Логопедические занятия по теме «Гласные звуки и буквы» по программе «Коррекция нарушений письма и чтения при акустической дисграфии у учащихся 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида»


Логопедические занятия по теме «Гласные звуки и буквы» по программе «Коррекция нарушений письма и чтения при акустической дисграфии у учащихся 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида»
К урокам предисловие
Вашему вниманию предлагаются уроки по программе «Коррекция речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида», на тему отводится 6 часов. На каждом занятии формируются общие речевые навыки детей. Ученикам предлагаются также задания на развитие слухового внимания и связной речи, различные грамматические задания.
Развитие фонематических процессов включает в себя:
1) развитие умения услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов;
2) развитие умения разделять слова на звуки;
3) развитие умения объединять отдельные звуки в слоги и слова;
4) развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
Умение различать фонемы это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем.
Фонетический анализ слов (характеристика каждого звука) имеет в виду их чтение и написание. Ребенок разбирает сначала слова на слух, потом на письме.
Каждая лексическая тема активизирует словарь: существительными, глаголами, прилага-тельными и другими частями речи.
Задания по лексике и грамматике предназначены для детей 3-го года обучения.
Хвалите его за каждый правильный ответ, ни в коем случае не наказывайте и на ругайте за ошибки он ведь еще учится!

«Гласные звуки и буквы»-6 ч
Урок № 1 тема «Звук и буквы А»

Цель: Выделение гласного звука и буквы А
определять наличие и отсутствия звука в слове,
определения последовательности и количества звуков в слове.

Ход занятия:
орг момент
логопедическая гимнастика : развитие длительного речевого выдоха: исходное положение - руки перед собой, вдох носом - руки разводятся в стороны. Медленный вдох руки сводятся так, чтобы встретились ладони

развитие двигательных навыков : «Ухо-нос», «Колечко»
упражнения для развития слухового и зрительного восприятия
3.Основная часть
Выдели первый звук в отгадке
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный - Арбуз -АААА
Работа с артикуляционным профилем
Опора на артикуляционную позицию -звука А
На что похожа- высокая и стройная ,очень похожа на арку она А, опора на профиль, на знания , что А гласный звук.
Найди лишний звук БЛДА
Найди среди похожих букв буква. А, сколько букв А: ДАХЛVА-2
Воспитание фонематического слуха –хлопни в ладоши услышав звук А
шапка, шарф, сапоги, компот, загадка, рукавица, тыква.-6 раз.
Укажи место гласного А в словах пальто, шапка.

Работа в тетради

Запиши в 2 столбика предложенные слова по наличию а - подчеркни букву красным карандашом

Сапоги, боты, зонт, лист, шапка, дождевик, плащ, брюки, шарф.
Объясни слова - разноцветный, листопад, проливной.
Составь рассказ на тему - детям предлагается картинка.
«Какую одежду мы носим осенью» ответь на вопросы с помощью учителя
почему осенью мы надеваемся теплее?
что мы носим на ногах в сырую (в сухую) погоду?
что надеваем анна тело?
Что носим на голове, шее, руках?
когда берем с собой зонт?


Запиши 1 предложения в тетрадь подчеркни в словах букву А красным карандашом.
Проверка: Прочитай предложение , скажи сколько слов, как пишем слова в предложении.
Запись предложения в тетрадь
Осенью березки и клены надели желтый наряд. Осины - красный. А ёлочки всегда в зеленом наряде.

Итог урока : работали по теме узнать гласный звук А, составили рассказ на тему «Какую одежду мы носим осенью»

Д/З вспомнит загадки о деревьях




Урок № 2 тема «Звук и буквы У»
Цель: Выделение гласного звука и буквы У
определять наличие и отсутствия звука в слове,
определения последовательности и количества звуков в слове.

