Технологическая карта урока по географии на тему: Ориентирование. Практическая работа № 4 (6 класс)

Технологическая карта урока «Ориентирование. Практическая работа № 4.»
Класс: 6.
Тип урока: Урок актуализации знаний и умений, практикум.
Цель урока: сформировать умение ориентироваться в пространстве;
сформировать умение работать с компасом,
научить определять стороны горизонта и азимут по компасу,
научить определять стороны горизонта по часам.
Образовательные ресурсы: учебник География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., атласы, физическая карта полушарий, компасы, видеофильм «Классный поход», видеоурок «Ориентирование по часам», демонстрационная компьютерная техника.
План урока: 1. Ориентирование.
2. Стороны горизонта.
3. Азимут.
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы обучения: индивидуальные, фронтальные.
Основные понятия: Ориентирование, компас, стороны горизонта, азимут, движение по азимуту.
Межпредметные связи: география, картография.
Планируемые результаты обучения:
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД

научатся
давать определения терминов, понятий по тематике урока;
ориентироваться по глобусу и карте;
определять направления по сторонам горизонта на местности по компасу, местным признакам, азимуту;
определять азимут;
двигаться по азимуту.
познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.
коммуникативные: излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста); различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректироватъ своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; разрешать конфликты.
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него;
сформированностъ учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций;
понимание значения навыков ориентирования в жизни человека;
понимание и принятие правил работы при проведении практической работы.

Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
Обучающие и развивающие задания каждого этапа

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.

Включает видеофильм «Классный поход».
Заинтересовываются.
Добрый день!
Чтобы знать, где вы находитесь, нужно хорошо ориентироваться в пространстве.
Этому посвятим мы сегодня урок.

2. Актуализация знаний.
Цель: повторение ранее изученного материала.
Организует проверку знаний по теме «Условные знаки»
Расшифровывают письмо с помощью условных знаков.
Шифровка письма. Приложение 1

КЛЮЧ
В школе решили организовать поход. Из города по шоссе с телеграфной линией мы вышли на лесную проселочную дорогу. Она привела нас в смешанный лес к избушке лесника, оттуда по лесной тропе мы пересекли хвойный лес и вышли на редколесье. Перед нашим взором встала река с плотиной. Мы пошли к паромной пристани и переправились на другой берег в населенный пункт. Здесь мы побывали на заводе и карьере, напились студеной воды из колодца, побывали в фруктовом саду. Затем мы сели в поезд на станции. Он вёз нас по железной дороге мимо озера. Мы вернулись в город, на окраине которого стоит наша школа.
2. Зашифруйте письмо.
Замените выделенные слова условными знаками. Нарисуйте и подпишите их.
Начав свой путь от родника, мы пересекли луг и фруктовый сад и спустились к реке. Перейдя по деревянному мосту, мы переправились на другой берег и двинулись дальше по грунтовой дороге. Мы углубились в смешанный лес и пересекли кустарники. Наконец мы прошли мимо старой церкви и оказались на краю глубокого оврага.

КЛЮЧ
Начав свой путь от

, мы пересекли

и























и спустились к

. Перейдя по

, мы переправились на






















другой берег и двинулись дальше по

. Мы углубились в


и пересекли

. Наконец мы прошли мимо старой























и оказались на краю глубокого

.








ШКАЛА ОЦЕНОК
оценка
кол-во правильных ответов


расшифровка послания
зашифруйте письмо

5
21 – 19
10 – 9

4
18 – 14
8 – 7

3
13 – 9
6 – 4

2
8 и менее
3 и менее



3. Формулировка темы урока, постановка цели.
Цель: организовать формулировку темы урока детьми;
организовать постановку цели урока
Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока.
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь.
Сегодня на уроке мы с вами должны научиться определять азимут и стороны горизонта по компасу.
Значит, цель нашего урока – ориентирование по компасу.

4. Изучение нового («открытие новых знаний»)
Цель: создать условия для ознакомления учащимися с географическими координатами.

4.1. Ориентирование.
Цель: организовать формирование понятия «Ориентирование»


























4.2. Стороны горизонта.
Цель: организовать формирование знаний о сторонах горизонта.


































4.3. Азимут.
Цель: организовать формирование знаний об азимуте.
































4.4. Ориентировании по часам.
Цель: организовать формирование знаний об ориентировании по часам.









Организует формулировку поня
·тия «Ориентирование».




























Организует формирование знаний о сторонах горизонта.



































Организует формирование знаний об азимуте.


































Организует формирование знаний об ориентировании по часам.










Беседа, отвечают на вопросы.







Работа с иллюстрацией
















Записывают определение























Работа с компасом.





































Работа с учебником.
















Работа с раздаточным материалом.



