Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению Жизневедение в 4 классе в соответствии с ФГОС


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27 с. Екатериновка
«Утверждаю»
И.О. директора МБОУ СОШ № 27
Приказ от___________________№________
______________ /Ивко Т.В./

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
в 4 классе
по социальному направлению «Жизневедение»
Количество часов - 32Педагог дополнительного образования
Программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования
Пояснительная записка.
 
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров, при которых нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Федеральные государственные образовательные стандарты II поколения определяют основы духовно-нравственной культуры России и дают направление на формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную деятельность.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Сюда относятся знания, необходимые человеку для успешной деятельности, знания общекультурного характера, а также набор социально-личностных качеств. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С.Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Необходимость создания специального учебного курса «Жизневедение» связано с ранним обучением жизненно важным навыкам, которые могут привести к здоровому образу жизни, положительным межличностным отношениям и умению вести ответственность за свои действия, решать проблемы, критически мыслить, справляться с эмоциями и стрессом.
Цель программы:
Воспитание, развитие личностных качеств и способностей младших школьников через приобретение ими опыта в практической и социальной деятельности и применение приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Задачи:
Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.
Обеспечение эффективной коммуникации.
Сохранение психического и физического здоровья в условиях Крайнего Севера, обеспечение эмоционального благополучия детей.
Воспитание уважительного и толерантного общения друг с другом.
Программа рассчитана на реализацию в учреждениях общеобразовательных школ и предназначена для младших школьников (7 – 10 лет).
Программа рассчитана на 34 часа в год.
Структура курса выстроена системно, каждый завершённый раздел содержит интерактивные технологии обучения: беседа, ролевые игры, работа в группах, практикумы, тренинги, диалоги, дискуссии, мозговые штурмы и т.д.
Форма организации занятий – групповая.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Дата проведения Элементы содержания (ключевые слова)
Требования к уровню
подготовки обучающихся Универсальные учебные действия
1 четверть - 9 часов
«Азбука экономиста»- 9 часов
1.
Что такое экономика?
1
01.09 Экономика, экономист, доходы, налоги, аванс, авансовый отчёт и т. д.
Знать элементарные экономические понятия.
Уметь находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с жизнью Формирование основных экономических понятий
2. Что значить экономить?
1
08.09 Потребности, возможности, доходы, расходы, время, деньги.
Знать свои возможности.
Уметь принимать осознанное решение. Формирование умений ориентироваться в жизненных ситуациях.
3.
Без чего человеку не обойтись? 1 15.09 Образование, профессия, заработная плата, доходы. Знать, что образование – это один из путей для достижения благополучия в дальнейшей жизни.
Уметь развивать свои возможности. Формирование основных взаимоотношений в обществе.
4. Магазин. 1 22.09 Товары, продавец, покупатель, цена, деньги. Знать основную функцию денег.
Уметь рассчитывать стоимость своей покупки и величину сдачи. Формирование деятельностного подхода в процессе использования приобретённых знаний.
5. Потребность в образовании. 1 29.09 Образованность, уважение, знание, библиотека, семья, учебные заведения. Самообразование. Знать источники получения образования.
Уметь приводить примеры потребностей и объяснять их значение. Формирование потребности в обучении.
6. Бюджет: доходы и расходы семьи. 1 06.10 Заработная плата, пенсии, пособия, сбережения, расходы. Знать как появляются доходы и откуда берутся расходы в семье.
Уметь планировать бюджет семьи. Формирование умения «по приходу делать расход»
7 - 8 Может ли человек обеспечить себя сам? 1 13.10
20.10 Обязанности, распределение, услуги, выгода, доходы. Знать распределение обязанностей в семье.
Уметь приводить примеры распределения обязанностей в семье и объяснять выгоды. Формирование культуры экономического мышления.
9 Экономическое поле чудес. 1 27.10 Банк, валюта, бизнес, бизнесмен, банкир, банкрот. Знать изученные экономические понятия.
Уметь пользоваться экономическим инструментарием. Воспитание экономической культуры и общения.
