Рабочая программа по внеурочной деятельности Земля — наш общий дом


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности «Земля – наш дом» для 3-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования - М.: Просвещение, 2011г, а также в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 1998 г., построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников.Модифицирована на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010
Программа внеурочной деятельности «Земля – наш дом» является актуальной т.к. занимается решением проблемы – воспитание экологической культуры и становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одной из главных задач новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Цель и задачи курса «Земля – наш дом»
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
Обучающие:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Воспитательные:
1. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
2. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Развивающие:
1. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
2. Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
3. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
4. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
системность и последовательность занятий
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип практической направленности.
Место факультативного курса в учебном плане
Программа «Земля – наш дом» организуется в форме кружка и имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Программа рассчитана на 2 года - 68часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 3-4 классов
Возрастные особенности детей
Обучающиеся 3 – 4 классов отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Виды внеучебной деятельности
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество;
трудовая деятельность.
Формы внеурочной воспитательной деятельности
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей- теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
К концу обучения по программеОбучающиеся должны знать Обучающиеся должны уметь
- наиболее типичных представителей животного мира России, Липецкого края;
- какую пользу приносят представители животного мира;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экологически сообразные правила поведения в природе. -узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-составлять экологические модели, трофические цепи;
-доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
-наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы
Уровень результатов работы по программе
Реализации программы внеурочной деятельности «Земля – наш дом» ориентирована на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Ученик научится:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку учителя;
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; для развития широких познавательных интересов и творчества
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).
Ученик научится:
включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
Система отслеживания и оценивания планируемых результатов
Результативность и целесообразность работы по программе «Земля – наш дом» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей.
Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в практику. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» , викторины, творческие конкурсы, наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример. Раздел «Дикие животные»: «Типично лесной обитатель, свободно передвигающийся по веткам деревьев с вытянутым стройным телом и пушистым хвостом – это … (белка)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
развитие познавательных интересов обучающихся
создание ситуации успеха для каждого ученика
повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
приобретение навыков саморефлексии
Пример:
Раздел Тема Я знаю Я умею
«Дикие животные» Любознательный зверёк -белка Типично лесной обитатель, свободно передвигающийся по веткам деревьев с вытянутым стройным телом и пушистым хвостом Разгадывать загадки про белку, рисовать ее.

Содержание программы 3 класс
№ п\пРаздел\ТемаСодержание темы УУД
Введение (1 час)
1 Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»
Личностные ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»;
Познавательные контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы;
Регулятивные устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;Коммуникативные: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы;
2. Дикие животные ( 19 часов)
2 Заяц - «Длинное ухо» Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами». Личностные
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- уважительное отношение к иному мнению- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению народного творчества;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Познавательные 
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
Личностные
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- осознание своей этнической принадлежности;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
Познавательные 
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
Регулятивные
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
3 Лисица. «Лиса Патрикеевна» Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа. 4 Серый хищник - волк Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась» 5 Хозяин леса - медведь Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь». 6 Любознательный зверёк -белка Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику» 7 Куница - охотник на белок Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда Творческая работа «Придумай загадку» 8 Лесной красавец - лось Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец» 9 Сердитый недотрога- ёж Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Творческая работа «Вылепи ёжика»; исследовательская работа «Зачем ежу яблоки» 10 Подземный житель - крот Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»
11 Всеядное животное — барсук Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику» 12 Бобр-строитель Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами. 13 Запасливый бурундук Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа. 14 Кабан - дикий родственник домашней свиньи Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?. 15 Мышка-норушка Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка», сценка «Теремок». 16 Рысь - родственник кошки Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси. 17 Соболь - «дорогой» зверёк Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
18 Тигр - самая большая кошка на Земле Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета. 19 Косуля - самый маленький европейский олень Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». 20 Обобщающее занятие о диких животных Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных. 3. Пернатые жители (14 часов)
21 Воробей - самая распространённая птица на Земле Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?» Личностные
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- осознание своей этнической принадлежности;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению народного творчества;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Познавательные 
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
Личностные
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- осознание своей этнической принадлежности;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению народного творчества;
22 Ворона - «интеллектуальная» птица Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета. 23 Ворон - красивая, умная птица Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» Работа в группах «Рисование ворона» 24 Сорока - белобока - «лесная сплетница» Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка» 25 «Лесной доктор» - дятел Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел». 26 Соловей - «великий маэстро» Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей». 27 Галка - городская птица Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику». 28 Загадочная птица - кукушка Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы». 29 «Пернатая кошка» - сова Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?» 30 Любимая птица - снегирь Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц. 31 «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Рисование птиц с яркими клювами 32 Наш добрый сосед - скворец Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».
