Проектная деятельность на уроках музыки с использованием ИКТ.


Проектная деятельность на уроках музыки с использованием ИКТ.  «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!».
Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы. «Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу». В.А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления». Радость в учебе, в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого, особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не приходит. Ее «горючее» - успех. Главный смысл деятельности учителя музыки в том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Именно учебные достижения школьника наиболее сильно окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников. Каждый творческий педагог на протяжении своей педагогической деятельности находится в постоянном поиске: как избежать традиционных форм обучения, развивающих только репродуктивное мышление у учащихся? Как сконструировать художественно-творческий процесс урока? Как направить процесс на развитие музыкально-творческого потенциала, воспитания потребности в музыкальном самообразовании. Ответ прост. Необходимо ориентироваться на современные педагогические технологии, соответствующие принципам художественной педагогики развивающего обучения. Одним из таких методов является «метод проектов».Несомненно, этот метод не для тех, кто мечтает получить результат с первой минуты. Это кропотливая работа требующая значительных дополнительных ресурсных затрат  времени, материалов, информационных источников, а применять такой метод можно и нужно как в урочной, так и внеурочной форме занятий. Для начала разберемся, что же такое проект, метод проекта и проектная деятельность? Понятийный аппарат: Проект – в переводе с латинского означает «брошенный вперёд». Замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. Под проектом подразумевают специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием проекта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Методом проектов принято считать технологию моделирования и организацию образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.Проектирование – это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде ( естественной и искусственной); Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт ( материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.Проектная деятельность это естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей.Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. Исходные теоретические позиции проектного обучения: 1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей; 2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении; 3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития; 4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося; 5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. 
Типы проектов ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕДоказательство актуальности темыОпределение проблемы, предмета и объекта исследованияПеречень задач, методов и т.д.ИНФОРМАЦИОННЫЕСбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов.Предполагают презентациюСОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕРезультат деятельности ориентирован на интерес какой-либо группы людей.Требуется внешняя экспертизаТВОРЧЕСКИЕПодчиняются жанру конечного результата ( газета, фильм, праздник). Результаты оформляются в завершённой форме ( сценарий и т.п.)ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕСовместная деятельность учащихся-партнёров строится на основе компьютерной связи для достижения общего результатаСтадии разработки проекта
Организационно – подготовительная – проблематизация, разработка проектного задания (выбор); 
Разработка проекта (планирование); 
Технологическая стадия; 
Заключительная стадия (оформление результатов, презентация, обсуждение, саморефлексия)Этапы разработки проекта и их содержание
Этапы Цель Содержание деятельности Организационные формы сотрудничества
1Подготовительный Мотивация, целеполагание участников проектировочной деятельности Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели Творческие группы, характеризующиеся созданием проблемно-мотивационной среды
2 Проектировочный Планирование  Построение плана деятельности. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции групповая работа, семинар, «мозговой штурм», практикум
3 Практический Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий Исследование. Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов. Графическое представление результатов Проблемная группа, творческая лаборатория, служба развития
4 Аналитический Рефлексия Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы Семинар, круглый стол, консультация
5 Контрольно-коррекционный Коррекция Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибокученика Беседа, консультация, индивидуально-групповая рефлексия
6 Заключительный Защита проекта Представление содержания работы, обоснование выводов Пленарная дискуссия, межгрупповое взаимодействие
Из примера: По программе Сергеевой Критской в 6 классе III четверти, на протяжении нескольких уроках рассматривается тема «Музыкальные образы камерной музыки». Вопрос в том: имеют ли дети достаточно целостное  представление об этом виде музыкального искусства, не смотря на то, что практически в каждом классе с этим понятием дети встречались уже не раз, где говорилось о вокальном, инструментальном жанре  камерной музыки. Ведь порой то, что недостаточно было понято, прочувствованно, пережито эмоционально, то всегда и отвергается. Только прожитое музыкальное произведение, самостоятельное проникновение в его образную сферу, в замысел композитора, рефлексивное познание своих внутренних чувств, ощущений, переживание, эмоций приводит к глубине понимания.Как решить эту проблему? Я думаю, что возможно раскрыв тему посредством метода  проекта, рассчитанного  на несколько уроков и выходящего за рамки урока.Планируя урок, выстраивая его композицию, мы всегда продумываем возможные варианты ответов учащихся, наводящие вопросы к возникшим проблемным ситуациям. Какие могут быть пути и шаги раскрытия этой темы.1 этап (основополагающий) это постановка проблемы и цели.Делю класс на малые группы, в которых сначала индивидуально, а затем  совместно обсуждаем и «выдвигаем» проблему и цель.Что же такое проблема? Проблема – (из толкового словаря) задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешенье, на научное решенье. Проблема это то противоречие которое расположено между реальной ситуацией и желаемым результатом.Цель (вытекает из проблемы проекта) - результат как способ решения проблемы.СитуацияРезультатВозможно,   учащиеся предлагают такую проблему и цель:Проблема (ученик): Что раскрывает понятие камерная музыка?Цель: расширить границы познания о жанровых и стилистических особенностях камерной музыкиКак идти к решению этой проблемы?Какие можно выделить задачи (этапы)Задачи:
