Доклад на тему: «Формирование социально- трудовых компетенций учащихся в коррекционной школе на уроках социально-бытовой ориентировки»


КОУ ВО ЗЕМЛЯНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА – ИНТЕРНАТ VIII вида
Доклад на тему: «Формирование социально- трудовых компетенций учащихся в коррекционной школе на уроках социально-бытовой ориентировки»
В данной статье раскрываются вопросы теории, и практики формирования социально-трудовых компетенций учащихся в коррекционной школе на уроках социально-бытовой ориентировки. Для активизации познавательной деятельности учащихся и мыслительных процессов, повышения эффективности урока  применяются различные методы и приемы, соответствующие требованиям компетентному подходу к обучению детей с особыми образовательными потребностями.
 
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения. Эти перемены коснулись и коррекционной школы. На первое место вышла задача  формирования социально-трудовых компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья. Активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.
Ребенок с ОВЗ не в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является важнейшей задачей обучения и воспитания, а также средством компенсации первичного дефекта.
В материалах современной модели развития образования до 2020 года поставлена стратегическая  цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Проекты специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья  рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование детей с ОВЗ, системой норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются такие дети. В соответствии с проектом СФГОС  максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме [1].
Одним из предметов в учебном плане коррекционной школы, на котором решаются социальные задачи, является социально-бытовая ориентировка. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей с ОВЗ к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания (стоимость товаров и услуг, бюджет семьи и т.д.). На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли связи, транспорта и медицинской помощи. Неотъемлемая часть занятий – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях.
В условиях отсутствия учебно-методического комплекта по предмету, компьютерных программ  учителю необходимо правильно выбрать методы и приемы обучения, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать их мыслительные процессы, повысить эффективность урока,  осуществить контроль знаний и практических умений учащихся.
Руководство учебно-воспитательным процессом не может успешно осуществляться, если оно не предполагает проведение контроля за уровнем усвоения знаний и формирования практических умений и навыков на уроках социально-бытовой ориентировки. Необходимо устанавливать, что усвоили ученики, какими умениями овладели, чтобы в процессе дальнейшей деятельности преодолевать пробелы, обеспечивать количественный и качественный рост приобретенных знаний и умений.
На уроках СБО ставится задача:
Обеспечить усвоение программных знаний и овладение необходимыми умениями каждым учеником.
Это возможно только при организации системы эффективной  и всеобщей проверки знаний и умений учащихся.
Методы контроля определяются требованиями всеобщности и целесообразности.
На уроках СБО необходимо проверять:
Усвоил ли ученик новый материал, понял ли, какие именно действия и в какой последовательности он должен осуществлять, решая задачу, поставленную в рамках содержания материала;
Может ли ученик последовательно и целенаправленно достигать поставленной цели;
Способен ли ученик осуществлять освоенные действия в свернутом виде.
Контроль и учет теоретических знаний учащихся осуществляется учителем путем бесед, устного и письменного опросов, тестирования.
Эффективными являются те формы опроса, которые работают на цель и задачи урока. На основе опроса учитель имеет возможность оценить знания учащегося, выставить оценку.
  Правильный учет знаний учащихся коррекционной школы  является довольно сложной задачей. Учащиеся коррекционной школы не всегда владеют речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания. Поэтому выявление знаний только через устную речь нельзя признать полным и объективным. Учитывая эти особенности детей с интеллектуальными проблемами развития, необходимо использовать различные виды проверочных работ, а также применять различные способы учета знаний школьников. Планируя, организуя и проводя учет знаний и умений,  учащихся необходимо, анализируя различные стороны деятельности ученика, обязательно учитывать умения учащихся применять полученные знания на практике, в повседневной жизни.