33 «Золотая птица» — иволга Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами 34 Обобщающее занятие о птица Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Конкурс «Почему их так зовут ? Учебно-тематический план
3 класс «Знакомые незнакомцы» - 34 часа
№ занятия Тема занятия Количество часов
теория практика
1. Введение (1 час) 1 1 Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» 1 2. Дикие животные ( 19 часов) 9 10
2 Заяц - «Длинное ухо» 0,5 0,5
3 Лисица. «Лиса Патрикеевна» 0,5 0,5
4 Серый хищник - волк 0,5 0,5
5 Хозяин леса - медведь 0,5 0,5
6 Любознательный зверёк -белка 0,5 0,5
7 Куница - охотник на белок 0,5 0,5
8 Лесной красавец - лось 0,5 0,5
9 Сердитый недотрога- ёж 0,5 0,5
10 Подземный житель - крот 0,5 0,5
11 Всеядное животное — барсук 0,5 0,5
12 Бобр-строитель 0,5 0,5
13 Запасливый бурундук 0,5 0,5
14 Кабан - дикий родственник домашней свиньи 0,5 0,5
15 Мышка-норушка 0,5 0,5
16 Рысь - родственник кошки 0,5 0,5
17 Соболь - «дорогой» зверёк 0,5 0,5
18 Тигр - самая большая кошка на Земле 0,5 0,5
19 Косуля - самый маленький европейский олень 0,5 0,5
20 Обобщающие занятие о диких животных 1
3. Пернатые жители (14 часов) 6 7
21 Воробей - самая распространённая птица на Земле 0,5 0,5
22 Ворона - «интеллектуальная» птица 0,5 0,5
23 Ворон - красивая, умная птица 0,5 0,5
24 Сорока-белобока - «лесная сплетница» 0,5 0,5
25 «Лесной доктор» - дятел 0,5 0,5
26 Соловей - «великий маэстро» 1 27 Галка - городская птица 0,5 0,5
28 Загадочная птица - кукушка 0,5 0,5
29 «Пернатая кошка» - сова 0,5 0,5
30 Любимая птица - снегирь 0,5 0,5
31 «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России 0,5 0,5
32 Наш добрый сосед - скворец 0,5 0,5
33 «Золотая птица» — иволга 0,5 0,5
34 Обобщающее занятие о птицах 1
16 17
Итого: 34
Содержание программы 4 класс
№ п\пРаздел\ТемаСодержание темы УУД
Введение (2 часа)
1 Вводное занятие. Мы жители планеты Земля Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле. Личностные ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»;
Познавательные контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы;
Регулятивные устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;Коммуникативные: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы;
2 Мир вокруг. Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными. 2. Человек и природа (5 часов)
3 Экология и мы. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Личностные
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- уважительное отношение к иному мнению- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
Познавательные 
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
4 Осенние работы в поле Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая 5 Практическое занятие «Пришкольный участок» Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности. 6 Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.
Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. 7 Осень в лесу Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария. 3. Неживое в природе ( 10часов)
8 Неживая природа Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» Личностные
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- осознание своей этнической принадлежности;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
Познавательные 
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи
Коммуникативные
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
Личностные
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
- принятие образа «хорошего ученика»;
9 Солнце – источник тепла и света Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье 10 Вода, её признаки и свойства Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды 11 Берегите воду! Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!» 12 Почва – святыня наша. Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». 13 Состав и свойства почвы Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране 14 Погода. Климат. Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы» 15 Предсказание погоды по народным приметам Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью. 16 Почему нельзя..?Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения» 17 Диалоги с неживой природой Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!» 4. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)
18 Практикум «Хлебные крошки» Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки. Личностные
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- осознание своей этнической принадлежности;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению народного творчества;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Познавательные 
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
19 Кто улетает, а кто остаётся Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края 20 Экологические связи неживой и живой природы Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели 21 Вода и жизнь Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров 22 Растения рядом Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. 23 Комнатные растения Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив) 24 Размножение комнатных растений Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка 25 Дикорастущие растения луга, водоема и леса Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
26 Практическое занятие «Растения луга и леса» Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями. 5. Царство грибов (2часа)
27 Съедобные и несъедобные грибы Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)
Коммуникативные
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
Личностные
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- осознание своей этнической принадлежности;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
28 Микроскопические грибы Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.
6. Жизнь животных ( 6 часов)
29 Динозавры – вымерший вид животных Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков Личностные
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- осознание своей этнической принадлежности;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
Познавательные 
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы; обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;
30 Просмотр видеофильма о жизни динозавров Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
31 Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. 32 Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.
33 -34 Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов
Учебно-тематический план
4 класс «Неживое в природе. Жизнь растений, животных и грибов» - 34 часа
№ п/пТема занятия Количество часов
теория практика
Введение (2час) 2 1 Вводное занятие. Мы жители планеты Земля 1 2. Мир вокруг. 1 1. Человек и природа (5 часов) 2 3
3 Экология и мы. 1 4 Осенние работы в поле 1 5 Практическое занятие «Пришкольный участок» 1
6 Место человека в мире природы. 1
7 Осень в лесу 1
2. Неживое в природе ( 10часов) 5 5
8 Неживая природа 0,5 0,5
9 Солнце – источник тепла и света 1 10 Вода, её признаки и свойства 1 11 Берегите воду! 1
12 Почва – святыня наша. 1 13 Состав и свойства почвы 1
14 Погода. Климат. 0,5 0,5
15 Предсказание погоды по народным приметам 1 16 Почему нельзя..?1
17 Диалоги с неживой природой 1
3. Живое в природе. Экологические связи неживой и живой природы (9 часов) 4 5
18 Практикум «Хлебные крошки» 1
19 Кто улетает, а кто остаётся 1 20 Экологические связи неживой и живой природы 1 21 Вода и жизнь 1
22 Растения рядом 1
23 Комнатные растения 1 24 Размножение комнатных растений 1
25 Дикорастущие растения луга, водоема и леса 1 26 Практическое занятие «Растения луга и леса» 1
4. Царство грибов (2часа) 2 27 Съедобные грибы и несъедобные грибы 1 28 Микроскопические грибы 1 5. Жизнь животных (6часа) 3 3
29 Динозавры – вымерший вид животных 1 30 Просмотр видеофильма о жизни динозавров 1
31 Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» 1
32 Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений 1 33-34 Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения природы» 1 1
18 16
Итого: 34 часа
Календарно- тематическое планирование 3 класс
«Знакомые незнакомцы» - 34 часа
№ п/пТема занятия часы Информационно-методическое обеспечение Практическая часть Дата
план факт
Введение (1 час)
1 Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» 1 Презентация, энциклопедия «Животные» Практическая работа « Путешествие в мир животных Дикие животные ( 19 часов)
2 Заяц - «Длинное ухо» 1 Презентация, энциклопедии Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами». 3 Лисица. «Лиса Патрикеевна» 1 В.Зотова «Лиса», презентация, энциклопедии Чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа. Творческая работа «Аппликация» 4 Серый хищник - волк 1 Энциклопедия, раскраски В.Зотова «Волк», Чтение рассказа В.Зотова «Волк»,
Практическая работа в группах - «Раскрась» 5 Хозяин леса - медведь 1 Презентация, энциклопедии, книга В.Зотова «Медведь»», Разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Медведь» Составление портрета «Бурый медведь». 6 Любознательный зверёк -белка 1 Презентация, энциклопедии, Работа в группах – «Собери мозаику» Сбор информации из других источников 7 Куница - охотник на белок 1 Презентация, энциклопедии Отгадывание кроссворда.
