Праздник Прощание с азбукой для учеников 1 класса


Праздник "Прощание с Азбукой"
Сценарий праздника, посвященного окончанию изучения азбуки
Цель:в игровой форме повторить и закрепить знания по курсу «Обучение грамоте»;
воспитывать умение общаться, помогать друг другу;
создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;
способствовать раскрытию талантов у учащихся.
Оборудование: класс украшен шарами и плакатами.
План:
Вступительное слово учителя.
Парад букв.
Инсценировка.
Экскурс в историю.
Стихи и частушки.
Игры с буквами и словами.
Литературные задания.
Поздравления родителей.
Ход праздника.
Вступительное слово учителя.
Учитель.
Здравствуйте, дорогие первоклассники и уважаемые родители. Начинаем наш праздник, посвященный прощанию с нашей первой учебной книгой – Азбукой.
Здравствуйте,
Вы в школе полгода уже отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова - в предложения и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
«Парад букв».
Но чтобы научиться читать, надо было сначала выучить все буквы. Ну-ка, буквы, стройтесь в ряд. Начинаем наш парад.
(Дети выходят и встают в ряд. На голове шапки с буквами.)
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита,
А узнать её легко:
Ноги ставит широко. (А)
Вот посмотрите – кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу.(Б)
Палочка, рядом две ровные дужки –
Вот и готовы очки для лягушки.(В)
И подобно кочерге,
Горбит спину буква …(Г)
Вот стоит, дымок пуская,
Буква та – труба печная.
А ещё – добротный дом,
Детский садик в доме том. (Д)
Эта буква – как вилка, как грабли.
Словно, в бревне торчат три сабли. (Е)
Вот над буквой Е две точки –
Расцвели весной цветочки. (Ё).
Эта буква широка
И похожа на жука. (Ж)
На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра 3.(З)
На калитку посмотри:
На что она похожа?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок. (И)
Летает над калиткой птица,
Но на калитку не садится. (Й)
Капитан отставил ногу,
Поднял руку понемногу –
Приглядись: наверняка
Ты узнаешь букву…(К)
Она похожа на штаны,
А штаны нам всем нужны. (Л)
Вот качели – между тем
Здесь качаться можно всем! (М)
На этой букве, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки! (Н)
Посмотри на колесо
И увидишь эту букву. (О)
Подходящие ворота.
Проходи, кому охота! (П)
Воскликнуло полено:
-Похожа буква на топор!
Расколет непременно! (Р)
Полумесяц в небе тёмном
Буквой той повис над домом. (С)
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток? (Т)
Она – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву ту. (У)
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу. (Ф)
Если ножницы раскрыть,
Букву можно получить. (Х)
Буква есть – внизу крючок,
Точно с краником бачок. (Ц)
Если стул перевернём,
Сразу букву ту найдём. (Ч)
Посмотрите не спеша,
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё. (Ш)
А эта буква поможет нам
Чистить зубы по утрам. (Щ)
Дверь закрылась! Ай – яй – яй!
Вот он, ключик. Открывай! (Ъ)
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо. (Ы)
Буква Р перевернулась –
Этим знаком обернулась. (Ь)
С на букву ту дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка! (Э)
Ходит пешком
Калач с посошком. (Ю)
Учитель. Разве это все буквы?
Инсценировка.
(вбегает буква Я)
Учитель: Всем известно буква "Я" В азбуке – последняя. А известно ли кому – Отчего и почему? Неизвестно?
Дети. Неизвестно!
Учитель. Интересно?
Дети. Интересно!
Учитель. Ну, так слушайте рассказ!
Жили в Азбуке у нас буквы.Жили - не тужили,Потому что все дружили.Где никто не ссорится –Там и дело спорится.Только раз всё дело всталоИз-за страшного скандала:Буква "Я" в строку не встала.Взбунтовалась буква "Я":
Буква Я:– Я, – сказала буква "Я", –Главная, заглавная!Я хочу, чтобы повсюдуВпереди стояла я!Не хочу стоять в ряду,Быть желаю на виду!
Буква Ф. Фу-ты, ну-ты! – фыркнул "эф", От обиды покраснев.
Буква С. Срам! – сердито "эс" сказало.
Буква В. "Вэ" кричит: «Воображала!»
Буква П. Проворчало "пэ": – Попробуй, потолкуй с такой особой!
Рассказчик. "Я" затопала ногами.
Буква Я. Не хочу водиться с вами! Буду делать всё сама, Хватит у меня ума!
Рассказчик. Буквы тут переглянулись, Все буквально улыбнулись, И ответил дружный хор:
Буквы (хором).
– Хорошо! Идём на спор.
Буква А. Если сможешь в одиночку Написать хотя бы строчку –  Правда, стало быть, твоя!
Буква Я. Чтобы я да не сумела? Я ж не кто-нибудь, а "Я"!
Рассказчик. Буква "Я" взялась за дело: Целый час она пыхтела, И кряхтела, и потела – Написать она сумела Только: "Я – я – я – я – я!"
Буква Х. Как зальётся буква "ха": – Ха – ха – ха – ха – ха – ха – ха!
Буква О. "О" от смеха покатилось!
Буква А. "А" за голову схватилось!
Буква Б. "Б" схватилось за живот...
Рассказчик. Буква "Я" сперва крепилась, А потом как заревёт:
Буква Я. Я, ребята, виновата! Признаю вину свою! Я согласна встать, ребята, Даже после буквы "Ю".
Буква Ю. Что ж, – решил весь алфавит, – Если хочет, пусть стоит. Дело ведь совсем не в месте, Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик. Буква "Я" всегда была Всем и каждому мила, Но советуем, друзья, Помнить место буквы "Я"!
Экскурс в историю.
