Презентация по технологии: Говорящие узоры Брянских полотенец


«ГОВОРЯЩИЕ УЗОРЫ БРЯНСКИХПОЛОТЕНЕЦ» Руководитель работыучитель технологии Голубкова Ирина Дмитриевна. МБОУ Гимназия №1 Брянского района Брянской областиВсероссийский конкурс «Моя малая родина» Учебно-исследовательская работа в номинации: «Гуманитарно-экологические исследования» Работу выполнилаученица 8 классаМедведева Екатерина Брянск 2012 год. В последнее время я увлеклась вышивкой крестом. И, конечно, я обращаю внимание на вышитые картины, одежду, предметы быта, украшающие интерьер. Мне очень понравились работы, хранящиеся в кабинете технологии - картины, вышитые крестом, мужской и женский русские народные костюмы Брянского района конца XIХ века, украшенные вышивкой крестом. Работы выполнены под руководством учителя технологии Голубковой И.Д. нашими выпускницами Денисовой Л. и Голубковой Д.. Эти работы стали призерами Всероссийского конкурса: «Моя малая Родина» в 2002 и 2006 годах.Меня заинтересовала тема народного творчества, и у меня возникла такая проблема. Каким образом я могла бы продолжить исследования по народно - прикладному творчеству Брянского района? И я решила, что можно в качестве предмета исследования взять тему о вышитых полотенцах. Они будут главными героями моей работы. Работа преследует две цели: исследовательскую и практическую.Цель исследовательской работы:Исследовать вышитые полотенца различных местностей Брянского района.Цель практической работы:Изготовить свадебное полотенце, согласно историческим исследованиям и изученным приёмам вышивки. Вопросы для исследования: какие бывают полотенца и о чем они рассказывают.Объект исследования:  старинные вышитые полотенца Брянского районаПредмет исследования: вышивкаГипотеза:  предметы старины своей малой Родины - это интересно, они умеют говорить.  Задачи работы:A) Провести исследование вышитых полотенец по оригиналам, литературным источникам, музейным экспонатам и рассказам очевидцев. Б) Изучить рисунки, орнаменты, расшифровку и технологию вышивки.B) По результатам исследований самостоятельно изготовить и вышить один из видов свадебных полотенец. Г) Проявить фантазию и творчество при изготовлении полотенца.Д) Ознакомить современников с историей вышитых полотенец родного края, связанными с ними традициями, обрядами и обычаями, вызвать у них интерес к предметам старины. Методы исследования: изучение литературы; посещение интернет сайтов; беседа с жителями районаМесто исследования: Брянский район: с. Глинищево, с. Хотылево, п. Супонево Из разных источников я узнала, что полотенце - (крюковник, набожник, накрючник, перебирка, плат, платок). Полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блестками, позументом, тесь­мой, бахромой."Энциклопедия «Народы и религии мира»" рушник (укр.), ручник (бел.), полотенце у восточных славян, обычно с вышитым или тканым узором.Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля -РУШНИК, рушница и пр. см. рука  Рушник имеет корень "руш", "рух". Что означает "рушить" – рвать, ломать, то есть рушник это оторванный кусок ткани, отрез. Во все времена с рушником связывали все важные события в жизни человека. Рождение ребенка, крестины, праздники: Пасха, Троица, Масленица, свадьба, похороны… Узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях. До сих пор они бережно хранятся во многих семьях и передаются по наследству от поколения к поколению. Вот, например С символами «ХВ» (Христос Воскрес), с изображениями петушков, курочек, яиц. Обережные (от слова оберегать), с изображением «берегини» С веночками, веточками березки, с изображением домашней птицы. В июне гусей и уток с выводком выносили на вышитом полотенце и выпускали на выпас на луг. С изображением коров, лошадей. Вышивали к 6 мая, то есть к Егорьеву дню. Ими накрывали скотину, когда выводили в поле. Белоснежное полотенце, с салфетками для свечей. Союзное Хлебосольное Белоснежное полотенце, с