РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Мир глазами детей


Утверждаю: Согласовано:
Директор школы: Зам.директора по ВР
______________ /Бембеева Д.Д./ ________/Таскирова Л.П./
Приказ №____от______2015
МКОУ "Уланэргинская СОШ"
2015-2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Мир глазами детей
3 КЛАСС
НА 2015-2016 УЧ. Г.
Учитель: Ткачёва Н.М.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Мир глазами детей» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую и социальную культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса"Мир глазами детей".
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа «мир глазами детей» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/пНазвание темы Количество часов Характеристика деятельности
Как мы понимаем друг друга. 3 1. Вводное занятие. Как мы будем учиться. Познакомиться с учителем и общение с одноклассниками .
2. Школьные правила вежливости.
1 Познакомиться и обсудить правила поведения в школе.
3. Режим дня школьника.
1 Познакомить с режимом третьеклассника.
Времена года. 8 4-5 Осенние посиделки. Зарисовки осенних деревьев. (Пленэр)
2 Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
6-7 Зимушка-зима. Экскурсия в природу "Зимняя сказка." Рисуем зимний пейзаж.
2 Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
8-9 Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. Масленица. Цаган Сар. 2 Познакомиться с традициями русского и калмыцкого народа, встреча весны.
10-11 Весёлое лето. Рисуем летний отдых.
2 Планируем летний отдых.
Как ты узнаёшь мир. 3 12 Глаза – главные помощники человека.
1 Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются .
13 Память и ум – помощники человека.
1 Береги здоровье смолоду.
14 Жить – с книгою дружить. КТД
1 Твоя семья и друзья.
3 15 Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. 1 Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.
16 Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? 1 Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой .
17 Без друга в жизни туго. Мои друзья. 1 Рассказ о лучшем друге.
Что нас окружает. 7 18 Наше село. Достопримечательности села. 1 Экскурсия по селу.
19 Мы – пешеходы. 1 Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.
20 Что такое профессия? Какие бывают профессии? 1 Рассказы о профессиях. презентации.
21 Из чего что сделано? 1 Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний
22 Водица-царица.(Три состояния воды) 1 Познакомить с огромной ролью воды в жизни человека.
23 Транспорт. Мы – пассажиры. 1 Выполнять правила поведения в общественном транспорте.
24 Мой путь от дома до школы. КТД 1 Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии .
Живые обитатели планеты. 10 25 Живое и неживое. 1 Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.
26 Какие бывают растения? Зарисовки. 1 Выполнить эскизы различных растений. Выяснить роль растений в природе и жизни людей
27 Какие бывают животные? Зарисовки. 1 Выполнить рисунки животных по выбору. Охарактеризовать роль животных в природе и жизни людей .
28 Домашние любимцы. 1 Уход за домашними животными.
29 Комнатные растения. 1 Знать для чего нужны. уметь ухаживать.
30 Человек. 1 Объяснять влияние человека на природу.
31 Красная книга. 1 Бережное отношение ко всему живому на планете.
32 Правила поведения в природе.
1 Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
33 Земля – наш общий дом. 1 Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.
34 Итоговое занятие. Игра «Поле чудес». Проект. "Сохраним красоту природы. 1 III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Как мы понимаем друг друга.( 3ч)
Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.
Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций
поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.
Времена года (8 ч.)
Приметы осени. Листопад. Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –
признак весны.
Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.
Как ты узнаёшь мир (3ч.)
Органы чувств человека. Память – хранилище опыта. Ум.
Твоя семья и друзья (3 ч.)
Твоя семья и её состав.
Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.
Как вести себя на кухне, в ванне. Значение общения в жизни человека.
Что нас окружает( 7 ч.)
Город (село) и его особенности. Взаимосвязь людей разных профессий.
Зависимость человека от природы. Три состояния воды.
Живые обитатели планеты (10 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Сходство растений и животных.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека
о них.
Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.
Знакомство с назначением различных частей тела человека.
Правила поведения в природе.
Бережное отношение к окружающему миру.
Итоговое занятие. (1 ч.)
IY. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения программы«мир глазами детей» в 3-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы "Мир глазами детей"в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
На первом уровне школьник должен уметь:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.:
перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
На втором уровне школьник должен уметь:
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
На третьем уровне школьник должен уметь:
наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях
уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам
ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Индивидуальная работа
Участники – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Содержание курса «мир глазами детей» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
         идея многообразия мира;
         идея экологической целостности мира;
         идея уважения к миру. 
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. 
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. 
Литература.
1 Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!
2 Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.
3 Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.
4 Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.
5 Л.Экономов. Мир наших чувств
6 Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.
7 А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека
1 Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения
2 Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений
3 Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:
/ Под ред.И. Д. Зверева
4 Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия
5 Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей
6 Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы
7 Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся
8 Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе
9 Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов
10 Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края.
11 Тайны живой природы. Рик Моррис