Конспект урока по окружающему миру на тему Равнины и горы России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МБОУ СОШ № 55










Открытый
урок по окружающему миру
в 4 «В» классе






Тема: «По равнинам и горам России»







Выполнила: учитель нач. классов
Пчельникова В.С.









Октябрь
г. Воронеж, 2015 год
Цели урока:

Предметные. В совместной деятельности с учителем учиться:
1. Формировать представление о равнинах и горах, умения, связанные с чтением карты, различать формы земной поверхности.
2. Познакомить с равнинами и горами на территории России.
3. Развивать познавательную активность, умения работать по карте, наблюдать, обобщать, делать выводы.
3. Воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину.

Метапредметные:
регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности; составлять план действий по выполнению учебной задачи; работать по заданному плану, алгоритму; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным в учебнике или учителем; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, рабочей тетради и сведения, полученные от учителя; использовать различные способы кодирования учебной информации (таблицы, рисунки);
коммуникативные: использовать простые речевые средства для общения на уроке; читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении; работать в паре и группе; отвечать на вопросы учителя.

Личностные. Элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности; адекватная оценка результатов своей учёбы, понимание причин успеха и неуспеха; положительное отношение к учёбе в школе, к предмету окр. мир и краеведению; осознанное выполнение правил и норм школьной жизни; элементарные навыки этики поведения.

Оборудование: презентация к уроку( на диске, приложение к учебнику), физическая карта России, карточки, карточки с загадкой, наглядность к уроку, каждому ученику кружок «солнышко» для оценки своих знаний, учебник окружающий мир 4 класс, РТ по окружающему миру и РТ по краеведению.





Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Проверка д/з: № 6 стр.31. Актуализация знаний.
3. Соберите загадку и отгадайте её.
Дорога есть – ехать нельзя.
Луга есть – косить нельзя.
Земля есть – пахать нельзя.
Реки, моря есть – а воды нет. (Карта)
Необходимость в картах возникла уже у древнейших людей. Причиной тому послужило стремление лучше ориентироваться в окружающем пространстве, знать, где находятся места охоты, богатые пастбища, сельскохозяйственные угодья. Соседние поселения. Были на этих картах и главные ориентиры: тропы, дороги, реки. Наиболее древние из уцелевших карт созданы в Вавилоне и в Египте в 1 – 3 тысячелетиях до нашей эры.

4.Работа в парах. Тест «Что ты знаешь о картах?»

1) Каких карт не существует?
А) географических;
Б) исторических;
В) музыкальных;
2) К географическим картам не относится:
А) геологическая;
Б) физическая;
В) химическая;
3) Историческая карта может рассказать:
А) о красоте родного края;
Б) о поверхности земли;
В) о старинных сражениях и битвах;
4) Прочитать карту можно при помощи:
А) указки;
Б) условных обозначений;
В) фотографий;

5.Работа по карточкам в группах – полезные ископаемые.
6. Самоопределение к деятельности.

Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней! О. Высотская

- Как вы понимаете слова поэта?
- Кто будет вашим экскурсоводом? (Физическая карта России)
- Сегодня она расскажет и покажет вам, как выглядит земная поверхность.
- Прочитайте тему урока.
- Что нам поможет в путешествии? (Карта России)
- А этот природный объект укажет на дорогу. Отгадайте про него загадку.

Доброе, хорошее,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)
- Где встаёт солнце? (на востоке)
- На что указывает цвет на карте? (где вода, а где суша)

7. Работа по теме урока. Работа по карте. Учебник стр. 50
Пора отправляться в путь.
Мы с вами на востоке России – на полуострове Камчатка. Слайды
Слушаем докладчика. Находим полуостров на карте и сравниваем с контурной картой стр. 28 – 29 (РТ).
Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6 – 7 лет, извержение продолжается по нескольку месяцев. Всего на полуострове 28 вулканов.

Продолжим наше путешествие. Где остановилось солнце? Над Среднесибирским плоскогорьем.
- Что вы видите на карте? (есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый)
Чтение на стр. 54 учебника.
- А что значит плоскогорье? Как вы думаете?
Наиболее точное толкование этого слова нашёл Доровской Миша в словаре С.И.Ожегова.
В целом плоскогорье похоже на горную страну.

А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее на юг Сибири. По тёмно-коричневому цвету на карте мы видим горы Алтай и Саяны. Это высокие горы. Самая высокая гора – Белуха, её высота 4506 м. Алтай входит в Список Всемирного наследия. Слушаем докладчика.
Находим горы на карте и сравниваем с контурной картой стр. 28 – 29 (РТ).

Продолжим наше путешествие. Мы на Западно – Сибирской равнине. Она занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зелёный цвет. Такая равнина называется – низменность. На равнине много рек, болот. Проведём опыт.

Продолжаем двигаться за солнцем на запад. На пути у нас горы. Они невысокие, старые, их в старину называли Каменным поясом земли Русской, т.к. они тянутся с севера на юг, разделяют территорию России на европейскую и азиатскую части.
Слушаем докладчика.
Находим горы на карте и сравниваем с контурной картой стр. 28 – 29 (РТ).

8. Физкультминутка. Слайд

9. Продолжение работы по теме урока
- Где мы остановились сейчас? (Восточно – Европейская равнина)
На ней пятна жёлтого цвета. Это возвышенности. На этой равнине есть и холмы, поэтому эту равнину называют холмистой – Русской равниной.
- А чем холм отличается от горы? (Высотой. Холм до 200 м, а гора более 200 м)

А сейчас держим путь на юго – запад.
Это высокие горы. Самая высокая гора Эльбрус. Её высота 5642 м . Вершины острые, покрыты снегом. В горах строятся сейчас современные канатные дороги самые протяжённые и высокие в мире. Это трудоёмкая работа.
Слушаем докладчика.
Находим горы на карте и сравниваем с контурной картой стр. 28 – 29 (РТ).
Выполнение заданий в рабочей тетради стр. 32 № 3.
10. Рефлексия.
Проверочная работа (в группах) Ответы проверка слайд

Подведение итогов урока.
- Какие названия гор и равнин вам запомнились?
Покажите своё настроение на уроке. Командиры групп вынесут ваши «дома наук».
Домашнее задание: стр. 54 – 57, (РТ) № 2, № 4.





Проверочная работа

Какие горы называли «Каменный пояс земли Русской»?


2. Какая равнина раскинулась от западных границ до Уральских гор?


Какая самая высокая гора России?


Какая равнина расположена к востоку от Уральских гор?


В каких горах самой высокой точкой является гора Белуха?


Как называются равнины с ровной поверхностью, обозначенные на карте зелёным цветом?


Как называются равнины, где преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью?


Какие горы внесены в список Всемирного наследия?


Как называется углубление на земной поверхности, склоны которого поросли растительностью?



Как называется углубление на земной поверхности с крутыми осыпающимися склонами?
























15