Творческая работа «Придумай загадку» 8 Лесной красавец - лось 1 Презентация, энциклопедии Работа в группах - Панно «Лесной красавец» Проблемные задания 9 Сердитый недотрога- ёж 1 Презентация, энциклопедии Творческая работа «Вылепи ёжика»; проект «Зачем ежу яблоки» 10 Подземный житель - крот 1 Презентация, энциклопедии Игра: «Поле чудес», работа с энциклопедиями 11 Всеядное животное — барсук 1 Презентация, энциклопедии Работа в группах «Собери мозаику» Составление презентации 12 Бобр-строитель 1 Презентация, энциклопедии Составление рассказа – описания, сопровождаемое презентацией 13 Запасливый бурундук 1 Презентация, энциклопедии Работа над словесным описанием , составление тестовых заданий по теме 14 Кабан - дикий родственник домашней свиньи 1 Презентация, энциклопедии Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?., детские презентации
Творческая работа «Апликация» 15 Мышка-норушка 1 Презентация, энциклопедии Инсценирование сказки «Мышка-норушка»; Практическая работа в группах «Нарисуй и раскрась» 16 Рысь - родственник кошки 1 Презентация, энциклопедии работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, рисование домашней кошки или рыси. 17 Соболь - «дорогой» зверёк 1 Презентация, энциклопедии Составление и разгадывание кроссворда, проект 18 Тигр - самая большая кошка на Земле 1 Презентация, энциклопедии Составление портрета. Работа в группах «Раскрась» 19 Косуля - самый маленький европейский олень 1 Презентация, энциклопедии Детские презентации, работа с энциклопедиями в группах, составление вопросов 20 Обобщающие занятие о диких животных 1 Презентация, энциклопедии Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных. Пернатые жители (14 часов)
21 Воробей - самая распространённая птица на Земле 1 Презентация, энциклопедии Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Проект «Кормушки для птиц» 22 Ворона - «интеллектуальная» птица 1 Презентация, энциклопедии Составление портрета. Творческая работа «Мозаика» 23 Ворон - красивая, умная птица 1 Презентация, энциклопедии Работа в группах «Рисование ворона» 24 Сорока-белобока - «лесная сплетница» 1 Презентация, энциклопедии Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка», составление загадок 25 «Лесной доктор» - дятел 1 Презентация, энциклопедии Проект «Лесной доктор» 26 Соловей - «великий маэстро» 1 Презентация, энциклопедии Детские презентации, прослушивание соловьиного свиста, составление вопросов соперникам по игре 27 Галка - городская птица 1 Презентация, энциклопедии Работа в группах «Собираем мозаику». Сообщение о птице с сопровождающей презентацией 28 Загадочная птица - кукушка 1 Презентация, энциклопедии Сообщения учеников, составление и разгадывание загадок, составление портрета 29 «Пернатая кошка» - сова 1 Презентация, энциклопедии Игра «Кто и что ест?» Работа с дополнительными источниками информации Творческая работа в парах «Раскрась» 30 Любимая птица - снегирь 1 Презентация, энциклопедии Рисование ярких птиц. Презентации проектов 31 «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России 1 Презентация, энциклопедии Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами 32 Наш добрый сосед - скворец 1 Презентация, энциклопедии Сообщения учеников, разгадывание загадок. Разучивание песни «Скворушка прощается» 33 «Золотая птица» — иволга 1 Презентация, энциклопедии Составление кроссворда в группах . Работа с народными приметами 34 Обобщающее занятие о птицах 1 Презентация, энциклопедии Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Конкурс «Почему их так зовут ? Календарно- тематическое планирование 4 класс
«Неживое в природе. Жизнь растений, животных и грибов»- 34 часа
№ п/пТема занятия часы Информационно-методическое обеспечение Практическая часть Дата
план факт
Введение (2 часа)
1 Вводное занятие. Мы жители планеты Земля 1 Презентация Знакомство с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. 2 Мир вокруг. Презентация, энциклопедия Создание экологических схем «Различия между растениями и животными». Человек и природа (5 часов)
3 Экология и мы. 1 Презентация, проектор 4 Осенние работы в поле 1 видеофильм, проектор Просматривание видеофильма 5 Практическое занятие «Пришкольный участок» 1 Садовый инвентарь Работа на участке, инструктаж по технике безопасности. 6 Место человека в мире природы. 1 Презентация Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. 7 Осень в лесу 1 Сбор материала для гербария. Экскурсия в парк Неживое в природе ( 10 часов)
8 Неживая природа 1 Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» 9 Солнце – источник тепла и света 1 Презентация, энциклопедии 10 Вода, её признаки и свойства 1 Презентация, энциклопедии, приборы для опытов Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния.
Составление схемы круговорота воды 11 Берегите воду! 1 Презентации детских проектов, энциклопедии, выставка сказок, подготовленных детьми Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Дона. Работа над проектом « Сбережем капельку!» Сочинение сказки «Путешествие капельки» 12 Почва – святыня наша. 1 Презентация, энциклопедии, коллекция почвы Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». 13 Состав и свойства почвы 1 Инвентарь для ухода за комнатными растениями Практическая работа по обработке почвы комнатных растений 14 Погода. Климат. 1 Презентация, календари погоды Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы» 15 Предсказание погоды по народным приметам 1 Презентация, энциклопедии Прогнозирование природных изменений по народным приметам, выявление причин (экологические)несовпадения их с реальностью. 16 Почему нельзя..?1 Презентация, энциклопедии Создание правил уборки помещения. Акция «Умоем растения» 17 Диалоги с неживой природой 1 Презентация, энциклопедии Ролевая игра «Пойми меня». Акция «Мы, против мусора!»