салфетками для свечей. На нем в церкви стоят молодые. Оно символизирует облако, как бы «Царствие Небесное», ибо там совершается благословение их брака. И союзное, символ соединения, неразлучности, На таких полотенцах вышивали растительный орнамент и надпись «совет да любовь», которым священник связывает руки жениху и невесте. После церемонии бракосочетания родители встречали молодоженов свадебным караваем на «хлебосольном» рушнике, на котором изображалась пара голубей или жаворонков – символов счастливых и влюбленных людей, которые будут преданны и искренни друг с другом. По бокам рушника вышивали цветочный и растительный орнамент как пожелание достатка и процветания. Видов свадебных полотенец очень много. Помимо уже рассмотренных, есть рушники, которыми родители держали икону и благословляли на брак, невеста одаривала жениха- «рукобитное», его родню. Есть полотенца для свадебного поезда: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. Полотенца для свидетелей. Полотенца, на которых сидят за столом молодожены и т.д. В старину жених подпоясывался рушником, который выступал в роли пояса-кушака, а невеста рушником держала икону. Хорошей приметой считалось подарить расшитый рушник в церковь, повязать его на березку или подарить любимому человеку. Им покрывали роженицу, чтобы ребенок скорее появился на свет. Младенца обязательно укутывали в полотенце, чтобы рос здоровеньким и счастливым Белоснежные полотенца, украшенные символическим орнаментом, обязательно вешали на могильные и придорожные кресты. Покойника опускали на полотенцах, длиной более 3 метров, держась за вышитый край, а светлый край символизировал потусторонний мир. Одним словом рушник сопровождал человека на протяжении всей его жизни. Девочки с пяти лет начинали готовить себе приданое. Ко дню свадьбы из сундука доставали от 30 до 120 полотенец, в зависимости от достатка семьи жениха. Вышивка имела магический смысл, являлась оберегом от злых сил, имела свое значение. В вышивке могли быть "закодированы" и молитва, и заговор. А порой она рассказывала о жизни мастерицы. Например, голубки, повернутые друг к другу, – любовь взаимная. А если между ними дерево с плодами, то их число говорит о количестве детей в семье. Вообще, птицы символизировали счастье, «зубчики» - текущую воду. Самые искусные мастерицы могли вышить или выткать на рушнике, например подарочном, даже слова, и тогда изделие считалось особенно ценным.История свидетельствует: в старину рушник использовался даже при гадании. Брянский район славен своей историей. В качестве исследования по рушникам я выбрала исторические места Брянского района – с.Хотылево, п. Супонево и с. Глинищево.Сначала я посетила с. Хотылёво. С.Хотылево, старинное село, бывшее поместье княгини М.К.Тенешевой, охраняемый памятник культуры. Здесь, в музее сельской библиотеки, хранятся, по истинно вышитые произведения искусства, которым нет цены как экспонатам русской старины. С историей этих полотенец меня ознакомила руководитель сельской библиотеки – музея Заикина Валентина Михайловна. Она показала мне полотенце с надписью «Хоть трудна работа да рабит охота Насть и Анна Даниловны», вышивали две женщины - свекровь Заикиной В.М. и её сестра. Возможно к таким событиям, как посевная, или жатва.   На следующем из рушников надпись: «Каво люблю таму дарю». Вышила его в 30 – годах XX века жительница с.Хотылева Сорокина М.Д. ко дню своей свадьбы. Птица в вышивке – олицетворение счастья, любви.   Полотенце с инициалами Петуховой М.М. вышивала ко дню свадьбы её покойная свекровь и этим рушником её подвязывала. Вышивался рушник в начале XX века. Прошва, то есть кружева на этом полотенце связана из льняных суровых нитей, что доказывает старину этого полотенца. Затем я побывала в п.Супонево, который славится Свенским монастырём, церквями, Свенской ярмаркой. С историей этого поселения меня ознакомил директор Супоневской школы №1 имени героя Советского Союза Н.