Конспект урока Синтаксический и пунктуационный разбор БСП


Конспект урока по русскому языку.
Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор БСП
Класс: 9
Учитель: Пранцкетис О.В.
Технология: Информационная
Цель: Научиться производить синтаксический анализ СПП
План урока.
1. Организационный 2. Синтаксическая минутка грамматическая основа
3. Ход урока. Вводная часть. Анализ предложений (работа в группах)
4. Ход урока. Основная часть. Работа в группах (анализ текстов с последующей защитой)
5. Контроль. Тест
1. Орг.минутка. Здравствуйте. Проверьте готовность к уроку, запишите число. Продолжаем предыдущую тему. Напомните, какую?
2. Синтаксическая минутка. Слушайте предложения и записывайте только грамматическую основу. Один ученик работает у доски, закрывая свою работу частью доски.
1. Он понял, что в настроении его наступил критический момент и что он готов подойти и объясниться. 2. Мешала только злая собака, от которой трудно было избавиться. 3. Собака, не дожидаясь, пока калитка растворится, выскочила на улицу, настигла Мишу и, схватив за рукав, подтащила к Алене.
2. Ход урока. Вводная часть. Работаем в группах. Необходимо заменить сложное союзное предложение сложным бессоюзным.
Сложное союзное предложение Если любишь кататься, люби и саночки возить. Если есть терпение, будет и умение. Я заснул на сеновале, поэтому меня долго не могли разыскать. Честь честью, а дело делом. Моя мать была довольна, что уехала из Багрова, потому что она не любила его. Когда победим, каменный дом построишь. Везде скачут, а у нас плачут. Если есть слезы, есть и совесть. Мы с тобой, словно рыба с водой. 3. Ход урока. Основная часть. Делимся на три группы. Здания в каждой группе свое, но есть и одно – общее для всех. По окончании работы каждая группа должна дать публичный ответ на вопрос: Какие правила вам помогали выполнить работу и как вы использовали свои знания.
1 группа. Объясните постановку двоеточия и тире. Заполните таблицу. Выполните синтаксический разбор одного предложения.
№ предложения Знаки препинания
1 тире разделяет подлежащее и сказуемое
1. Исаак Левитан – самый великий из трех русских пейзажистов, которые в 19 веке открыли для современников скромную красоту русской природы. 2. В «Волшебной флейте» Моцарт осуществил свою мечту – создать большую оперу на родном языке. 3. Вода на картинах Айвазовского – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный. 4. И «Свадьба Фигаро», и «Дон Жуан» по своим художественным принципам, драматургии и музыкальному складу – создания венской школы, но написаны они, как и большинство опер Моцарта, на итальянском языке. 5. Мы знаем: Леонардо да Винчи постоянно и записывал. 6. Куинджи обладал особой чувствительностью зрения – о его зоркости слагались легенды. 7. В картине Куинджи «Днепр утром» - туманное пробуждение природы. 8. В 1934 году в пресе появилось сообщение: Д.Шостакович предполагает создать симфонию на тему обороны страны. 9. Уберите один из компонентов картины «Девочка на шаре» Пикассо – произойдет катастрофа.
2 группа. Составьте по три предложения на каждую схему. Выполните синтаксический разбор одного предложения.
[]:[причина] []:[пояснение] []-[быстрая смена событий, неожиданное присоединение ][]-[следствие, результат] [условие]-[] [время]-[] []-[противопоставление][]-[сравнение] []-[присоединение]3 группа. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выполните синтаксический разбор одного предложения.
Впоследствии  вспоминая эту дорогу  Серпилин видел вереницы машин. На одном из тяжело гружённых чем-то грузовиков везли знакомые ящики с концентратами. С питанием на фронте последний месяц было неплохо  а с топливом  бедственно. Телеграфные столбы недалеко от дороги  самые верные тому свидетели. У столбов для незнающего человека странный вид  от подножия и на высоту поднятой человеческой руки все они кверху или книзу расширяются до нормальной толщины  а в середине обструганы до пределов возможного. На каждом оставлено ровно столько дерева  только чтоб не сломалось от ветра.
Дорога в батальон, куда направлялись Серпилин и Птицын  была небезопасна  постреливали. Вот и сейчас там  в трехстах метрах отсюда, куда они добирались  хлопнула мина  издалека доносился приглушённый гул артиллерийской канонады. Под аккомпанемент этих привычных звуков Серпилин думал о том  что Птицыну  этому далеко не молодому и многосемейному солдату  сам Бог велел быть адъютантом. Что касается храбрости  то Птицын был не храбрее и не трусливее других  человек как человек. Боязнь смерти выражалась у него только в одном  под огнем адъютант старался держаться впритирку к Серпилину  полагая в душе  что генерала не убьет. (По К. Симонову)
Выслушаем выступления групп.
5. На дом я вам раздаю тест. Выполните его на оценку.