Обычный опрос отдельных учеников не дает полного представления об усвоении всей группой содержания темы урока, об имеющемся багаже учебных сведений по ранее изученным темам. Поэтому на занятиях СБО представляется возможным использование контроля знаний учащихся с помощью тестовых заданий, что обеспечивает всеобщий опрос, не занимающий много времени. Данная форма контроля позволяет учителю получать объективные данные об усвоении познавательного материала всеми учениками класса. Анализ результатов выполнения тестовых заданий также дает возможность оказывать нуждающимся в этом  ученикам целенаправленную помощь.
Тестирование – активная и увлекательная форма проверки и самопроверки знаний, используемая в современной школе. Тесты составлены с учетом требований к знаниям и умениям учащихся, заявленным действующей программой по СБО.
Тестовый контроль проводится как по итогам определенных – четвертных, годовых отрезков времени, так и по темам. Тестовые задания имеют разный уровень сложности, т.к. контингент учащихся школы VIII вида разнороден по возможностям усвоения знаний. Один и тот же тест может быть предложен учащимся для проверки уровня усвоения учебного материала в начале прохождения темы, в середине и в конце работы по теме. Таким образом, имеется возможность отследить те моменты в усвоении программного материала, который по каким-либо причинам не усваивается детьми.
Тестирование используется для выявления индивидуальных различий учебных способностей учащихся и помощи учителю в определении и  оценке эффективности используемых приемов, форм и способов объяснения нового материала.
Тестирование учащихся, как и любая форма проверочной работы, требует определенной подготовки. В 5 классе обеспечивается обучение детей пониманию способа выполнения задания в виде теста. У обучающихся с особыми образовательными потребностями характерна тенденция  приступать к выполнению задания без должной предварительной ориентировки в нем, без анализа его условий и требований, без активной мыслительной работы над выбором правильного действия, правильного ответа, которые бы обеспечили успешность его выполнения. Особенно этап ориентировки сложен для самых слабых учащихся. Также следует принять во внимание тот факт, что одним из существенных недостатков умственной деятельности учащихся школ VIII вида является то, что не всегда они в состоянии понять прочитанный ими же самими текст, вопрос. Поэтому для предупреждения ошибок, вызванных недопониманием прочитанного, в период, предшествующий проверочной работе, включаются вопросы из тестовых заданий  в содержание уроков,  как в устной, так и в письменной форме, например, на отдельной карточке. Так учащиеся могут достаточно прочно усвоить значение типичных вопросов и формулировок [2].
Такого рода опросы могут проводиться на этапе проверки усвоения учебного  материала текущего урока, во время актуализации знаний, необходимых для объяснения нового материала, при повторении пройденного ранее материала.
При тестировании обязательной является точная формулировка вопроса или задания, желательно теми же словами или фразами, которые употреблялись на уроках. Поэтому тестирование для учащихся уже не будет чем-то абсолютно новым и незнакомым, а форма подачи задания и способ его выполнения не вызовут у детей затруднений.
При проведении тестирования учащихся, испытывающих затруднения в чтении и понимании прочитанного ими текста, учитель сам читает вопросы и предложенные ответы, а ученик выбирает из них правильный ответ и называет его. Эту работу лучше проводить индивидуально или  в то время, когда другие учащиеся работают самостоятельно.
Для фронтального тестирования учащихся необходимо подготовить тестовые карты на каждого ученика.
Оценка устных и письменных работ осуществляется по показателям:
«удовлетворительно», если верно выполнено от 40 до 60% заданий;
«хорошо» при выполнении от 60 до 90% заданий;
«отлично при выполнении от  90 до 100% заданий [3]. 
На занятиях по социально-бытовой ориентировке,  помимо контроля над уровнем  усвоения учебного материала, важно проводить отслеживание и контроль за формированием практических умений и навыков.  Так как требования рабочей программы, наряду с усвоением знаний,  подразумевают также овладение учащимися практическими умениями и навыками в различных областях жизни: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умения пользоваться предприятиями сферы обслуживания, приготовления пищи, пользования транспортом, устройства на работу и т.д. В этом направлении обучения школьники должны не только знать, как решается та или иная практическая задача, но и уметь выполнить эту работу, т.е. овладеть необходимыми практическими умениями и навыками.
