Конспект урока по географии на тему Глобус-модель Земли (6 класс)

География 6 класс (23.01.2017г.)
Тема: Глобус – модель Земли (практическая работа).
Цели:
1) Закрепить понимание детьми шарообразности Земли.
2) Научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.
Оборудование: глобус, мяч, презентация, материалы для практической работы.

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов

I.Орг. момент.
Эмоциональный настрой учащихся на урок.







·I. Постановка учебной проблемы.
















·
·. Совместное открытие знаний


























1.Работа в группах

Прозвенел звонок веселый,
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
Ребята , сегодня у нас гости. Гости будут внимательно наблюдать за вами. А вы поведаете им, что уже знаете о географии, как умеете открывать новые и неизвестные вам тайны в этом мире. А помогут нам знания, сообразительность, любознательность и , конечно, дружба. Многие тайны мы с вами уже открыли.

- Давайте представим, что мы находимся в космической лаборатории. И теперь вы не ученики, а научные сотрудники. Я предлагаю начать наши исследования.
- Посмотрите на слайд, назовите предметы (самолет, машинка, кукла).Давайте поразмышляем!
- Чем похожи эти предметы на настоящие? (похожи – формой)
- Чем они отличаются от настоящих? (отличаются размером)
- Ребята, иногда, чтобы изучить какой либо предмет, ученые делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель.
- Как вы понимаете значение слова – модель (модель – уменьшенное изображение предмета в несколько раз)
-А как вы думаете существует ли модель нашей планеты?
- Отгадайте загадку:
Он Земли изображение И  не любит искажения.  (Глобус)
- Как называется предмет, который стоит у вас на партах? На что похож глобус?
- Сформулируйте тему нашего урока. Придумайте вопросы, которые помогут раскрыть тему нашего исследования.(-Что такое глобус? О чем может рассказать глобус? Что за линии нарисованы на глобусе?)
- Молодцы! Вы составили план нашего исследования. Ребята, вы исследователи, какими методами сбора информации вы будете пользоваться. Пожалуйста, выберите карточку с нужным словом и прикрепите к доске.(наблюдать, читать, искать, думать, слушать, рассуждать)
- Скажите, где мы можем взять информацию про глобус?(учебник, энциклопедия, интернет, спросить у взрослых)
- Хорошо! Вот такое задание было дано нашему исследователю Елене. Елена должна была найти информацию о глобусе и рассказать нам что обозначает это слово, откуда оно произошло.
СООБЩЕНИЕ ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧ-СЯ
( Глобус – латинское слово, оно означает шарообразный, шар круглый.
Глобус – это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли.
Глобус – это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля. Спасибо, Елене, она дала полный ответ на первый вопрос нашего урока «Что такое глобус?»
- Второй вопрос нашего исследования «О чем может рассказать нам глобус?». Искать информацию на это вопрос вы будете самостоятельно в группах. И главным вашим помощником будет глобус.
-Посмотрите на глобус, повращайте его. Скажите какими цветами он раскрашен?
- Подумайте, что обозначено синим цветом на глобусе?
- Да, и воды на планете во много раз больше, чем суши. Это моря и океаны.
- Подумайте, что обозначено зелёным, коричневым и жёлтым цветом на глобусе?(Суша)
- Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками.

-Итак задание 1 группе:
- Исследуйте глобус и найдите все океаны. Перед вами листочки запишите названия океанов. (На планете 4 океана :Тихий, Атлантический, Индийский ,Северный Ледовитый.)
- Задание 2 группе:
Найдите на глобусе все материки и запишите их названия.( На планете 6 материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида)
- Задание 3 группе:
- Найдите в учебнике на стр.101 название линий, которые есть на глобусе запишите. (Это экватор, полюсы и полушрии.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


2.Физминутка







3.Фронтальная работа.

























·
·
·.Самостоятельное применение новых знаний.
1.Практическая работа в группах

IV.Рефлексия.

















На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. Ты как глобус покрутись, А теперь остановись!
- Ребята, вращая глобус мы видим, что каждая точка Земли движется по кругу. Возьмите веревочку и с ее помощью найдите самый длинный путь на глобусе. Приклейте там метку. Найдите и прочти на глобусе название этой линии. (Эта линия называется ЭКВАТОР.)
- Самый большой путь проходят точки на экваторе. -  Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте. (Это самая верхняя и нижняя точки.) - Кто знает их названия? (Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида).) - Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное. - В каком полушарии мы живем? (В северном)
- Есть ли еще линии на глобусе?
-Наши исследователи 3 группы подготовили с помощью учебника ответ на этот вопрос. Давайте их послушаем.
- Экватор и полюсы – это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.
- Сегодня каждый из вас ученый-исследователь. Какую работу мы сейчас проводили? (Исследовали глобус) И сейчас я попрошу вас выполнить небольшую практическую работу. Перед вами лежат различные материалы. С помощью этих материалов изобретите, пожалуйста, свою модель нашей Земли, применяя новые знания. Вспомните, о чем мы говорили и отразите все это в ваших работах.
(Анализ и оценка практических работ)
- Что такое глобус?  (Уменьшенная модель Земли) -Самая большая параллель Земли (экватор) -Экватор делит земной шар на два полушария (Северное и Южное) -Какие воображаемые линии и точки вы знаете? ( экватор, полюсы)
– Молодцы, вы помогли ответить на очень трудные вопросы.

- Закончите предложение:
- Сегодня на уроке я понял
Я узнал
-Ребята, мы с вами приготовили небольшой сюрприз нашим гостям (чтение стихотворения).
На подставке мячик – диво,
Разноцветный и красивый.
Красок всех не перечесть,
Что на мячике том есть.
Есть там горы и моря,
Мяч волшебный, говорят,
Океаны и леса,
Вот такие чудеса!
И других чудес немало
На мяче я повидала.
Например, коль захотеть,
Мячик можно повертеть!
На мяче волшебном том
Есть у нас у всех свой дом,
Есть у каждого маршрут.
Мячик ГЛОБУСОМ зовут.
Чтоб представить вы могли,
Глобус – копия земли!
-А теперь давайте на память о нашем уроке подарим гостям маленькие глобусы-знаний, которые делали своими руками.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V. Домашнее задание
-Найдите ответ на вопрос: «Какие бывают глобусы?»



Деятельность учеников:

уметь объяснять раскраску глобуса;
знать, что такое экватор, полюсы, полушария, и уметь их показывать;
понимать, что такое воображаемые линии;
– знать о вращении Земли вокруг воображаемой оси.

Дополнительные сведения (максимальный уровень)
Это интересно (максимум)
Известно ли вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру I. Один из них в диаметре составляет 173 см, другой – 319 см. Оба они приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Внутрь глобуса вела дверца, посреди него стояли стол и скамейки, за которыми могли разместиться 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звёзд.
Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях, на них может посмотреть любой желающий. Если хочешь подробнее узнать об этих глобусах, прочитай о них в энциклопедии «Аванта +» в томе «География».




ГБОУ «Актюбинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
пгт. Актюбинский, Азнакаевского района, Республики Татарстан


География 6 класс
Глобус – модель Земли.

Разработала и провела
учитель биологии и географии
Ташпулатова Н.И.
пгт Актюбинский 2017г.