правил, позволяет создать положительный эмоциональный фон на занятиях, что способствовать появлению удовлетворенности школьников уроками физическое культуры.
Информационные технологии в уроке физкультуры
Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс также позволяет сделать урок физкультуры более интересным. Обязательные инструктажи,  проводимые с учащимися перед каждым новым разделом программы, я разработал в виде презентаций. Эта новинка показала, что учащиеся с интересом воспринимают ту же самую информацию, которая ранее  предъявлялась  в традиционной устной  форме. В презентации обязательно включаю  фотографии известных спортсменов- представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы.
В первые годы работы в школе я столкнулся с той проблемой, что с возрастом (от младших классов к старшим) двигательная активность на уроках физической культуры у девочек  снижалась. Регулярное использование  в уроке игрового и соревновательного методов, увеличение количества таких  упражнений до 30-40% от времени занятий позволило наблюдать положительную динамику заинтересованности и удовлетворенности в занятиях физической культурой, как у юношей, так и у девушек. У детей возникла потребность в дополнительных занятиях физкультурой и спортом.
Для себя сделал следующие выводы:
1. Удовлетворенность - это необходимый компонент отношения школьников к урокам физической культуры
2. На уроках ученик должен, прежде всего, получать удовлетворение от того, что он делает. Поэтому педагогу, чтобы учебный процесс был более эффективным, необходимо знать о  наличии у учащихся удовлетворенности уроками, а при её отсутствии, вскрыть причину неудовлетворенности.
3. Для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры педагогу необходимо использовать игровые и соревновательные методы.
4. Сегодня уже не обойтись и без использования компьютерных технологий на  уроках физкультуры, чтобы образовательный процесс стал более интересным для современного школьника.
Провожу анкетирование, среди воспитанников.
Анкета для исследования уровня удовлетворенности учащихся уроками физической культуры
Баллы Варианты ответов
7 Очень доволен
6 Доволен
5 Скорее доволен, чем не доволен
4 Не знаю
3 Скорее не доволен, чем  доволен
2 Не доволен
1 Совсем не доволен.
 Исследование уровня удовлетворенности учащихся уроками физической культуры 
  Анкета мотивации
1. Тебе нравится на уроках физкультуры?
-нравится – 2 б.;
-не очень - 1 б.;
-не нравится – 0 б.
 
2. Если у тебя  сегодня первый урок – физкультура, то утром, когда просыпаешься с хорошим настроением.
-да - 2 б;
-бывает по-разному - 1 б.;
-чаще нет -0 б.         
 
3. Если бы учитель сказал, что завтра можешь не приходить на уроки физкультуры, ты согласился бы?
-все равно пришел бы на урок – 2 б.;
-не знаю -1 б.;
- не пошел бы на урок – 0 б.
  
4. Ты хотел бы, что бы урок физкультуры проводился по другому?
- не, не хотел бы -2 б.;
- мне все равно – 1 б.;
- хотел бы -0 б.
 
5. Много ли времени уделяется разминке?
- много -0 б.;
- недостаточно -1 б.;
- мало – 2 б.
 
6. Тебе нравятся игры проводимые на уроках?
- нравятся -2 б.;
- не очень -1 б.;
- не нравятся – 0 б.
 
На данный момент дети посещают спортивные секции, занимаются волейболом, баскетболом, проводятся различные мероприятия, соревнования, что увеличивает интерес к урокам физкультуры. Учащиеся принимают активное участие в массовых спортивных праздниках, проводимых в области, районе.