Создание листовок Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой -9 часов
18 Практикум «Хлебные крошки» 1 Презентация, папка для труда Конструирование модели кормушки из цветной бумаги и картона. 19 Кто улетает, а кто остаётся 1 Презентация, энциклопедии Работа по определению птиц края. Составление презентаций «Птицы края» или каталога 20 Экологические связи неживой и живой природы 1 Презентация Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели 21 Вода и жизнь 1 Приборы для опытов по очистке воды Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров 22 Растения рядом 1 Проектор, презентация Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. 23 Комнатные растения 1 инвентарь для ухода за комнатными растениями Практическая работа по размещению комнатных растений в классе с учетом тепла и света, уход за комнатными растениями 24 Размножение комнатных растений 1 грунт , цветочные горшки, инвентарь для ухода за растениями Пересадка комнатных растений 25 Дикорастущие растения луга, водоема и леса 1 Презентация , энциклопедии Работа с дополнительными источниками информации в группах. Доклады и сообщения о растениях луга , леса и водоемов края. 26 Практическое занятие «Растения луга и леса» 1 Гербарий, энциклопедии Изучение легенд о растениях, их удивительных свойствах. Работа с гербариями. Царство грибов – 2 часа
27 Съедобные грибы и несъедобные грибы 1 Презентация, энциклопедии Творческая работа «Нарисуй и раскрась»в группах. Сообщения о съедобных и несъедобных грибах. Составление кроссвордов по теме
28 Микроскопические грибы 1 Презентация, энциклопедии Изучение дополнительной литературы Жизнь животных – 6 часов
29 Динозавры – вымерший вид животных 1 Презентация, энциклопедии Изучение дополнительной литературы о динозаврах, творческая работа «Аппликация» 30 Просмотр видеофильма о жизни динозавров 1 Презентация, энциклопедии, видеофильм Просмотр видеофильма о жизни динозавров
31 Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» 1 Презентация, энциклопедии Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. 32 Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений 1 Презентация, энциклопедии, Красная книга Липецкого края Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Липецкого края края. Разгадывание загадок.
33 - 34 Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения природы» 2 Презентация, энциклопедии, проекты Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению является формирование следующих компетенций:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
привлечение родителей к совместной деятельности.
Освоение школьниками учебного курса «Земля - наш дом» должно обеспечить следующие предметные результаты:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости
Список литературы для учителя:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Методические рекомендации «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я. Данилюка, Москва «Просвещение» 2011г. ( в 2 частях).
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская //
Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения).
Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А.Плешаков. – Москва ., 2000.
Список литературы для обучающихся:
1.Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
2. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
3. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
5. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.
6. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998
7. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
8. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
Интернет- ресурсы:
Энциклопедия животного мира - http://animalbox.ru/Энциклопедия животных - http://www.animalsglobe.ru/Иллюстрированная энциклопедия животных - http://www.filin.vn.ua/Животный мир - http://www.theanimalworld.ru/birds/char-%D0%B0/Лучик света - http://www.luchiksveta.ru/enziklop_ptizi/ptizi.htmlЯ – грибник - http://ya-gribnik.ru/syedobnye-griby.phpДинозавры от А до Я - http://dinoera.ru/Детская энциклопедия «Познайка» - http://poznaiko.ru/Материально-техническое оснащение кабинета 48
Техническое обеспечение кабинета.
№ Наименование ТСО Количество
1. Ноутбук 1
2. Ноутбук 1
3. Интерактивная доска SMART 1
4. Звуковые колонки 2
5. Сетевой фильтр 1
6. Переходник 1
7. Мультимедийный проектор 1
Опись имущества кабинета.
№ Наименование Количество
1 Доска 1
2 Стол учительский 1
3 Стул учительский 1
4 Столы ученические двухместные 14
5 Стулья ученические 28
6 Шкафы 4
7 Мусорная корзина 1
8 Карнизы 3
9 Стенды 1
10 Лампы потолочные дневного света 2 ряда по 3 шт.