Ход занятия :
орг момент
логопедическая гимнастика: развитие длительного речевого выдоха: исходное положение - руки перед собой, вдох носом - руки разводятся в стороны. Медленный вдох руки сводятся так, чтобы встретились ладони

развитие двигательных навыков : «Ухо-нос», «Колечко»
упражнения для развития слухового и зрительного восприятия
3.Основная часть
Выдели первый звук в словосечетании
Ур- ур- ур – не гоняйте кур.
Работа с артикуляционным профилем
Опора на артикуляционную позицию -звука У
На что похожа- высокая и стройная ,очень похожа У, опора на профиль, на знания , что У гласный звук.
Найди лишний звук Ч У Ц Х
Найди среди похожих букв буква. У, сколько букв У
ДУХЧVУ-2
Воспитание фонематического слуха –хлопни в ладоши услышав звук У
Сок, суп, сон, сын, рубль, шкура, ухо.
Укажи место гласного У в словах сухо ,убирать.

Работа в тетради

Запиши в 2 столбика предложенные слова по наличию У - подчеркни букву красным карандашом

Улица, сухо, лист, береза, дождь, руки, Уля, мурка, мост.
Назови слова со звуком У
Укажи место буквы У в данных словах
Назови слог с заданной буквой
Укажи по мягкости, твердости, какой это слог - твердый когда он стоит после согласного.
Объясни слова - разноцветный, листопад, проливной.
Отгадай загадку – Зимой и летом одним цветом- елка
Белоствольная, любимое дерево россиян- береза
Составь рассказ на тему - детям предлагается картинка. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, учитель их поправляет
«Какую одежду мы носим осенью» ответь на вопросы
почему осенью мы надеваемся теплее?
что мы носим на ногах в сырую (в сухую) погоду?
что надеваем анна тело?
Что носим на голове, шее, руках?



Запиши предложения в тетрадь подчеркни в словах букву У красным карандашом вместе с предыдущей согласной – показываем твердость согласного.
Проверка: Прочитай предложение, как пишем слова в предложении.

Итог урока : работали по теме узнать гласный звук У, написали рассказ на тему «Какую одежду мы носим осенью»

Д/З вспомнит загадки об овощах



Урок № 3 тема «Звук и буквы О»
Цель: Выделение гласного звука и буквы О
определять наличие и отсутствия звука в слове,
определения последовательности и количества звуков в слове.

Ход занятия :
орг момент
логопедическая гимнастика: развитие длительного речевого выдоха: исходное положение - руки перед собой, вдох носом - руки разводятся в стороны. Медленный вдох руки сводятся так, чтобы встретились ладони

развитие двигательных навыков : «Ухо-нос», «Колечко»
упражнения для развития слухового и зрительного восприятия
3.Основная часть
Отгадай загадку
Без крыльев летит,
Без ног бежит,
Без паруса плывет ОБЛАКО
Выдели 1 звук
Назови количество слогов в данном слове-3
Назови 1 слог – О
Итог –слог состоит из одной гласной О
Работа с артикуляционным профилем
Опора на артикуляционную позицию -звука О
На что похожа- на тарелку ,на круг , опора на профиль, на знания , что О гласный звук.
Найди лишний звук ВЛДО
Найди среди похожих букв буква. О, сколько букв О
ЮОЭСФОВБО -3

Воспитание фонематического слуха –хлопни в ладоши услышав звук О
Стекло, окно, камень, овощи, обувь, бот, стул,погода.
Укажи место гласного О в словах ОВОЩИ. ПОГОДА
По схеме: количество звуков,
количество слогов,
назови место слога,
соседние слога.
Вспомнить правило и досказать сколько в слове гласных, столько и слогов
Работа в тетради

Запиши в 2 столбика предложенные слова по наличию О - подчеркни букву красным карандашом

Осень, туча. дождь, грязь. октябрь, зонт. тополь, ель, сосна, свитер, куртка.
Назови слова со звуком О
Укажи место буквы О в данных словах
Назови слог с заданной буквой
Укажи по мягкости, твердости, какой это слог - твердый когда он стоит после согласного.
Объясни слова – ясный, пасмурный, облачный.


2. Какие листья спрятались на картинке?

Сосчитай листочки
Один дубовый листочек, два дубовых листочка.пять дубовых листочков
Один березовый листочек,.и т.д.(Каждый ребенок просчитывает свои листочки)

Запиши под диктовку предложения в тетрадь, провести самопроверку простым карандашом.
подчеркни в словах букву О
Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют.В воздухе кружатся листья, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются.
Проверка: Какие границы имеет предложение?

