рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс Азбука содержания домашних животных


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
городского округа Троицк в городе Москве
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей предметов
е/н цикла
____________________
Никитина Л.П.
Протокол
№_____от________2014г.
СОГЛАСОВАНО
руководитель НМС
__________________
Рыхлова Н.Л.
«_____»___________2014г. УТВЕРЖДЕНО
директор школы
_________________
Н.А.Веригина.
«_____»_____________2014г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АЗБУКА СОДЕРЖАНИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ»
для учащихся 5 класса
Срок реализации: 2014-2015 учебный год (1 год)
Составитель программы: Богаченкова Т.Г.
Пояснительная запискаПознавательный аспект деятельности — обязательный компонент любого вида деятельности. Совокупным предметом познавательной деятельности является вся реальность, ее продуктом — знание. В случае коллективного субъекта — это научное знание в целом; для индивида — индивидуальное знание, полученное, как правило, путем освоения основ научного знания, накопленного человечеством. Основным критерием выделения этой стороны внеурочной деятельности в качестве самостоятельного направления является то обстоятельство, что без моделирования реальности, без передачи последующим поколениям и умножения знания никакая деятельность невозможна, т.к. она основана на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации.
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана.
Краткая характеристика программы
Программа «Азбука содержания домашних животных» адресована учащимся 5х классов основной школы.
Цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы сформировать у школьников основы культуры взаимодействия с животными как части экологической культуры человека.
Задачи:
формирование у детей системы представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;
воспитать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных.
Осуществление деятельности по формированию культуры отношения к животным базируется на идеях гуманистической педагогики и экологической психопедагогике, на инновационных технологиях развития экологического сознания.
Содержание программы носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер и состоит из трех основных блоков: предметно-деятельностный, блок функциональной грамотности и блок личностного роста.
Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 1 год обучения (1 час в неделю) – 34 часа.
Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ.
Программа реализуется на основе следующих принципов:Принцип добровольности. К занятиям допускаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
принцип развития мысленных образов, при котором вся система представлений о животных опирается на образы, возникающие при эмоционально-эстетическом освоении мира природы;
принцип развития партнерских взаимодействий ребенка, педагога и животными;
принцип развития стратегий деятельности детей, направленной на животных.
Методы и приемы. Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что позволяет сделать обучение эффективным и интересным:
сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, DVD);
коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);
комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);
проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).
Прогнозируемые результаты освоения воспитанниками
образовательной программы
в обучении:
умение выполнять исследовательские работы и защищать их;
сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе.
в воспитании:
воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;
воспитание воли, характера;
воспитание бережного отношения к животным.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Средства:
• программное обеспечение;
• посредством Интернет технологий;
• посредством индивидуального обучения.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.
Ожидаемые результаты
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
1. осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
2. формулировать самому простые правила поведения в природе;
3. искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
4. уважать иное мнение;
5. вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. 1. определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
2. учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
3. составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
4. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
5. работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
6. в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
7. понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. 1. предполагать, какая информация нужна;
2. отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
3.сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
4. выбирать основания для  сравнения, классификации объектов;
5. устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
6. выстраивать логическую цепь рассуждений;
7. представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. 1. организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
2. предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
3. оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
4. при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
5.слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
 Учебно-методическое обеспечение. Иллюстративный материал, таблицы, фотоматериалы. На занятиях курса используются технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Оценка эффективности работы:
Входящий контроль: определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях.
Формы подведения итогов реализации программы.
Презентация итогов работы на школьной выставке;
Портфолио и презентации исследовательской деятельности;
Участие в конкурсах исследовательских работ;

Основное содержание программы «Азбука содержания домашних животных»
Раздел 1. Как животные оказались в нашем жилище (2 часа)
Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
Раздел 2. Почему мы любим животных (1 час)
Красота животных. Интерес к животным. Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми и отзывчивыми людьми. Животные во многом похожи на нас.
Раздел 3. Собаки – самые верные друзья (5 часов)
Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. Профессии собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой. Профилактика и преодоление проблем, возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.
Раздел 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе (5 часов)
Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.
Раздел 5. Пернатая радуга в комнате (5 часов)
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. «Говорящие» птицы, кого и как можно обучить подражать человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.
Раздел 6. Хомка и его ближайшие родственники (5 часов)
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и их кормление. Особенности содержания и разведения. Литература о грызунах.