Учитель: Как называется учебник, который я держу в руках? (Азбука)
Как вы думаете, умели ли наши предки читать и писать?
Послушайте стихотворение Н. Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей»
В старину учились дети – Их учил церковный дьяк, –Приходили на рассветеИ твердили буквы так:А да Б – как Аз да Буки,В – как Веди, Г – Глаголь.И учитель для наукиПо субботам их порол.Вот какой чудной вначалеНаша грамота была!Вот каким пером писали –Из гусиного крыла!
Этот нож не без причиныНазывают «перочинным»:Очиняли им перо,Если не было остро.Трудно грамота даваласьНашим предкам в старину,А девицам полагалосьНе учиться ничему.Обучались лишь мальчишки.Дьяк с указкою в рукеНараспев читал им книжкуНа славянском языке.
– Понравилось ли вам в школе Руси? Почему? Чем отличалось обучение грамоте в старину от того, как вы учитесь сейчас?– Почему «трудно грамота давалась нашим предкам в старину»?– Согласны ли вы с тем, что учиться должны были только мальчики?
Учитель: Знаете ли вы, кто открыл славянам это богатство, с поомощью которого мы читаем, пишем, понимаем друг друга? (Кирилл и Мефодий – первопечатники словенские).
Давайте сравним слова алфавит и азбука. Есть ли между ними разница? Если есть, то какая?
Слова алфавит и азбука обозначают одно и то же: совокупность букв, расположенных в установленном порядке. Но происхождение их разное.
Азбука – славянское словопроизошло от названия двух первых букв славянской азбуки: азъ и буки.
Картинка: АЗБУКА = АЗЪ + БУКИ
Слово алфавит пришло к нам из греческого языка и происходит от двух первых букв греческого алфавита.
Картинка: АЛФАВИТ = АЛЬФА + ВИТА
В старославянской азбуке каждая буква имела свое имя. Открывает старославянскую азбуку буква АЗЪ, которая обозначает звук А. Имя второй буквы БУКИ, буки – это и есть буквы. Слово буквы произошло от названия дерева бук. Древние германцы делали дощечки из бука и использовали их для письма. Сложите эти две буквы, вот и получится азбука.
Чтение стихов и пение частушек.
Азбука. Молодцы, ребята! А знаете ли вы, сколько в русском языке звуков? (42), а букв? (33)- Буквы мы пишем, а звуки? - Все звуки в речи делятся на две большие группы. Какие? - А что вы про них знаете?
Мальчики читают стихи.
10. Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.
11. Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове ищем звуки.
Звуки эти разные-
Гласные, согласные.
12. Воздух свободно идёт через рот, Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовёт - Звук получается гласный.
13. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать. Могут в кроватке баюкать ребёнка, Но не желают свистеть и ворчать.
14. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
15.Вот какие разные
Бывают те согласные-
Звонкие, глухие-
Вот они какие!
16.Мягкие, как в слове нёс,
Твёрдые, как в слове нос,
Долгие и нет-
Вот какой секрет!
Девочки поют частушки.
1. Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
2. Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно,
Изучили алфавит.
3. Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.
4. К нам сейчас они спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
5. А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, Эль, Эм, Эн, О
Дружно вылезли в окно!
6. Пэ, Эр, Эс, Тэ, У, Эф, Ха
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я-
Все теперь мои друзья!
7. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
8. Тыщу слов в минуту нынче
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку,
Одним махом проглочу.
Хором: Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.
Игры с буквами и словами.
Учитель. А сейчас давайте покажем нашим гостям, чему мы научились. Итак, начнём конкурсную программу. Работать будете в группах.
1 задание.
Задание называется «АНАГРАММЫ». Анаграммы – это слова, которые получаются перестановкой букв в исходном слове. Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова.
Карп – парк, насос – сосна, крона – норка, колос – сокол, чурка – круча, актер – терка, ракета – карета.
2 задание.
«Метаграммы» - это слова, отличающиеся одним звуком, буквой.
Когда я с т – на мне плывут, когда я с д – меня сорвут. Плод – плот.
С к я в школе на стене, горы, реки есть на мне, с п – от вас не утаю – тоже в школе я стою. Карты – парты.
Я пышно красуюсь на клумбе в саду, захочешь, поставь меня в вазу … Но с буквою к в огороде пойду, и если капусту на грядке найду - капусте достанется сразу. Роза – коза.
3 задание.
«Логогрифы» - загадки, в которых задуманное слово получает различное значение от выбрасывания или прибавления буквы.
Пойди-ка в сад и погляди: я там цвету благоухая. Но г приставим впереди, и в небе я загромыхаю. Роза – гроза.
Мы всех – и взрослых, и детей – в часы досуга развлекаем, но если к ним прибавить т – мы всех ужасно напугаем. Игры – тигры.
Мы резким голосом кричим и ковыляем так комично. Но вставь нам л – и зазвучим тогда довольно мелодично. Гуси – гусли.
Литературные задания.
Дорогие ребята, вы заканчиваете читать свою первую учебную книгу и совсем скоро вы начнете читать учебник «Литературного чтения» и вступите в мир большой литературы внеклассного чтения.
Прежде чем попасть в страну «Литературию», вы должны доказать, что готовы к этому. А я на вас посмотрю и послушаю, знаете ли вы литературных героев и авторов литературных произведений.
Учитель показывает картинки, дети и родители называют авторов.
Поздравления родителей.
А теперь слово предоставляется родителям – тем, кто помог вам научиться читать.
Родители дарят детям книги, рассказывают о любимых книгах.
Учитель:
Молодцы, первоклассники!
Вы прочли азбуку до корки,
Вам по чтению пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения.
Вам сегодня выдают новые учебники.
Учитель выдает детям учебники «Литературное чтение»