Технологическая карта урока по окружающему миру Глобус — модель Земли (2 класс)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Михеева Ольга Юрьевна, высшая квалификационная категория
УМК:«Школа 2100»
Предметная область: Окружающий мир (авторы:А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан), 2 класс
Тема: Глобус - модель Земли
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: Создание содержательных и организационных условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний по теме «Глобус – модель Земли»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
Формирование представления об основных моральных нормах поведения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
Формированиепонятий: «глобус-модель», «экватор», «параллели», «меридианы» (познавательные УУД);
Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
Формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
Формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Освоение знаний по теме: «Глобус-модель Земли».
Оборудование урока (создание подготовленной информационно-образовательной среды): ЭОР из Медиатеки образовательных ресурсов http://store.temocenter.ru/storage/unzip/6079/, нетбуки для учащихся, компьютер учителя, мультимедийный проектор, глобус, таблицы, энциклопедии, раздаточный материал.СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ
Этап урока Содержание деятельности
(взаимодействия) Формируемые УУД
Действия педагога Действия учащихся 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу») Создает эмоциональный настрой урока.
Учитель детям желает успеха
Успех – это:
У - умение учиться и работать
С - сотрудничество
П - преодоление трудностей
Е – единство
Х - хорошее настроение   
Эмоционально настраиваются на урок
Личностные УУД: создание условий для проявления интереса к новому материалу готовность к обучению.Регулятивные УУД:
умение осуществлять личностную рефлексию.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в действии.Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности Учитель предлагает детям провести интерактивную игру «Эстафета» и доказать шарообразность Земли.
Учитель задаёт детям проблемный вопрос:
- Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность?
Использует загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Представляет детям модель Земли - глобус Ребята вступают в дискуссию
Дети высказывают свои мысли, обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.
3.Организация деятельности по «выходу» на тему, цель урока.
Постановка учебных задач
Учитель в позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока
Формулируют тему, цель, учебные задачи урока, делают выводы.
Задачи, формулируемые детьми:
- Узнаем, что такое глобус
- Будем учиться находить на глобусе материки и океаны
- Узнаем, что обозначают линии на глобусе, есть ли они на Земле?
- Будем работать в группах. И т.д. Регулятивные УУД:
определение темы, формулирование цели и учебных задач урока;
КоммуникативныеУУД:формулирование грамотных, четких речевых высказываний
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме методов разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Учитель предлагает учащимся работать в группах и ответить на вопрос «О чём может рассказать глобус?»
4 группы учащихся работают с моделью Земли - глобусом, текстом из учебника, научным текстом на информационных листах, энциклопедией.
Учитель в конвертах предлагает каждой группе задания:
- Найдите на глобусе ось и, покрутите глобус вокруг оси. Отметьте точки, которые остаются неподвижными.
- Используя текст учебника, объясни одноклассникам, как называются линии на глобусе для чего они?
- Используя материал на информационных листах, узнай, что обозначают цвета на глобусе? И др. Повторяют правила работы в группах.
Выполняют задания в группах, используя глобус, учебник, энциклопедию, информационные листы
Рассказывают, что узнали нового, используя наглядность
Познавательные УУД:
развитие умения извлекать информацию из текстов и словарей, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
Коммуникативные УУД:
овладение сочетательным диалогом при работе в группах
Регулятивные УУД:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.
Использует ЭОР из Медиатеки образовательных ресурсов http://store.temocenter.ru/storage/unzip/6079/Учащиеся выполняют задание на нетбуках, проговаривают во внешней речи каждый способ действий
Познавательные УУД:
овладение операциями анализа и синтеза
Коммуникативные УУД: формулирование речевых высказываний, грамотное изложение своей точки зрения, поддержание диалог
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность Учитель проводит
игру «Гонка за лидером»
( в быстром темпе читает предложения)
Модель Земли -____________. Это слово в переводе с латинского означает - ________. На глобусе синим цветом обозначена - _______, коричневым, желтым, зеленым - __________, белым - _______. Самый длинный путь проходит по ______________. Неподвижными при вращении остаются ___________.
Воображаемые линии называются ____________. Планета Земля наш общий дом и ее надо -___!Учащиеся записывают пропущенные слова на карточках, далее проверяют выполнение задания по образцу
Регулятивные УУД: координирование своей деятельности, контроль, оценкаПознавательные УУД:умение работать с информацией)
Личностные УУД:
умение оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей
7. Рефлексия учебной деятельности.
Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания Выдает листы самооценки, дает инструктаж по их заполнению Дети оценивают свою деятельность на уроке, заполняют листы самооценки
Личностные УУД: умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозируемый результат: учащиеся научатся работать с глобусом; отбирать необходимую информацию по теме; работать с текстами; взаимодействовать в интерактивном режиме на основе сочетательного диалога.