Раздел 7. Рыбы – самые тихие соседи (5 часов)
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование: грунт, камни, коряги, вода. Приборы: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры. Другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоема. Выбор и посадка растений в аквариум. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернеции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление. Уход за аквариумом. Типичные ошибки. Разведение. Литература по аквариумистике.
Раздел 8. Школа для ваших любимцев (2 часа)
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Основные команды и правила дрессировки собак. Животные в цирке. Знаменитые животные артисты. Методика дрессировки династии Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.
Раздел 9. Взрослые, которые всегда готовы нам помочь (2 часа)
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных любителями. Выбор товаров для содержания животных. Покупки в зоомагазинах. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные лечебницы. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.
Раздел 10. Мы в ответе за тех, кого приучили (2 часа)
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достигать успеха в своем увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.
Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
Ресурсы интернета
idealdomik.rumurlika.msk.rudomsovetof.ruzootovary.commasik.tvКалендарно - тематическое планирование№ п/п Примерные темы, раскрывающие (входящие в) данный модуль программы Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий) Количество часов Дата проведения
Раздел 1. Как животные оказались в нашем жилище (2 часа)
1 Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Сбор информации по истории одомашнивания животных.
Подготовка компьютерных презентаций.
Экскурсия в краеведческий музей.
1 Сентябрь
2 Традиции содержания животных у разных народов. 1 сентябрь
Раздел 2. Почему мы любим животных (1 час)
3 Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство. Экскурсия в виртуальный зоологический музей.
Просмотр кинофильмов о животных. 1 Сентябрь
Раздел 3. Собаки – самые верные друзья (5 часов)
4 Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Познакомиться с основами работы кинолога.
Уход за домашними животными.
Просмотр кинофильмов о животных. 1 Сентябрь
5 Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. 1 Октябрь
6 Профессии собак. Профессии людей, связанные с собаками. 1 Октябрь
7 Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой. 1 Октябрь
8 Профилактика и преодоление проблем, возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. 1 Октябрь
Раздел 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе (5 часов)
9 Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Экскурсия в театр кошек
Просмотр кинофильмов о животных.
Уход за домашними животными.
1 Ноябрь
10 Особенности поведения кошек. Породы кошек. 1 Ноябрь
11 Удивительные истории о кошках и их хозяевах. 1 Ноябрь
12 Кошка – домашний лекарь. 1 Ноябрь
13 Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. 1 Декабрь
Раздел 5. Пернатая радуга в комнате (5 часов)
14 Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Экскурсия в парк птиц. Просмотр кинофильмов о животных.
Уход за домашними животными.
1 Декабрь
15 Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. 1 Декабрь
16 Волнистый попугай. Карелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. 1 Декабрь
17 «Говорящие» птицы, кого и как можно обучить подражать человеческой речи. 1 Январь
18 Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. 1 Январь
Раздел 6. Хомка и его ближайшие родственники (5 часов)
19 Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Экскурсия в виварий. Просмотр кинофильмов о животных.
Уход за домашними животными.
1 Январь
20 Клетки для грызунов и их оборудование. На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. 1 Февраль
21 Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. 1 Февраль
22 Корма и их кормление. 1 Февраль
23 Особенности содержания и разведения. 1 Февраль
Раздел 7. Рыбы – самые тихие соседи (5 часов)
24 История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Просмотр кинофильмов о животных.
Уход за домашними животными.
1 Март
25 Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование: грунт, камни, коряги, вода. Приборы: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры. Другие необходимые приспособления. 1 Март
26 Аквариум как модель природного водоема. Выбор и посадка растений в аквариум. Из чего складывается красота аквариума. 1 Март
27 Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернеции). 1 Апрель
28 Корма и кормление. Уход за аквариумом. Типичные ошибки. Разведение. 1 Апрель
Раздел 8. Школа для ваших любимцев (2 часа)
29 Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Поощрение и наказание. Основные команды и правила дрессировки собак. Экскурсия в цирк Дурова, дельфинарий. Просмотр кинофильмов о животных.
Уход за домашними животными.
1 Апрель
30 Животные в цирке. Знаменитые животные артисты. Методика дрессировки династии Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам. 1 Апрель
Раздел 9. Взрослые, которые всегда готовы нам помочь (2 часа)
31 Выбор товаров для содержания животных. Покупки в зоомагазинах. Приобретение животных у любителей. Экскурсия в ветеринарную клинику.
1 Май
32 Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные лечебницы. Клубы любителей различных животных. 1 Май
Раздел 10. Мы в ответе за тех, кого приучили (2 часа)
33 Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Как достигать успеха в своем увлечении животными. Подготовка выставки.
Подготовка итоговой конференции. 1 Май
34 Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных. 1 май