Статья Развитие международных связей в гимназии с целью совершенствования обучения английскому языку. Из опыта работы


Международные связи в развитии речевой компетенции учащихся среднего и старшего звена гимназии.
Н. Кожанова,учитель
английского языка высшей
квалификационной категории
Изучение иностранного (английского) языка – это не просто дань моде, а процесс получения знания, которое жизненно необходимо в современном обществе, развивающемся в направлении ко всеобщей глобализации.
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции. Общение включает в себя :Слушание и понимание;
Включение в диалог;
Включение в полилог и обмен мнениями в устной речи, умение задать вопрос;
Умение письменно излагать свои мысли .Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно важно. Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух и, конечно же, формируя высказывание как устное , так и письменное. Однако, устное общение является особенно значительным, и оно становится невозможным без понимания речи собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.
Говоря об опыте работы гимназии в формировании речевой компетенции учащихся, надо отметить, что наши ученики принимают участие в разных областных конкурсах по развитию речевых навыков: конкурсах, проводимых Бизнес-школой при БФУ им. И.Канта и Ассоциацией учителей английского языка. Так, в 2011-2012 году наша гимназия заняла 3 место в конкурсе видеофильмов «Зигзаг удачи» и в 2012-13 году ученик 10 класс Лазарев Артур занял 3 место в конкурсе устных высказываний.
С 2012 года в гимназии действуют два договора о международном сотрудничестве с образовательными учреждениями Литвы. Международную деятельность школ в настоящее время можно рассматривать как осуществление международного сотрудничества в области образования c целью организации системных отношений и взаимовыгодного международного сотрудничества с субъектами образовательного пространства других государств, что отражено в Федеральном законе «Об образовании». Международные связи играют огромную роль в совершенствовании и повышении авторитета национальной системы образования с учетом международного опыта. Об этом я и хочу рассказать сегодня.
В 2012 году нам поступило приглашение принять участие в Международном семинаре «Вдохновение молодых» в Таураге, Литва. 7 человек приняли участие в этом семинаре и получили сертификаты за участие. Мы не заняли призовых мест, и это было неудивительно, потому что ребятам было трудно проявить именно те навыки и умения, которые они приобрели на уроках иностранного в течение нескольких лет. Вокруг был только английский! Впервые им пришлось применить свои практические навыки. Сказался языковой барьер, отсутствие постоянного общения с носителями языка. Во время открытия семинара выступали два преподавателя из Клайпедского университета и ребята со страхом в глазах спрашивали меня: на каком языке говорит преподаватель? Почти для всех 7 учащихся это был первый опыт аудирования «живого» английского. Практическая ценность данного семинара состояла в умении применить на практике свои знания, но…. Было недоумение, было расстройство, но была большая надежда!
Совместно с администрацией нашей гимназии и гимназии г. Таураге был составлен договор о сотрудничестве между школами и в сентябре 2012 года к нам приехала делегация учителей и учащихся гимназии Жальгире для участия в Международном семинаре «Открытие мира через английский». На этом семинаре присутствовали все учителя Советска, председатель Ассоциации английского языка Липилина Л.А.. Целью этого мероприятия было показать работу наших учителей, уровень знаний предмет нашими учениками. И мы с восторгом слушали исполнение песни «Wind of change» 10 школы, ученики и гости из Таураге выступали со своими докладам. И опять наши ребята отмечали более высокий уровень речевой компетенции учеников гимназии из Литвы. Было отрадно заметить, что ученики гимназии №1 поставили перед собой цель: научиться свободно говорить на английском! Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с гимназией Жальгире!
В июне этого же 2012 года к нам в гимназию пришло приглашение из Клайпедского лингвистического Университета принять участие в летнем языковом лагере в течение 5 дней. Собралась группа из 22 человек, желающих поехать поучиться. Здесь можно уже говорить о побудительно-мотивационной цели, при которой появляется потребность говорить, излагать свои мысли на иностранном языке. Во время 5 –дневного обучения ученикам пришлось тяжело. Преподаватели-носители языка из Америки не могли говорить на русском языке! Все лекции проходили только на английском! Преподаватели вели занятия по экономике, психологии, и даже философии в игровой форме, но только на английском! Ребята вовлекались в дискуссии, отвечали на вопросы, участвовали в играх, смотрели фильмы – и везде английский, английский, английский! К концу недели всем хотелось начать ее с начала, все поняли самое важное- у них была потребность в общении, причем в общении не на уровне учитель-ученик, а общении индивидуальностей, они в каждом преподавателе видели речевого партнера, который их слушал, помогал общаться. Между учителями ЛСС и учениками устанавливались не официальные отношения, а уважительные, они знали каждого ученика по имени и даже понимали, когда не надо спрашивать того или иного ученика.