2 четверть - 7 часов
«Профилактика инфекционных заболеваний»- 7 часов
10
Понятие об инфекционных заболеваниях. 1
10.11 Инфекция – заражение, симптомы, заразные болезни, бактерии. Знать, что такое инфекционное заболевание.
Уметь называть симптомы инфекционных заболеваний. Формирование навыков личной гигиены.
11 Коварный грипп. 1 17.11 Вирус, карантин, пневмония, гайморит, отит, масочный режим, закаливание. Знать об основных осложнениях коварного гриппа.
Уметь пользоваться полученными знаниями. Формирование бережного отношения к собственному организму.
12
Чем опасна корь? 1 24.11 Корь, вирус, простуда, насморк, кашель, высыпания, прививка. Знать симптомы данного заболевания и его осложнения.
Уметь правильно называть свои ощущения. Формирование умения сообщать взрослому о недомогании.
13 Кишечные инфекционные заболевания. 1 01.12 Гепатит А, В, сальмонеллёз, ротовирусная инфекция. Знать о кишечных инфекциях.
Уметь определять симптомы кишечных заболеваний. Формирование умения следить за своим телом.
14 Полезные привычки воспитывай с детства. 1 08.12 Профилактика, гигиенические навыки, зарядка, уход за руками, вещи. Знать основные гигиенические навыки.
Уметь следить за своим организмом. Формирование потребности следить за собой.
15 Чистота и здоровье 1 15.12 Тело, предметы личного пользования, гигиена при общении с животными. Знать факторы, разрушающие здоровье.
Уметь пользоваться приобретёнными знаниями. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
16 «Я помогу себе не болеть» 1 22.12 Ключевые слова по данной теме. Знать правила здорового образа жизни.
Уметь пользоваться ими в жизненных ситуациях. Воспитывать активную позицию в отношении ЗОЖ.
3 четверть - 9 часов
«Действия в чрезвычайных ситуациях» - 9 часов
17
Что такое чрезвычайная ситуация?
1
12.01 Источники, опасность, виды чрезвычайных ситуаций, РСЧС.
Знать, что такое чрезвычайная ситуация.
Уметь называть источники опасности
Формирование знаний о чрезвычайных ситуациях.
18 Стихийные бедствия. 1 19.01 Явление природы, землетрясение, сила, эпицентр, очаг, вулкан, извержение, огнедышащие горы. Знать о стихийных бедствиях.
Уметь различать землетрясения от извержения вулкана. Формирование представлений о грозных явлениях природы.
19
Снежные опасности. 1 26.01 Оползень, лавина, снегопад.
Ураган, снежные бури, способы защиты. Знать основные способы защиты в стихийных бедствиях.
Уметь применять меры предосторожности в случае опасности. Формирование безопасного поведения.
20 Чрезвычайные ситуации природного характера. 1 02.02 Наводнения, цунами, природные пожары. Знать о чрезвычайных ситуациях природного характера.
Уметь правильно ориентироваться в чрезвычайной ситуации. Формирование готовности к действиям в ЧС.
21 Правила поведения и эвакуации при ЧС
Я учусь думать и действовать. 1 09.02 Опасность, экстремальная ситуация, государственная служба безопасности Знать основные принципы самоспасения.
Уметь предвидеть опасность и по возможности избегать её. Формирование умения предвидеть опасность.
22 Аварии на транспорте. 1 16.02 Государственная служба безопасности, перекрёсток, ремень безопасности, детское кресло, скорость и т. д. Знать причины ДТП.
Уметь пользоваться средствами защиты. Формирование знаний, которые помогут сохранить жизнь.
23 Пожары и средства пожаротушения. 1 01.03 Пожар, системы оповещения: световые, речевые, звуковые, взрыв, угроза взрыва, средства пожаротушения. Знать о причинах пожара и средствах пожаротушения.
Уметь пользоваться средствами пожаротушения. Формирование у обучающихся умения быстро принимать решение в сложившейся ситуации.
24
Город как источник опасности.
1
15.03 Дорога, транспорт, час пик, позднее время, авария, большое скопление людей, преступность, опасные промышленные объекты. Знать всевозможные опасные ситуации в городе.
Уметь предпринимать меры предосторожности.
Формирование наблюдательности и внимательности.