выяснить содержание понятия – камерная музыка
изучить  информацию  о жанрах, композиторах и исполнителях  камерной музыки
раскрыть жанровые и стилистические особенности камерной музыки
Несомненно, что при планировании такого вида уроков учитель ставит и решает проблему и цель учителя:Проблема (учитель):Поверхностное представление учащихся об особенностях камерной музыки – как вида музыкального искусства.Цель: сформировать  целостное представление о камерной музыке Задачи:
побудить детей к самостоятельному и групповому поиску информации о композиторах, жанрах, исполнителях камерной музыки;
научить систематизировать собранный материал;
обучить умению коллективно размышлять о музыкальных жанрах, стилистических особенностях камерной музыки;
развить эмоционально-образное представление звучащих музыкальных произведений 
развить индивидуально-личностное отношение учащихся к камерной музыке
Когда обозначена проблема, цель, этапы ее реализации необходимо приступить к сбору информации. Предлагается уже сформированным группам поработать с мультимедийным диском  «Энциклопедия классической музыки» Каждая группа получает задание (по карточке) найти информацию по содержанию диска:Первая группа: о жанрах камерной музыки.Вторая группа: о композиторах  (в карточке  указаны фамилии композиторов)Третья группа: музыкальные произведения (в разделе audio предлагается прослушать некоторые произведения).Четвертая группа: исполнители с мировым именем.На последующем этапе формируются группы сменного состава (от каждой ранее сформированной группы по одному человеку в новую). Учащиеся в группах сменного состава по карточкам получают новое задание: по эпохам рассмотреть творчество данного композитора, с прослушиванием указанных музыкальных произведений:Подведение итогов работы малых групп сменного состава заключается в выступлении представителей каждой группы (раскрытие творчества композитора сопровождается звучащими музыкальными произведениями камерной музыки). Выступающим задаются  вопросы, далее выступления коллективно обсуждаются. Выяснить, что не достаточно получено знаний даже в рамках творчества одного композитора.Можно ли считать, что в рамках урока раскрыты все запланированные этапы и решена проблема?Имеют ли учащиеся полное представление о  камерной музыке?Сформированные группы получают задание на дом найти дополнительный материал (используя  Интернет-ресурс) по творчеству композиторов в области камерной музыки, собрать фонотеку их музыкальных произведений, затронув и инструментальные, и вокальные жанры, ярчайших исполнителей этой музыки).Последующие уроки выстраиваются учителем совместно с группами. На каждом уроке в сотрудничестве ученик-учитель (группы и учителя) раскрывается творчество нескольких композиторов в области камерной музыки, по эпохам. Делается акцент на звучащие музыкальные произведения, природу их появления и  интонационно-образного содержания. Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе 
Стадии  Деятельность учителя  Деятельность учащегося 
1. Выбор темы проекта Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся  Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме
  Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта  Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения
  Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися  Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения
2. Выделение подтем в темах проекта Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора  Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую  Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта  Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)
3. Формирование творческих групп Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности  Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды
4. Подготовка материалов к исследовательскойработе Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу  Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом
5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности Преподаватель принимает участие в обсуждении Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
6. Разработка проекта Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся. стимулирует их деятельность  Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
7. Оформление результатов Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
8. Презентация Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)  Докладывают о результатах своей работы
9. Рефлексия Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки  Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия 
Методы использованные на уроках по проекту «Камерная музыка»:ПроблематизацииПоисковый методМетод дисскусий Мыслительного экспериментированияРазмышленияМетод интонационно-стилевого постижения музыкиВ рамках работы над проектом «Камерная музыка» возможно расширение рамок урока:Формы организации внеурочной деятельности учащихся:Посещение концертных площадок города (камерной музыки)Творческие работы в виде презентацииОформление фонотекиОрганизация концерта камерной музыки в школе, авторская разработка сценария концертаОформление альбомов о творчестве композиторов или истории создания произведенияОрганизация музыкальной викториныПроведение КВН Современные педагогические технологии и внедрение компьютерных возможностей в музыкальное образование позволяет совершенствовать содержание учебно-образовательного процесса, повышает информационную емкость уроков музыки. Это особенно важно в ситуации весьма ограниченного времени, отводимого базисным учебным  планом на освоение предметной области «Музыкальное искусство». Насыщенность и  интенсивность познавательной деятельности, потребность в музыкальном самообразовании обеспечивается мультимедийными возможностями компьютера в организации учебного содержания. Это в  значительной мере способствует визуализации музыкальной информации, качественному и полному музыкальному восприятию и мышлению каждого ученика, повышения мотивации обучения.Условиями успешности обучения на уроках музыки являются проблематизация учебного материала, познавательная активность учащихся, связь обучения с жизнью, организация обучения как деятельности. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.