Презентация опыта работы Формирование коммуникативных навыков на уроках чтения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида


ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»«Формирование коммуникативных навыков на уроках чтения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»Учитель русского языка и литературы Власова Н.П Актуальность Одной из главных задач современной коррекционной педагогики является воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья полноправными членами современного общества. При обучении таких детей перед педагогом встают проблемы: неумение учащимися адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми; неумение выражать свои представления и чувства о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач. На решение данных проблем и формирование социализированной личности, способной реализовывать свои потенциальные возможности, направлен проект, рассчитанный на 1 год обучения. Цель проекта Формирование коммуникативной компетенции на уроках чтения в условиях коррекционно-развивающего образовательного пространства школы как основного компонента реабилитации и социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Задачи проектаформировать коммуникативные навыки обучающихся, умения строить отношения с окружающимиразвивать познавательную активность обучающихсяформировать читательскую самостоятельность как свойство личностиповысить интерес к чтению и литературеразвивать мотивацию учебной деятельности. Целевые группыОбучающиеся 8 классаУчитель русского языка и литературы Гипотеза Если целенаправленно и систематически использовать возможности литературы для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им:значительно повысить качество знаний по литературе; адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми; выражать свои чувства и представления о мире различными способами; свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач. Содержание понятия «Коммуникативная компетентность» Ожидаемые результатысформированность коммуникативной компетенции;повышение интереса к литературе;прочное усвоение знаний, повышение результативности обучения;развитие навыков бесконфликтного общения, воспитание толерантности;формирование потребности к самостоятельному чтению;активизация творческой деятельности – желание участвовать в школьных мероприятиях. Механизм реализации проектаПодготовительный Апрель 2010 – июнь 2010г. Изучение и анализ материалов по теме проекта, разработка диагностического материала. Основной Сентябрь 2010 – май 2011г. Проведение уроков и внеклассных мероприятий с использованием современных педагогических технологий , ИКТ, формирующими коммуникативные компетенции. Заключительный Май – июнь 2011 г. Подведение итогов, анализ результатов, тиражирование опыта работы. Подготовительный этап Диагностический инструментарий Основной этапФормы и методы работы на уроках чтения Учение с увлечением Заключительный этап Результаты реализации проекта Уровень интереса к чтению Уровень коммуникабельности и воспитанности обучающихся Уровень толерантности Уровень самостоятельности и нравственной самооценки Уровень качества знаний Уровень социализированности Итоговые мероприятия Результаты реализации проекта Апробированные при реализации проекта формы и методы по развитию у обучающихся коммуникативной компетенции на уроках чтения:способствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций;активизируют различные психофизические процессы: память, восприятие, эмоциональную сферу, воображение, речь;позволяют проявить обучающимся их личные качества;повышают мотивацию к учению;развивают познавательную активность;вызывают интерес к предмету;дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;способствуют повышению качества знаний ,адаптации и социализации в обществе. Проект показал эффективность формирования коммуникативных компетенций на основе творческой деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков. Проект имеет практическую значимость, т.к. может использоваться другими педагогами. Тиражирование опыта реализации проектаОткрытый урокРазмещение материала в ИнтернетеТворческий отчет на методическом объединенииВыступление на педагогическом совете Спасибо за внимание!