25 «Что значит быть в ответе за себя и за других» 1 22.03 Знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Уметь принимать правильное решение. Формирование ответственного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
4 четверть - 8 часов
«Человек добрых и хороших привычек» - 8 часов
25
Я творю свою жизнь.
1
05.04 Человеческие качества, таланты, поступки, эмоции, надежды, откровения, интересы, способности.
Знать личностные характеристики человека.
Уметь сравнивать поведение и характеры людей.
Формирование у обучающихся общечеловеческих ценностей.
26 А ты вежлив? 1 12.04 Вежа, вежливость, культура, духовность. Знать правила вежливости.
Уметь вести себя в любой ситуации согласно определённым нравственным нормам. Формирование нравственных правил общения.
27
«В стране хорошего тона» 1 19.04 Правила приличия: благодарение, уважение, тактичность, обходительность, доброжелательность. Знать правила хорошего тона.
Уметь использовать их в жизни. Формирование навыков и привычек, облегчающих установление контактов в общении.
28-29 Добро и зло. 2 26.04
03.05 Доброта, отзывчивость, забота, чуткость, вежливость, грубость, жестокость, зависть, жадность. Знать социальные нормы нравственности.
Уметь правильно оценивать свои поступки. Формирование интереса к другому человеку как к личности.
30 «Дело в шляпе, или ещё раз о дружбе» 1 10.05 Волшебные слова. Знать как помочь товарищу.
Уметь быть хорошим другом. Формирование коммуникативной компетенции.
31 Воспитание и воспитанность 1 17.05 Самокритичность, простота, скромность, самолюбие, себялюбие, толерантность. Знать сущность данных понятий.
Уметь оказывать внимание и проявлять чуткость к людям. Формирование личностного нравственного опыта.
32 Мир человеческих отношений. 1 24.05 Жадность-щедрость, зависть-доброжелательность грубость-нежность, жестокость-ласка. Знать правила точности, деликатности и вежливости
Уметь проявлять их в отношении друг друга. Формирование бережного отношения к внутреннему миру человека.
Всего: 33
Литература
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росcии, 2-е издание, Москва «Просвещение» 2011.
Закон РФ «Об образовании»
Конвенция о правах ребёнка, Москва, 2005.
Конституция Российской Федерации.
Барылкина Л.П. Мозайка детского отдыха М.,2005
Великородная В.А.- Правовое воспитание, Москва «ВАКО» 2006.
Гальцова Е.А. - Изучаем свои права, 2007.
Демидова С.Б. Гуманно-личностная технология «Школа жизни» Амонашвили Ш.А. - Завуч начальной школы №3, 2003.
Дереклеева Н.И. - Справочник классного руководителя М., 2005
Дидактические и интеллектуальные игры, кроссворды, ребусы, пословицы.
Ещеркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников. / Волгоград: Учитель, 2007.
Жиренко О.Е. «Я – гражданин России!» Москва «ВАКО» 2006.
Лаптев А.П. «Береги здоровье смолоду» / Москва «Медицина», 1999.
Майорова Н.П. Жизненно важные навыки /Москва «Интеллект-центр» 2010.
Родионов А. Физическое развитие и психологическое здоровье. М.: ТЕИС, 1997.
Сборник программно-методических материалов по экономике/Автор-составитель Б.И.Мишин; Министерство образования Российской Федерации. – М.:Вита-Пресс, 2000.
Северина О.А., Савина Л.М. Нетрадиционные формы воспитательной работы школы./ «Панорама», 2007.
Словарь иностранных слов.
Статьи из журналов: «Путешествие по тропе здоровья»// Завуч начальной школы. №5, 2008.
Цвекова Н.А. «Правила дорожного движения»/ Москва «Просвещение»,2005.
Цивилюк Г.Е. «Азы безопасности» / Издательство «Просвещение», 1994.
Шабельник Е.С. «Права Ребёнка».
Интернет-ресурсы.
Муниципальная программа «Здоровье»
Прогнозируемый результат.
Программа повышает духовно – нравственный уровень учеников, гражданское сознание и самосознание, развивает социально значимый комплекс жизненно важных навыков, коммуникативную толерантность.