Доклад. РОЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»


РОЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Волова Людмила Васильевна – учитель русского языка и литературы, высшая категория

КГУ «Средняя школа №6 города Зыряновска»

В свете новой образовательной политики Республики Казахстан «Закон об образовании» предусматривает положительные сдвиги в содержании и технологии обучения в школе и вузе, обновление устаревших методов обучения и приведение их в соответствие с международными стандартами.
При все возрастающем количестве современной информации вопрос о технологиях обучения является актуальнейшим, так каких внедрение в учебно-воспитательный процесс делает его более эффективным, продуктивным, результативным, творческим.
Ученые и методисты утверждают, что деятельностный подход, ориентация на личность ученика, на его активное участие в коллективной работе, на самостоятельное добывание знаний обеспечивают высокие результаты.
Целью результативного урока является создание учениками совместно с учителем определенного образовательного продукта. Достигается эта цель путем выполнения разнообразных видов деятельности, служащих основой для классификации нетрадиционных видов уроков.
Нетрадиционные виды уроков

Когнитивные уроки Креативные уроки

наблюдение дискуссия
исследование диспут
эксперимент эвристическая беседа
размышление открытий
урок постановки проблем урок деловая игра
и их решения ролевая игра
философского путешествие
размышления олимпиада
творчества

Оргдеятельностные уроки Коммуникативные уроки
с групповой работой бинарный
урок зачет взаимоконтроля
рефлексия вернисаж
выставка
аукцион
урок конференция
соревнование
КВН
спектакль
панорама
композиция

Необходимо отметить, что чаще всего на практике имеют место комбинированные уроки.
Остановимся на некоторых названных видах уроков.
В двадцать первом веке, ознаменованном величайшими научными и техническими достижениями, к сожалению, наблюдается снижение уровня художественного и интеллектуального вкуса. Вот почему важное значение приобретают литературные уроки-исследования. Работа с текстом художественного произведения на уроках литературы способствуют формированию читательских навыков, вкуса, помогает развитию творческих способностей учащихся; в процессе творчества они начинают осознавать себя личностями.
В художественном тексте все значимо. Именно поэтому объектом исследования может быть и система образов, и его язык, и сюжет. В конечном счете, им может быть любой значимый элемент художественной структуры, поскольку он дает возможность заглянуть во внутренний мир автора. В качестве иллюстрации приведем основу урока-исследования сложнейшей поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон».
Объектом исследования ребят является сравнение темы демонизма в раннем творчестве поэта, в поэме «Демон», а также в творчестве других поэтов ( Гете, Байрона). В результате исследования найденного материала, анализа образа Демона во взаимосвязи с другими образами поэмы учащиеся составляют сравнительную таблицу раскрытия указанной темы в литературе, делают вывод о своеобразии подхода Лермонтова к теме демонизма. В качестве домашнего задания перед учениками вновь ставится вопрос, побуждающий их к микроисследованию: «Ученые считают, что Демон Лермонтова близок своему литературному предшественнику Онегину. Найдите текстовые соответствия между поэмой Лермонтова и романом Пушкина «Евгений Онегин».
Урок-размышление над целым литературным произведением небольшого объема или над отдельным эпизодом предполагает создание личностно ориентированных ситуаций, связанных прежде всего с переносом акцентов на психологический анализ художественного произведения, на его оценку с точки зрения нравственных ценностей; с учетом особенностей внутреннего мира ученика и т. п. Эмоциональность литературы является фактором присвоения культурных ценностей субъектом. Литература обладает возможностями для формирования самооценки школьников (через идентификацию с героем); для самосознания и осмысления внутреннего мира человека (через осмысление и понимание внутреннего мира героя).
Обратимся к примеру.
Урок-размышление над рассказом К. Паустовского «Телеграмма» (6 кл.). Учащиеся работают в группах, что способствует интенсификации процесса обучения, формированию коммуникативных умений учащихся, ответственности.
Вопросы, предложенные учащимся для обсуждения в группах, составлены так, что побуждают ребят к внимательному прочтению текста, погружению в него, размышлению над художественной деталью, приводящему к осмыслению поставленных в произведении проблем и их связи с жизненным опытом учащихся. Например, одной из групп были предложены следующие вопросы:
Перечитайте письмо Катерины Петровны Насте, которое писала она из последних сил. Какие чувства вложила в него Катерина Петровна?
Что символизирует «жестяная пустота» почтового ящика, в который Манюшка опустила это письмо?
Зачем Тихон пишет телеграмму якобы от Насти? Поверила ли Катерина Петровна, что это действительно телеграмма от Насти? Почему? Каково значение слов Тихона в момент смерти Катерины Петровны?
Почему учительница, в общем-то, чужой еще человек в Заборье, увидев похороны, пошла за гробом и даже на прощание поцеловала Катерину Петровну в высохшую желтую руку? Поступит ли она, как Настя, по отношению к своей матери?
После обсуждения в группах предложенных вопросов учащиеся коллективно заполняют кластер:










Далее ребятам предлагается переставить буквы в слове «укор». «Какое слово получилось? Какие уроки мы извлекаем для себя из этого рассказа?» - эти вопросы становятся заключительными и подготавливают детей к последнему этапу – эссе-размышлению по заданному началу: «Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Все, что дают тебе отец и мать, - это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери – хорошие дети. А что значит быть хорошим сыном или хорошей дочерью?» ( В. Сухомлинский)
Таким образом, размышления над поступками литературного героя приводят ребят к размышлению над своей личностью, своими поступками.
Значительно активизируют учебный процесс, вызывают живой интерес у детей игровые формы урока. Организация игр зачастую способна обеспечить более глубокое проникновение в литературный материал, чем обычный урок, она создает ситуацию психологической раскованности на занятии, раскрепощает сознание. Благодаря играм происходит естественное, без принуждения приобщение школьников к миру нравственных и эстетических ценностей литературной классики.
Игра на уроке литературы – это и средство обучения, и способ контроля за чтением. Она открывает перспективу живого общения, а разнообразные творческие задания стимулируют интеллектуальный рост личности, способствуют повышению культурного уровня учащихся. Чаще всего игровые формы уроков используются при обобщении и систематизации изученной темы и по типу являются уроками-состязаниями. Например, после изучения темы «Сказки» в 5 классе можно провести игру «Цветик-семицветик», сквозная тема которой – цвета и цветы. Главный символ состязаний – волшебный Цветик-семицветик. На тыльной стороне лепестков записываются задания для каждого из семи этапов игры: «Кто ты будешь такой», «Разноцветные книжки», «Путешествие в волшебную страну» ( с инсценированием эпизодов из сказок, являющихся основой вопросов для команд), «Цветочная поляна», «Как хороши, как свежи были розы», «Сказочный букет».
Игровые формы уроков усложняются в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Так, шестиклассники вовлекаются в серьезное состязание по теме «Мифы Древней
Эллады», в котором задания ориентированы на выявление того, как усвоено учащимися содержание не только изученных на уроках греческих мифов, но и мифов, рекомендованных для самостоятельного прочтения. В ходе состязаний ребята получают возможность проявить смекалку, находчивость, а также творческие способности.
Активность и познавательный интерес учащихся поддерживаются разнообразием заданий. Детям предлагаются викторина, угадывание богинь по их сфере покровительства, определение их атрибутов, исправление фактических ошибок в искаженных мифологических текстах, создание рекламных роликов о Геракле и его подвигах, составление шуточной программы, которую кандидат-Геракл мог бы обнародовать во время своей предвыборной кампании, проблемные вопросы по образу Геракла, работа с фразеологизмами, восходящими к древнегреческим мифам, с репродукциями известных художественных полотен на мифологические сюжеты.
В старших классах используются такие игровые формы уроков, как «Умники и умницы», «Суд над(Раскольниковым, Обломовым и др.), «Лидер века», деловые и ролевые игры.
Таким образом, применение игровых методов в обучении обеспечивает
развитие самопознания учащихся;
личностный рост участников через расширение сферы осознания себя и других;
овладение учениками умениями рефлексировать, анализировать свое поведение;
развитие познавательного интереса к предмету, творческих способностей учащихся.
Большую роль в активизации процесса обучения играет использование отдельных интерактивных методов и приемов. Остановимся на характеристике некоторых из них.
Когнитивные методы обучения – методы учебного познания. К ним относятся следующие:
Метод конструирования правил. Учащиеся сами «открывают» законы, правила по указанному учителем алгоритму, который зависит от вида текста и поставленной задачи.
Метод эвристического наблюдения Ученики, осуществляющие наблюдения, получают собственный результат, включающий:
А) информационный результат наблюдения;
Б) примененный способ наблюдения;
В) комплекс личных действий и ощущений, сопровождающих наблюдение.
Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него ранее. Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений.
Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование человека в состояние другого объекта. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Возникающие при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен в устной, письменной, двигательной, музыкальной или рисуночной форме. Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку включает неиспользуемые обычно возможности детей.
Креативные методы обучения – методы организации творческой деятельности учащихся.
Метод «Если бы».Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
Метод «придумывания». Метод реализуется при помощи следующих приемов:
А) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
Б) отыскивание свойств объекта в иной среде;
В) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Метод «мозгового штурма» (А. Ф. Осборн) Основная задача метода – сбор как можно большего числа идей по вопросу, требующему нетрадиционного решения.
Этапы «мозгового штурма»: а) формулировка проблемы, определение правил коллективной работы, формирование нескольких рабочих групп по 3-5 человек и экспертной группы, которая будет оценивать и отбирать наилучшие идеи; б) разминка, быстрый поиск ответов на вопросы тренировочного характера, чтобы помочь ребятам освободиться от скованности; в) «штурм» поставленной проблемы. Каждый высказывает вслух свои идеи. Запрещается критика идей, можно только дополнять и комбинировать их. Эксперт группы фиксирует на бумаге выдвигаемые идеи; г) оценка и отбор наилучших идей группой экспертов; д) сообщение о результатах «мозговой атаки». Оценка наилучших идей, публичная их защита.
Например, можно предложить для обсуждения идею оригинального памятника Мцыри. Эта работа позволит еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни.
Таким образом, современный учитель должен быть в постоянном поиске эффективных технологий, методов и приемов обучения, которые при оптимальном их сочетании позволят добиться высоких результатов образовательного процесса.



Список литературы:
Р.И. Альбеткова: «Активные формы преподавания литературы», М., Просвещение, 1991 г.
И.Д. Бережная: «Нестандартные уроки. Литература. Уроки-исследования. 9-11 класс», Волгоград, издательство «Учитель», 2006 г.
Библиотека «Первого сентября» «Я иду на урок литературы», М., «Первое сентября», 2002 г.
М.Г. Качурин: «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы», Москва, «Просвещение», 1988 г.
М.Н. Кузнецова «Литературные вечера» из серии «Мастерская учителя» 7-11 классы, Москва, «Вако»,2006 г.
Научно-методический журнал «Педагогический вестник» № 1, 2008 г.
Научно-методический журнал «Русская словесность»
А.Н. Семенов: «Русская литература в вопросах и заданиях» XII-XIX в.в. 9-10 класс. М., «ВЛАДОС», 2000 г.







Урок Насте
(Кто? Что?)













Заголовок 115