ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VI ВИДА В РЕЖИМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Любовь Павловна Галахова,
педагог-психолог,
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
тел.89133643630
г. Барнаул, Россия

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VI ВИДА В РЕЖИМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Проблема информационно-аналитического обеспечения системы управления образованием в части мониторинга и проектирования образовательных и воспитательных программ, психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды обсуждается сегодня как актуальная задача развития службы практической психологии образования и улучшения качества психологического обеспечения, в том числе и специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Сложно организовать психолого - медико-педагогическую помощь детям и подросткам с нарушениями опорно-двигательного аппарата потому, что это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц, т. е. у них наблюдается сочетание выраженных нарушений опорно-двигательного аппарата с отклонениями развития центральной нервной системы («задержка психического развития органического генеза», «нарушение интеллекта»).
Мониторинг динамики развития обучающихся, воспитанников их успешности в освоении основной образовательной программы начального и общего образования, уточнение коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Это устойчивая система, объединяющая узких специалистов: педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников, дефектологов, учителей-логопедов, социальных работников и других специалистов, осуществляющих комплексную коррекционную работу в интересах ребёнка. Психолого-медико-педагогический консилиум, мы понимаем не только как обсуждения специалистами особенностей развития того или иного ребенка или образовательной ситуации, в которой он находится, но постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.
Компоненты мониторинга:
показатели/индикаторы (плановые и фактические);
организация регулярного сбора фактических показателей;
сопоставление плановых и фактических показателей и определение сдвигов или отклонений.
Зачем мониторинг нужен психологу?
определить приоритетные направления деятельности;
получить представление о текущем состоянии (ребёнка, класса, параллели, педагогического коллектива);
повысить доверие со стороны администрации, коллектива, родителей к деятельности психолога;
сформулировать и обосновать запрос на финансирование;
обеспечить обратную связь с участниками образовательного процесса;
регулировать процесс разноплановой работы;
делать прогноз развития и своевременно корректировать деятельность и т.д.
да и в целом заставляет быть дисциплинированным и ответственным всех участников процесса.
Мониторинговая деятельность предполагает:
отслеживание динамики развития обучающихся, воспитанников с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Остановимся на процессе регулярного сбора и анализа ключевых данных (индикаторов) для определения какова динамика изучаемого. Как были достигнуты результаты? Почему произошли отклонения? Как можно исправить ошибки? Для полного представления динамики изучаемого определили отслеживаемые параметры, которые наиболее полно позволяют получить представление о текущем состоянии ребенка, класса, параллели, педагогического коллектива: готовность к школьному обучению; социальный статус в классе; мотивационная сфера (учебная мотивация); познавательная сфера (интеллектуальный уровень); личностная сфера (способности, профиль обучения); эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности); поведение (нарушения).
Карта мониторинга психологического развития детей и подростков специальной (коррекционной) школы-интерната 6 вида, последовательно отражает все вышеуказанные параметры с 1 по 12 классы. На следующем этапе были подобраны методики исследования.
Конечно, организацию обследования ребенка затрудняли и ограничивали возможность применения экспериментальных методик и тестовых заданий: двигательные нарушения в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь.
Условия проведения мониторинга результативности учебной деятельности учащегося:
на каждого ученика ведется единая карта мониторинга для всех лет пребывания в школе;
данные индивидуальной карты мониторинга педагог-психолог берет за основу для рекомендаций воспитателям и учителям по работе с обучающимся, воспитанником, которые отражаются в дневниках сопровождения (кондуктивных); классный руководитель, воспитатель берут из карты мониторинга данные по предметам, которые заполняют учителя-предметники в соответствии с циклограммой - для заполнения карты развития;
классный руководитель, воспитатель отвечают за срок и качество заполнения
индивидуальной карты учебного мониторинга; индивидуальные карты развития учебного мониторинга находятся в методическом кабинете, и являются открытой информацией для всех учителей-предметников.
Психолого-медико-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача школьного консилиума - выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития.
Если по конечным итогам работы с ребенком консилиум проводится в обязательном порядке, то результаты промежуточного обследования требуют проведения консилиума в том случае, если по результатам мониторинга, отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития. Если на промежуточном этапе были получены значительные изменения состояния (не только вследствие деятельности психолога, но и других специалистов) либо произошли какие-то незапланированные события, сами по себе резко изменившие как состояние, так и условия существования ребенка, обсуждение этой ситуации всеми специалистами на консилиуме также является необходимым.
Решение задач динамической оценки состояния ребенка в рамках работы консилиума является завершающей стадией третьего этапа его деятельности. В дальнейшем работа с ребенком либо в целом завершается (в ситуации итогового консилиума и выведения ребенка на иную программу обучения), либо продолжается (например, в условиях перехода ребенка в следующий класс) с повторением второго и третьего этапов, в ситуации, когда ребенок по-прежнему нуждается в дополнительной помощи. Если ребенок (группа детей) не выходит за пределы типологического норматива, то оценка динамики освоения программного материала проводится педагогическим составом, классным руководителем на педагогических советах, то есть в рамках обычного образовательного процесса.
Итак, мониторинг динамики развития обучающихся, воспитанников с ОВЗ в ходе психолого-медико-педагогического сопровождения в школе-интернате – это залог создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Литература
Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников. - М.: Академия, 2002.-208с.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 115с.
Левченко И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. – М.: Академия, 2006.-160 с.
Семаго М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2006.- 228 с.
Семаго М.М., Семаго Н.Я.Организация и содержание деятельности психолога специального образования. - М.: АРКТИ, 2005.- 336с.
Чупаха И.В., Пужаева И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. - М.: Илекса, 2006.-400с.
Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб.: Питер, 2003. – 240 с.
ШипицынаЛ.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб.: Дидактика Плюс, 2001. - 272с.
Заголовок 115