Для отслеживания и контроля за формированием практических умений и навыков по темам учебной программы разработаны Карты определения социально-бытовых навыков и мотивации к их дальнейшему развитию.
Эти карты помогают правильно определить актуальное состояние практического умения, зону его ближайшего развития, определить стратегию работы по повышению мотивации ученика к овладению необходимыми умениями.
В начале учебного года в карте отмечается,  на каком уровне у учащихся находится сформированность данного социально-бытового умения, есть ли мотивация, понимание учеником необходимости овладения программными требованиями.
По мере прохождения программного материала в картах отмечается переход в овладении умениями (если он произошел) с одного уровня на другой, появилась ли у ребенка мотивация к овладению навыком, если ее не было, при необходимости проводится коррекционная работа.
 
Использованная  литература:
Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. 
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения
В.В. Воронкова С.А. Казакова Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе  VIII вида: пособие для учителя – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г.
С.А. Львова Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе  VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005г.
Т.А.Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (пособие для учителя), Москва, гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2005 г.
В.В. Гладкая Статья «Социально-бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью», стр.13-20, журнал Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №1 2009 г.
Конспект урока СБО для учащихся 5 класса (по программе В.В. Воронковой VIII вида) «Одежда и обувь»
Автор: Дубровина Любовь Анатольевна, учитель СБО МБОУ СОШ №17 г. Камышина Волгоградской областиОписание: Основой представленного урока является деятельностный метод обучения. Уроки построены так, чтобы обучающиеся, столкнувшись с проблемой, сами «открывали» новые знания, имели возможность их закрепить, проверить уровень усвоения изученного. Для этого используются методы, приемы, средства обучения, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся и создать ситуацию успеха для каждого ученика на уроке (минуты вхождения в урок, игры, импровизации, загадки и т.д.). Особое внимание уделено здоровьесбережению (доступность учебного материала, нужный объем изучаемого, темп работы и, конечно же, проведение интересных физминуток).Урок разработан для учащихся коррекционных классов (по программе VIII вида), но он может быть использованы и в массовой школе по предмету технология. Особую актуальность они приобретают в рамках внедрения ФГОС, где особое значение имеет коррекционно – развивающая работа и работа по формированию УУД. Представленный урок (на мой взгляд) позволяет решать эти задачи в массовой школе по предмету технология.
Тема урока: Виды одежды
Цель: Различать одежду в зависимости от назначения.Задачи:- коррекционно-образовательная: показать функциональную значимость одежды от сезона и назначения; уметь подбирать одежду по сезону в зависимости от назначения.- коррекционно-развивающая: развивать внимание, мышление, связную речь через умение вести диалог;- коррекционно-воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи и самостоятельность;- здоровъесберегающая: осуществлять профилактику нарушения осанки и зрения.Тип урока: освоение новых знаний.Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа, дифференцированная работа.Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.Термины и понятия: летняя, зимняя, демисезонная.