Итог урока : работали по теме гласный звук О, написали диктовку выполнили самопроверку.

Д/З почитать скороговорки



Урок № 4 тема «Звук и буквы Ы»
Цель: Выделение гласного звука и буквы Ы
определять наличие и отсутствия звука в слове,
определения последовательности и количества звуков в слове.

Ход занятия :
орг момент
логопедическая гимнастика: развитие длительного речевого выдоха: исходное положение - руки перед собой, вдох носом - руки разводятся в стороны. Медленный вдох руки сводятся так, чтобы встретились ладони

развитие двигательных навыков : «Ухо-нос», «Колечко»
упражнения для развития слухового и зрительного восприятия
3.Основная часть
Выдели звук, который слышим в середине слова
Сын, дым. мыть, сыр- звук Ы
У нас в гостях мышонок, поиграем с его именем- Мышонок
Выдели количество звуков.
Вспомнить правило и досказать сколько в слове гласных, столько и слогов
Назови количество слогов в данном слове-3
Назови 1 слог – МЫ
После какого звук стоит Ы, Назови соседей справа, слева.
Работа с артикуляционным профилем
Опора на артикуляционную позицию -звука Ы
На что похожа- на Ы- гласный звук.
Найди лишний звук ЖМЫЩ
Найди среди похожих букв буква. Ы, сколько букв Ы
ФЫШЫЖЫМШХДЫ- 3
Воспитание фонематического слуха – хлопни в ладошки услышав звук Ы
Рыть, лыжи, шубы, ножи, вилка, парта, игра.
Работа в тетради
Вспомнить контур буквы Ы, основные соединения с буквой Ы
ым, лы, .ры

Запиши в 2 столбика
подчеркни Ы - красным карандашом. Игра «ОДИН-МНОГО»
Стол-стол.
Полоса - полос
Храбрец- храбрец
Ковер - ковр.

Составь и запиши предложения со следующими словосочетаниями:
Слезал с крыши - слизал варенье
Сыро в лесу- метил в лису
Сад увядал - охотник увидал
подчеркни в словах букву Ы

Проверка написанного – дети читают вслух.
Какие границы имеет предложение?

Итог урока : работали по теме гласный звук Ы, составили предложения , выделяли збукву Ы, проводили самопроверку.

Д/З вспомнит съедобные несъедобные грибы



Урок № 5 тема «Звук и буквы Э»
Цель: Выделение гласного звука и буквы Э
определять наличие и отсутствия звука в слове,
определения последовательности и количества звуков в слове.

Ход занятия:
орг момент
логопедическая гимнастика: развитие длительного речевого выдоха: исходное положение - руки перед собой, вдох носом - руки разводятся в стороны. Медленный вдох руки сводятся так, чтобы встретились ладони

развитие двигательных навыков : «Ухо-нос», «Колечко»
упражнения для развития слухового и зрительного восприятия
3.Основная часть
Выдели звук, который слышим первым в словах
Этаж этажерка. эврика. эхо. эстрада- звук Э
У нас в гостях кукла , поиграем с его именем - ЭЛЯ
Выдели количество звуков.
Вспомнить правило и досказать сколько в слове гласных, столько и слогов
Назови количество слогов в данном слове-2
Назови 1 слог – Э
После какого звук стоит Э, Назови соседей справа, слева.
Работа с артикуляционным профилем
Опора на артикуляционную позицию -звука Э
На что похожа- на Э- гласный звук.
Найди лишний звук ЭБСЗ
Найди среди похожих букв буква. Э сколько букв Э
ЭСЗЭРВЭЯЗХБЮЭ 3
Воспитание фонематического слуха – хлопни в ладошки услышав звук Э
Этаж шнур этажерка машина. Зебра эврика .школа эхо. Малина, лыжи эстрада-
Работа в тетради
Вспомнить контур буквы Э основные соединения с буквой Э
Эл мэ вэ

Запиши работа с карточек вставь пропущенную букву, подчеркни, вместе с согласной, укажи твердость синим карандашом
Эля с братом делали наоборот
Составь и запиши предложения со следующими словосочетаниями:
Слезал с крыши - слизал варенье
Сыро в лесу- метил в лису
Сад увядал - охотник увидал
подчеркни в словах букву Ы

Проверка написанного – дети читают вслух.
Какие границы имеет предложение?