И.Чувина – Михаил Яковлевич Шеметов. Бывшая заведующая школьным музеем, к которой мне посоветовал обратиться Михаил Яковлевич, Ячникова Полина Кузьминична, показала мне, какие рушники имеются у них в школьном музее. Это обережные, свадебные, и полотенца, вышитые к различным событиям. Жаль, что не дошли до современников имена тех рукодельниц, которые их сотворили. Известны лишь фамилии тех, в чих семьях они сохранились, и кто предоставил эти экспонаты музею. Это Дороховы, Курнявцевы, Борисенко, Максименковы и т д. Родилась я и живу в с. Глинищево, конечно же, не могла не поинтересоваться вышитыми полотенцами нашего села, ведь оно с исторической точки зрения не простое село. Через него когда-то проезжал и делал на постоялом дворе остановку сам Пётр I. Гимназия №1 Памятник первым механизаторам живописные места села Вначале познакомилась я с некоторыми экспонатами из коллекции жительницы с.Глинищева Денисовой Аллы Григорьевны. (Учитель-ветеран нашей гимназии) Это рушники из домотканого полотна, которые украшены вышивкой и самосвязанным кружевом. Один из рушников украшает так называемый красный угол квартиры. Вышиты на нём цветы – маки. С древних времен мак святили и им обсеивали людей и скот, веря, что он имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла.Это полотенце XX века. Вышивала его мама Аллы Григорьевны – Денисова Любовь Петровна (1926 – 2004гг.) Историю вышивки полотенца с инициалами жениха и невесты поведала Алле Григорьевне покойная мама - Денисова Л.П., Это полотенце вышила в середине XIX века бабушка Аллы Григорьевны, то есть мамина мама – Родина Екатерина. С большим удовольствием представила мне рушники своей бабушки М.И.Коротченковой (1909 – 1988гг.) – жительница нашего села, учитель начальных классов нашей гимназии, Сафронова Наталья Владимировна. Это полотенца, относящиеся к первой половине XX века. Холсты, на которых изображены цветы – розы, виде орнаментальных полос и единичных букетов. Концы полотенец украшены самодельным льняным кружевом - прошвой. Одно из них украшает красный угол, было подарено её маме. Оно, как бы обережное, или родовое, и должно передаваться по наследству и из семьи не должно выйти. Такие полотенца Коротченкова М.И. вышила и подарила каждой своей дочери, их у неё пять. Тема, над которой я работала, действительно, очень интересная.Из разных источников узнала много нового о старинной вышивке, обрядах, приметах, связанными с вышитыми вещами. мне удалось по результатам исследований выполнить поставленную цель и узнать о чем же рассказывают вышитые полотенца Брянского района. Надеюсь, что эта работа пригодится моей родной гимназии при изучении истории Брянского края, на уроках литературы, технологии, при проведении гимназических мероприятий и будет интересна моим сверстникам. Эта работа доставила мне большое эстетическое, духовное наслаждение. значительно расширила мой кругозор, пробудила интерес к выдвижению собственных идей и реализации на практике, закрепила знания и умения, полученные не только на уроках технологии, но и других учебных предметах. По результатам работы я изготовила своими руками свадебное полотенце.            Литература: 1.Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: ЗАО изд. ЭКСМО – ПРЕСС, 2002 г. 736 стр.2.Детям - о традициях народного мастерства. В двух частях. Под редакцией Т.Я.Шпикаловой. Часть вторая. Москва. Гуманитарный издательский центр. 2001 г.3. Старинная севская свадьба. Записи и свод О.А.Славяниной. Подготовка текстов к печати и редакция Ф.М.Селиванова. Издательство университета 1978г.4.Русская изба. (Внутреннее убранство, убранство дома, мебель, утварь): иллюстрированная энциклопедия/ авт-сост. Д.А. Баранов, О. Г. Баранова, Е.Л. Мадлевская и др.- Спб.: Искусство – СПБ, 2001.-376 с.;Ил.5. Энциклопедия « народы и религии мира» - М. ООО «дрофа»,2003г. Интернет –сайт:Рушники - на krestvishivka.Narod.RuKrestvishivka.Narod.Ru/rushniki.Htm