В новостях показали репортаж о пропавших школьниках. Они отправились в поход и заблудились. У одного из них с собой был компас. Благодаря этому ребята смогли найти дорогу домой. Как же им это удалось?



А если компаса под рукой не оказалось? Как ориентироваться в такой ситуации?
В нашей повседневной жизни очень часто необходимо определить своё местоположение и правильное направление движения.
Как найти нужную улицу в незнакомом районе?
Как выйти к железнодорожной станции во время похода?
Как не заблудиться в лесу и найти обратную дорогу?
На помощь приходят хорошо запоминающиеся предметы-ориентиры отличающийся от других дом, вывеска, дорожный знак, колодец, мост.
В природе есть много признаков, указывающих то или иное направление. Так, у отдельно стоящих деревьев ветки, растущие в южном направлении, гуще, а сами они толще и длиннее. Мох покрывает основание древесных стволов с северной стороны. Приложение 3

В других случаях нам, как и древним мореходам и путешественникам, поможет знание сторон горизонта, а также положение Солнца и звёзд на небе.
Во всех случаях мы должны уметь ориентироваться.
Ориентирование умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и других объектов.



Ориентир на восток известен с древности, ведь на востоке восходит солнце. Позднее главными ориентирами стали направления север юг и запад восток.

Основные стороны горизонта: север, юг, запад, восток.
Промежуточные стороны горизонта: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток.
Дополнительные промежуточные стороны горизонта: ССВ, СВВ,ЮВВ, ЮЮВ,ЮЮЗ,ЮЗЗ, СЗЗ, ССЗ.
Без знания сторон горизонта человек не смог бы освоить окружающую территорию, проложить дороги, построить мосты, управлять кораблями и самолётами.
У каждого человека в течение жизни складывается образ пространства, мысленный рисунок определённой территории.
Чем больше мы ходим и ездим, чем больше видим, тем ярче образ, тем точнее рисунок.
Так складывается наше представление о географической картине мира.
Памятка «Как работать с компасом»
Положите компас на ровную поверхность.
Поворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква С или тёмная полоса) не совпадёт с тёмным концом магнитной стрелки.
В этом положении стрелка компаса показывает направление север юг.

Если необходимо определить направление с наибольшей точностью, то знаний направлений сторон горизонта недостаточно.
Компас это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас и др. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу.
Здесь должен помочь азимут.
В переводе с арабского языка это слово означает «путь, направление».
Азимут угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки

Определяем азимут по рисунку учебника.

Азимут:
дерева – 50°,
столб – 135°,
палатка – 210°,
дом – 315°.




Определяем азимут по рисунку учебника.
Просмотр видеоурока «Ориентирование по часам».
Схема ориентирования по часам (вклеить в тетрадь) – Приложение 4

Стихотворение.
Направим стрелку часовую,
На солнца точку золотую.
Меж стрелкою и цифрой час,
Есть угол - важен он для нас.
Делите угол пополам
И сразу юг найдете там.

5. Закрепление полученных результатов.
Цель: выполнение практической работы (Определение сторон горизонта с помощью компаса и определение азимута. Составление простейшего плана местности).
Организует практическую работу.
Выполнение практической работы: Определение сторон горизонта с помощью компаса и определение азимута. Составление простейшего плана местности.
Практическая работа № 4. Приложение 2
Замените слова текста, соответствующими условными знаками и расположите их так, будто вы делает маршрутную съемку.
Масштаб в 1 см – 3 км.
Для того, чтобы стать обладателями несметных сокровищ, которые закопали кровожадные пираты, вам необходимо:
встать у ветряной мельницы.
сориентироваться по сторонам горизонта и пойти на С – 6 км.
вы пересечете лиственный лес, далее по азимуту 90° – 9 км.
выйдите к реке и перейдите ее по мосту.
далее вы будете двигаться на Ю-В 12 км до родника.
напьетесь из него свежей водицы, и пойдете по азимуту 180° – 3 км до фруктового сада.
затем по азимуту 270° – 6 км там есть заброшенный колодец, где и спрятаны сокровища.
КЛЮЧ





ШКАЛА ОЦЕНОК
Оценивается: применение масштаба – 5 баллов,
использование условных знаков – 6 баллов,
ориентирование (стороны горизонта и азимут) – 5 баллов.

оценка
кол-во правильных ответов

5
16 – 15

4
14 – 11

3
10 – 7

2
6 и менее



6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.
Организует фиксирование содержания урока.
Определяем настроение по окончанию урока.
 «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»
Предложить учащимся расставить цветы в вазу:
синие – есть проблема, нужна помощь;
желтый – не все понятно;
красный – все хорошо.


7. Домашнее задание.

Организует запись в дневник.
Записывают в дневник.
§ 7, от теории к практике 2.












приложение 1u004a - копия (2)