Итог урока : работали по теме гласный звук Ы, составили предложения , выделяли збукву Ы, проводили самопроверку.

Д/З вспомнит съедобные несъедобные грибы




Урок № 6
Тема: гласные звуки и буквы
Упражнение в определении количества и последовательности звуков в слове.
Ход занятия :
орг момент
логопедическая гимнастика: развитие длительного речевого выдоха: исходное положение - руки перед собой, вдох носом - руки разводятся в стороны. Медленный вдох руки сводятся так, чтобы встретились ладони

развитие двигательных навыков: «Ухо-нос», «Колечко»
упражнения для развития слухового и зрительного восприятия

3.Основная часть
Выдели звук, по заданию логопеда
Гном-4 звук
Овощ-1 звук
Малыш-3 звук
Сыроежка- 4 звук
Денёк- 1 звук
Цапля -1 звук
Корзины- последний звук
Молодцы
Сейчас проверим: Кто из нас молодец?
Из чего мы составили слово из звуков
Из чего записали- из букв
Сколько в слове букв-7
Сколько звуков-7
Сколько гласных-3
Сколько слогов-3
Показать твердость согласных или мягкость здесь наблюдаем?- подчеркнуть
Опора на артикуляционную позицию – гласных звуков
Свободно произносятся, без преграды-гласные.
Доскажи словечко составление схем при анализе
Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты ...
(спишь)! Сколько здесь звуков-4 _ _ _ _
Эй, давай играть в футбол! Забивай в ворота ...
(гол) Сколько здесь звуков-3_ _ _
Доски на гору везем, Будем строить новый ...
(дом).- Сколько здесь звуков-3_ _ _

Мишка плачет и ревет: Просит пчел, чтоб дали ...
(мед). Сколько здесь звуков-3_ _ _

Прилетел из леса жук И залез на толстый ...
(сук). Сколько здесь звуков-3_ _ _




работа в тетради - подбор слов к схемам
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
слова: лес, пень, день, гриб, поляна, карман.
При проверке указать гласные, которые показали твердость согласного.
Запиши выборочный звук
4- машина,
5- пружина
5- стучал
2- кусты
2- мышка
5- огород

и и а у ы о
Проверка написанного – дети читают вслух.
Какие это буквы, каких гласных еще здесь не хватает?

Итог урока : мы закрепили свои знания о гласных, учимся выделять заданный звук, правильно слышать звуки- мы МОЛОДЦЫ

Д/З поиграть в группе - «Телефон»

Использованная литература

1. Венгер, Дьяченко «Угадай, как нас зовут» Москва, «Просвещение», 1994.
2. Гаврина , Кутявкина «Учимся читать» /рабочая тетрадь/
3. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 349 с.
4. Карелина И.Б. «Коррекция голосовых расстройств у дошкольников» Москва 2005 Айрис-пресс. 2. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. – Санкт-Петербург: Каро, 2006. 3. Рычкова Н.А. – «Логопедическая ритмика», « ГНОМ и Д», 2000
5. Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей» С-Петербург, Издательский Дом «МиМ», 1997.
6. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. - 208 с.
7. Лалаева Р. И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников» С-Петербург, Лениздат, Издательство «Союз», 2002.
8. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.
9. Оздоровительные и реабилитационные мероприятия в учреждениях системы образования на основе применения аромамасел: Методические рекомендации. – Новокузнецк, 2003. – 40 с.
10. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002. - 80 с.
11. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с.
12. Логопедия /под. Редакцией Волковой Л. С./ Москва, «Просвещение», 1989.


Рисунок 3Рисунок 1;ђ Заголовок 1;ђ Заголовок 2;ђ Заголовок 3;ђ Заголовок 415