Ход урока
I. Организационный момент. Вхождение в урок.Звучит музыка Учитель - Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.Звучит песня:От улыбки хмурый день светлей.От улыбки в небе радуга проснётся.Поделись улыбкою своей,И она к тебе не раз ещё вернётся. Учитель - Я хочу с вами поделиться улыбкой. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.Начинается урок, Он пойдет сегодня впрок.Постарайтесь все понять,На вопросы отвечать.Отгадайте загадку: Входит в одну дверь,А выходит из трех.Думаешь, что вышел,А на самом деле вошел. (Рубашка)II. Систематизация опорных знаний.На экране появляются загадки, а потом их отгадки.Я как зонт – не промокаю,От дождя вас защищаю,И от ветра вас укрою,Ну, так что же я такое? (Плащ)Пушистая, а не зверь.Греет, а не печка.(Шуба) Не галстук он, не воротник,А шею обнимать привык.Он помогает нам всегда,Когда приходят холода.(Шарф)Учитель - Что это за предметы? Как назвать их одним словом? Слово закодировано цифрами 1 2 3 4 5 6 4 6 2 5 1 3ОДЕЖДА ЖАДДОЕУчитель - А для чего нужна одежда? Правильно, одежда помогает согреться, быть красивым.Существует очень много различной одежды.Верхняя одежда – это (пальто, куртка, шуба) Нижняя одежда - это (майка, футболка, трусы). III. Изучение нового материала.Учитель - По назначению одежду делят на домашнюю, спортивную,рабочую,праздничную.Современная одежда очень разнообразна – это большое количество изделий, которые позволяют создавать комплекты одежды разного назначения: для работы и отдыха, для дома и занятий спортом.Домашняя одежда используется в быту. Она должна быть красивой, комфортной, отвечать санитарно-гигиеническим требованиям.Домашняя одежда: пижама, ночная рубашка. халат, фартук.Спортивная одежда используется для занятий спортом. Она должна быть удобной для выполнения физических упражнений.Рабочая одежда служит для защиты одежды и тела человека от повреждений и загрязнения во время работы.Праздничная одежда служит для украшения человека и создания праздничного настроения.IV. ФизминуткаУчитель - Ребята, если вы сейчас посмотрите на экран, то сможете определить тему сегодняшнего урока.Воспользовавшись буквенной сеткой в таблице №2, отгадайте какое слово зашифровано в таблице №1. - Одежда. Объявление и запись темы урока. Сегодня на уроке мы говорить об одежде, рассмотрим, каких видов она бывает, вы научитесь выбирать одежду в соответствии со временем года и погодой.- Как называется одежда, которую мы носим зимой? Зимняя …..- Для чего нужна зимняя одежда? Зимняя одежда нужна для того, чтобы защитить наше тело от холода. Поэтому чем холоднее на улице, тем больше одежды и теплее мы одеваемся. Когда мороз на голову мы надеваем что? И даже руки одеваем в варежки или перчатки.Летом – летнюю.Осенью и весной – демисезонную. Запись в тетради: демисезонная.Учитель выставляет предметные картинки с изображением различной одежды и сюжетные картинки с временами года; предлагает учащимся разложить одежду соответственно времени года. Дети по одному выходят и под картинки времен года подбирают соответствующую одежду.V. Закрепление учебного материала1. Игра «Оденем куклу». Вызываются 2-3 ученика, которым предлагается кукла (мужчина, женщина, ребенок) и одежда для разных сезонов.– Отбери из предложенных предметов одежды те, которые ты надел бы, собираясь зимой на прогулку; в школу. Почему именно эти? (Оценивание выполненной работы с помощью других учащихся.) - Правильно ли выполнил задание Вася? Почему? Помогите ему, пожалуйста.Давайте в тетради составим предложения, о том, какую одежду и обувь мы должны одевать зимой. А помогут вам опорные слова и рисунки из конверта. (У каждого ученика свой индивидуальный набор слов и картинок.У детей хорошо читающих набор слов, плохо читающих – соответствующие картинки.) Составление предложений:Нижняя одежда – это футболка, майка, трусы, тельняшка.Верхняя одежда – это пальто, шуба, теплая куртка, теплый комбинезон.Зимой одевают шапку, варежки, шарф.Осенью и весной одевают демисезонную одежду.Проверка выполненной работы, сравнение с экраном.Оценивание работ учащихся.VI. Итог. Тест проверь себя - Ребята, а вам понравился сегодня наш урок? Что запомнилось больше? - Какие виды одежды вы знаете?- Какую одежду мы носим сейчас? Что к ней относится?Если вам было всё понятно и интересно на уроке, прикрепите к солнцу лучик жёлтого цвета, а если вам было трудно работать на уроке – прикрепляйте красный луч.(Учащиеся прикрепляют лучики солнца на доску.)