Диагностика нарушений чтения и письма у учащихся коррекционной школы VIII вида


Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у учащихся коррекционной школы VIII вида
Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших школьников коррекционной школы VIII вида.
Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Ошибки чтения при дислексии являются стойкими, носят специфический характер.
При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:
Не усвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы.
Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова.
Искажения звуковой структуры слова (пропуски согласных при сиечении, пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения, добавление звуков, перестановка звуков, пропуски, перестановки слогов).
Нарушение понимания прочитанного.
Замены слов.
Аграмматизмы при чтении (ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушение падежных окончаний и т. д.)
Виды дислексии: фонематическая (наиболее распространённая), аграмматическая, семантическая, оптическая, мнестическая (проявляется в нарушении усвоении букв).
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленными несформированностью высших
Виды дисграфии: артикуляторно-акустическая дисграфия, дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания, дисграфия на почвенарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия и оптическая дисграфия.
Схема обследования детей с расстройствами чтения и письма такова: анкетные данные, анамнез, состояние звукопроизношения, исследование умения воспроизводить звукослоговую структуру слова, анатомическое строение артикуляторного аппарата, особенности ручной и речевой моторики, особенности динамической стороны речи, исследование слуховой функции и восприятие речи , исследование фонематического восприятия (дифференциация фонем), исследования языкового анализа и синтеза, исследование словарного запаса, грамматического строя речи, зрительно-пространственных функций, исследование процесса чтения, исследование процесса письма.
В своей работе широко использую методические пособия:
Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей. Конспекты занятий. – М.Т.Ц. Сфера, 2004
Зубарева Л. В. Коррекция письма на уроках. 1 – 2 классы: практические и тренировочные задания и упражнения – Волгоград: Учитель, 2008
Рудченко Л. И. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс – Волгоград: Учитель, 2007
Работа над связной речью
Формирование правильной устной речи детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает освоение языка, его фонематического и грамматического строя, что позволяет детям рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями окружающей жизни.
Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребёнка. Важной предпосылкой для совершенствования речи является создание благоприятной в эмоциональном отношении ситуации, в которой у детей возникло бы желание активно участвовать в речевом общении.
При обучении детей рассказыванию использую разные виды упражнений:
Оречевление ряда последовательно выполненных действий;
Составление предложений и объединение этих предложений в рассказ;
Составление рассказа по картинке и серии картинок;
Составление рассказов – описаний;
Пересказ текстов;
Разучивание стихотворений; при этом использую некоторые игровые приёмы. Например:
Читать по ролям (в лицах). Такое чтение близко к игре-драматизации и воспринимается детьми с большим интересом. Чтение в лицах повторяется несколько раз, чтобы дать возможность участвовать всем детям.
Сопровождать чтение стихотворения игрой (сопровождение декламации соответствующими жестами и движениями).
Подбор к стихам соответствующих картинок.
Для формирования правильной устной речи школьников немаловажную роль играет пополнение словаря, особое внимание следует уделять его качественной стороне: увеличение запаса употребляемых в речи глаголов, прилагательных, синонимов, антонимов и т. д. необходимо помогать детям как можно активнее включать эти слова в самостоятельную речь.
Коррекционная направленность уроков развития речи
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности (причём имеет место неравномерное нарушение).
Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью, как и всякий ребёнок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду.
Формирование устной речи на уроках
и во внеурочное время
Особенности нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Умственное и речевое развитие ребёнка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определёнными особенностями. Так, среди детей с умственной отсталостью встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, с разнообразными нарушениями речи, так и со значительно более высоким уровнем владения речью.
Расстройства речи у таких детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При этом нарушаются все компоненты речи:
- её фонетико-фонематическая сторона;
- лексика;
-грамматический строй.
В большинстве случаев у обучающихся младших классов наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.
Расстройства речи у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.
Но постоянная работа учителя младших классов, учителя-логопеда, позволяют в значительной степени развить речь детей.
Одним из этапов развития речи является коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекция нарушений звукопроизношения
При коррекции нарушений звукопроизношения большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, нормализации всех тех процессов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения.
Необходимость развития моторики рук обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики.
Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.
На предварительном этапе рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
Сюда входят упражнения общего характера, включённые в различные виды деятельности:
Конструирование из кубиков, мозаики.
Раскладывание и складывание разборных игрушек.
Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на две части, потом на три, затем на четыре.(Например: лист дуба, петух, стул).
Складывание из палочек геометрических фигур, изображений, букв.
Обведение контуров предметных изображений (медведь, скворец, курица).
Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
Вырезывание цветных полосок, фигурок.
Наматывание ниток на катушку, клубок.
Работа с пластилином.
С детьми проводятся игры без речевого сопровождения:
«Пальчики здороваются»
«Дети бегут»
«Игра на рояле»
«Коза и козлята» и др.
Иногда упражнения проводятся с закрытыми глазами.
С целью развития ручной моторики использую также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные народные «пальчиковые» игры:
«Пальчики в лесу»
«Две вороны»
«Сорока»
«Пальчик»
«За работу»
«Стучит, бренчит»
«Кузнец» и др.
Подобные упражнения провожу на уроках чтения, развития речи, русского языка (письма) начиная с 1 класса.
Развитие артикуляторной моторики
На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения определённое место отвожу развитию артикуляторной моторики, движению языка, губ. Есть ряд упражнений для гимнастики губ и щёк, гимнастики челюстей, языка.
Применяю игры и игровые упражнения для развития слухового восприятия и внимания.
Вся эта работа начинается с 1-го класса и продолжается в течение всего пребывания детей в младших классах коррекционной школы VIII вида.
Формирование устной речи осуществляется поэтапно (5 этапов).
1 и 2 этапы обучения охватывают не говорящих детей 2 – 4 лет;
3 этап – двусоставное предложение;
4 этап – предложения из нескольких слов. Работа четвёртого этапа обучения направлена на то, чтобы научить детей составлять простые предложения из 3-5 слов. Это наша работа.
Остановлюсь на использовании некоторых методических приёмов на уроках развития речи.
Повышение качества знаний обучающихся и развитие их познавательной активности на уроках чтения, письма и развития речи
Эффективность урока во многом зависит от того, насколько активно участвуют школьники в учебном процессе. Знания, полученные в результате активной познавательной деятельности, как правило, оказываются более глубокими, прочными и осознанными.
Мне хотелось бы остановиться на некоторых приёмах, которые помогают активизировать деятельность умственно отсталых школьников на уроках чтения, письма и развития речи. Известно, что внимание детей можно привлечь материалом, содержащим сведения необычные, загадочные, неожиданные. Учитель может этим воспользоваться.
Повышение качества знаний обучающихся – одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами.