Рабочая программа по внеурочной деятельности Весёлый карандаш


Приложение 1а
Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
«Рассмотрено»
Руководитель МО
классных руководителей
________/ Суарметова С.С.
Протокол №________ от «___»___________2016 г. «Согласовано»
Заместитель директора по ВР
МБОУ «СОШ №31»
________/ Бочкарева С.В.
«___»___________2016 г. «Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №31»
________/ И.А. Габдуллахатов Приказ № _________ от «___»___________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
творческого объединения по интересам (внеурочной деятельности)
«Весёлый карандаш»
ЛебедПостновой Светланы Николаевны
МБОУ «СОШ №31» НМР РТ
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Исходные нормативные документы, на основании которых разработана программа:
Рабочая программа внеурочной деятельностихудожественно – эстетического направления«Веселый карандаш» для 1 Д класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 31».
Учебный план внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 31» на 2016-2017учебный год.
Структура рабочей программы соответствует «Положению о рабочей программе по ФГОС НОО и ООО МБОУ «СОШ № 31» и «Положению о внеурочной деятельности обучающихся».
Цель программы
Содержание программы “Весёлый карандаш»” нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи программы
1. Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.
2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально -чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.
3. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
4. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
5. Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.
Методические пояснения
Программа подчеркивает важность увлеченности школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок по изобразительному искусству. При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы. На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный(воспроизводящий); иллюстративный(объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Программа курса «Веселый карандаш» относится к художественно – эстетическому направлениюрассчитана на 4 года обучения:
в 1 классе-33 часа, во 2-4 классе по 34 часа в год.
Периодичность занятий 1 раз в неделю.
Этапы программы:
ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;
развивающий – 2 года обучения для обучающихся 8–10 лет; исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.
«Планируемые результаты освоения предмета курса внеурочной деятельности»
(«Требования к уровню подготовки обучающихся»)
Личностные результаты:
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цельдеятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс «Радужный мир»
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть:
Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-й класс – 33 часа
«Радужный мир»
№ Тема занятия
Кол-во часов
1 «Знакомство с королевой Кисточкой». 1
2 «Что могут краски?» 1
3 «Изображать можно пятном». 1
4 «Изображать можно пятном». 1
5 «Осень. Листопад». 1
6 «Силуэт дерева». 1
7. «Грустный дождик». 1
8. «Изображать можно в объёме». 1
9 Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» 1
10 «Красоту нужно уметь замечать». 1
11 «Узоры снежинок». 1
12 Рисуем дерево тампованием. 1
13 «Зимний лес». 1
14 «Портрет Снегурочки». 1
15 «К нам едет Дед Мороз»..1
16 «Снежная птица зимы»..1
17 «Дом снежной птицы». 1
18 «Ёлочка – красавица». 1
18 «Кто живёт под снегом». 1
19 «Красивые рыбы». 1
20 «Мы в цирке». 1
21 «Волшебная птица весны». 1
22 «Моя мама». 1
23 «Цветы и травы» 1
24 «Цветы и бабочки». 1
25 «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». 1
26 «Моя семья» 1
27 «Веселые фигуры» 28 «Домашние питомцы» 1
29 «Победителям –Слава! 1
30 «Весенняя клумба» 1
31 «Веселая игра» 1
32 «Лето, здравствуй!» 1
33 «Маленькая галерея» 1
Перечень учебно-методического обеспечения
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,2008г.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,2005г.
Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,2009г.
Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2010г.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,2007г.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,2004г.
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,2003г.
Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,2008г.
Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 2011г.
Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.С.Кузин.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2009г.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 2008г.
Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..2008г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.,2003г.
Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.
«Начальная школа» - журнал и приложение к газете « Первое сентября».
В.С. Бадаев «Русская кистевая роспись». М: «Владос». 2007г
Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.
Репродукции картин.
Технические средства обучения:
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2.Компьютер( по возможности).
3. Мультимедиа
ЭОРы:  
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ruСайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: http://www.rus.1september.ruКоллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ruМузыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ruЖурнал «Начальная школа»: www.openworld/school
Газета «1 сентября»: www.1september.ruКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-й класс – 33 часа
«Радужный мир»
№ Тема занятия
Кол-во часов Дата проведения
Проведено по плану факт
1 «Знакомство с королевой Кисточкой». 1 2 «Что могут краски?» 1 3 «Изображать можно пятном». 1 4 «Изображать можно пятном». 1 5 «Осень. Листопад». 1 6 «Силуэт дерева». 1 7. «Грустный дождик». 1 8. «Изображать можно в объёме». 1 9 Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» 1 10 «Красоту нужно уметь замечать». 1 11 «Узоры снежинок». 1 12 Рисуем дерево тампованием. 1 13 «Зимний лес». 1 14 «Портрет Снегурочки». 1 15 «К нам едет Дед Мороз»..1 16 «Снежная птица зимы»..1 17 «Дом снежной птицы». 1 18 «Ёлочка – красавица». 1 18 «Кто живёт под снегом». 1 19 «Красивые рыбы». 1 20 «Мы в цирке». 1 21 «Волшебная птица весны». 1 22 «Моя мама». 1 23 «Цветы и травы» 1 24 «Цветы и бабочки». 1 25 «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». 1 26 «Моя семья» 1 27 «Веселые фигуры» 1 28 «Домашние питомцы» 1 29 «Победителям –Слава! 1 30 «Весенняя клумба» 1 31 «Веселая игра» 1 32 «Лето, здравствуй!» 1 33 «Маленькая галерея» 1