В декабре 2012 мы были приглашены в ЛСС снова для участия в рождественских мероприятиях. В этот раз моих учеников ждали сюрпризы: некоторых из них поселили в комнаты с иностранцами, и им пришлось в течение 2 дней жить в языковой среде. Для занятий ребят распределили в группы с 1 по 4 курс , и им пришлось слушать лекции и по теологии, по философии. И было отрадно слышать, что те ученики, которые были в Литве уже в 3 раз, слушали и понимали английскую речь. И были счастливы, если понимали практически все! И было приятно мне, как их учителю, что они записывали то, что не поняли, и мы с ними разбирали сложности. Нами был составлен договор о сотрудничестве между администрациями гимназии и Университета о совместной работе по обучению учеников английскому языку, об обучении учителей гимназии.
И в июне 2014 года группа учеников в количестве 15 человек снова принимала участие в 5-дневном лагере в ЛСС. Надо отметить, что каждый раз я стараюсь брать учеников новых, разного возраста и с не только с отличными успехами по предмету. Для меня важно, чтобы как можно больше учеников понимали важность владения практическими навыками и умели их применять. В этом году программа обучения была сложнее, все занятия строились на основе текста, преподаватели объясняли лексику причем только на английском, ученики читали тексты, отвечали на вопросы, представляли продолжение различных ситуаций их текстов, почти все вопросы начинались словами «А как ты думаешь..», «А что было бы, если…», ставили сценки, причем готовили их за 5-7 минут. Самое главное, что кроме устных высказываний, чтения, ученикам пришлось писать эссе каждый день. И вместо прогулок по городу они писали и писали мини-сочинения, причем не было ни одного ученика, который бы отказался писать его! Работали все! С интересом, увлеченно!
27 сентября в гимназии состоялся 11 международный семинар, подготовленный преподавателя Клайпедского Университета Робин Гингерич и Кетли Джонс. Они провели уроки развития устной речи для учеников 9-11 классов и семинар для учителей города «Новые пути формирования речевых навыков устной речи». Учащиеся с восторгом отзывались об уроках, на которых для них создавали такие речевые ситуации, где нельзя было не высказываться. Такие встречи с носителями языка имеют огромное значение для преодоления языкового барьера и совершенствования речевой компетенции.
Именно для этого мы и участвуем в международных проектах, именно благодаря созданию языковой среды, отличных условий для обучения преподавателями Университета, у наших учеников возникает потребность в настоящем общении, потому что у них есть МОТИВ.
В выполнении условий нашего контракта с ЛСС есть еще один принцип- принцип новизны. Процесс общения как устного, так и письменного характеризуется постоянной сменой тем разговоров, обстоятельств, задач и т.д. Новизна обеспечивает гибкость речевых навыков, а также развитие речевого умения, в частности его динамичности (методически неподготовленной речи), способности перефразировать (качество продуктивности инициативности высказывания, темпа речи и особенно стратегии и тактики говорящего. Наше партнерство строится на следующих принципах:
профессионализма, подразумевающего наличие профессиональной и лингвистической подготовки сотрудников;
коммуникативной и межнациональной толерантности, направленной на соблюдение этических норм всеми, кто взаимодействует с иностранными гражданами, а также учет социокультурных различий между странами.
Мы надеемся на дальнейшее развитие наших партнерских отношений и видим приоритетные задачи развития международного сотрудничества гимназии и Лингвистического Университета г. Клайпеды , и гимназии г. Таураге не только в совершенствовании навыков и умений наших учеников по предмету, но и в изучении культур и традиций двух стран – Америки и Литвы, и в дальнейшем изучении России.
2948940772795-394335191770