Выступление на педагогическом совете Организация внеурочной деятельности


Педагогический совет
по теме «Организация внеурочной деятельности, в рамках реализации ФГОС»
«Не для школы, для жизни учимся» (латинское изречение)
Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно.
Дай мне приглядеться… потрогать и подержать в руках.
Послушать… Понюхать… и, может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!
Повестка:
Проведение мастер классов по внеурочной деятельности:
13.10-13.40
классный час на тему «Мир профессий» в 5 б классе - проводит классный руководитель Галимова З.М.;
классный час на тему «Этика общения» в 4 б классе - проводит классный руководитель Толстикова Т.П.;
занятие кружка «Информатика» на тему «Этика общения в сети» в 5 а классе - проводит руководитель кружка Алтынбаева О.К.;
13.45-14.15
классный час на тему «Добро и зло» в 4 а классе - проводит классный руководитель Курочкина В.Б.;
классный час на тему «Улыбка» в 3 б классе - проводит классный руководитель Авзалетдинова А.В.;
урок по изучению ПДД в 3 а классе – проводит руководитель отряда ЮИД Кочеткова Л.Н.;
а/з 14.20-14.40
занятие театральной студии «Золотой ключик» во 2 а классе – проводит руководитель студии Цуцкарева Е.П.
14.45.
Анализ открытых занятий внеурочной деятельности;
Выступление ЗД ВР Вервельской С.Е. на тему «Организация внеурочной деятельности, в рамках реализации ФГОС»;
Подведение итогов.
Цель педсовета – изучить основные приоритеты воспитательной деятельности в системе образования в условиях внедрения и реализации ФГОС
Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Нам необходимо создать условия для проявления и развития различных способностей, специальную систему поддержки талантливых учеников, расширять систему олимпиад, конкурсов, соревнований и т.д.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения является преемником многих идей, реализованных в предшествующих образовательных программах. Несомненными его отличиями являются: особое внимание к освоению образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования. Кроме этого, значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входят привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это, в свою очередь, означает возрастание роли внеурочной работы, в рамках которой создаются дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основного общего образования в аспекте воспитания и социализации, т.е ВД, наряду с урочной, направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП ООО.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Самореализация – в иерархии потребностей А.Х.Маслоу – высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны.
По мнению психологов и учителей внутренней причиной разочарований, неудач в учебе, зачастую служит отсутствие возможности для самореализации школьников, что приводит к формированию комплекса неудачника, замедляет дальнейшее развитие личности.
Изучение современной практики обучения позволило выявить ряд противоречий между:
Потребностью школьников в самостоятельной творческой деятельности и преобладанием репродуктивных методов обучения.
Необходимостью использования активных форм работы, способствующих развитию творчества и самореализации школьников и стереотипами профессионального поведения учителей.
Решение данных противоречий можно найти в использовании таких видов учебной и внеучебной деятельности, которые способствуют самореализации школьника:
• учебные программы, спецкурсы, факультативы, в рамках которых используются педагогические технологии с максимальной активностью учебной деятельности учащихся;
• научно - исследовательская и творческая деятельность учащихся;
• предметные, эвристические олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны, научно - практические конференции:
• кружковая деятельность;
• традиционные коллективные творческие дела (КТД);
• ученическое самоуправление.
Задачи внеурочной деятельности:
-расширение общекультурного кругозора;
-формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
-включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
-формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
-участие в общественно значимых делах;
-помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
-создание пространства для межличностного и межвозрастного пространства
Наша задача создать пространство детства в школе, возможность ребенку сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика – на роль ребенка; подростка – на спортсмена, художника, актера и т.п. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования и внеклассной работы появляется реальная возможность расширить круг общения, как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые порой не являются их учителями и, следовательно, не знает об учебных успехах и неудачах.
Итак, современная школа – это:
основное образование представлено сложившейся классно-урочной системой;
дополнительное образование – это система творческих объединений по интересам ( секции, студии, кружки и т.д.)
внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, КТД, беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, конкурсами, фестивалями т.п.) Внеурочная внеклассная работа не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания условий для развития разнообразных интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Общешкольные праздники, коллективные дела, социально значимые акции также являются полем их пересечения, т.к. в них принимают самое активное участие члены творческих коллективов и педагогов. Собственно, точное сочетание этих сфер придает образовательному учреждению устойчивость. Приведенная на слайде схема помогает увидеть границы внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования, пространства пересечения их друг с другом.
Реализация внеурочной деятельности в рамка ФГОС
(базовая организационная модель)

Наиболее комплексными в организационном и содержательном плане «пограничными сферами» являются общешкольные праздники, конкурсы и смотры. По сути дела, именно праздники являются наиболее точным отражением системы урок - внеурочное мероприятие - занятие в творческом объединении.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование, являясь содержательными основами пространства детства, создают благоприятные условия для «диалога культур» и «диалога возрастов», т.к. в кружках могут работать ребята разного возраста, учителя и родители.
Воспитательная система работы школы в рамках ФГОС.
Воспитательная система школы имеет следующую структуру:
-раскрытие личности (1-4 классы);
-развитие личности (5-8 классы);
-становление и самоактуализация личности (9-11 классы)
Цель: создать условия для успешной социализации детей и подростков, самореализации и личностного роста.
Задачи:
-расширение культурно-образовательного пространства;
-совершенствование социально-психологических отношений;
-развитие форм ученического самоуправления;
-дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в МБОУ Школа № 56    используется  оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники нашего учреждения (администрация, учителя, социальный педагог, педагог-психолог, старший вожатый и др.).
В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
При организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ Школа № 56 возможно использование модели «дополнительного образования» с привлечением педагогов дополнительных образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта и других организаций.
Механизм конструирования оптимизационной модели:
1. Администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсного обеспечения (материально-технической базы, кадрового обеспечения, финансово-экономического обеспечения) и определяет возможности для организации внеурочной деятельности.
2.     Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью:
- получения информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке обучающихся в объединениях/центрах/учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта (в том числе негосударственных);
-  знакомства родителей с возможностями образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности обучающихся (примерным планом внеурочной деятельности; программами кружков, секций, объединений; планируемыми результатами внеурочной деятельности обучающихся);
- получения информации о выборе родителями предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей.
3. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения.
Эффективное конструирование оптимизационной модели   внеурочной деятельности опирается на следующие принципы:
1.     Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения.
2.  Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
3.     Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов,
4.     Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул в процессе отдыха детей и их оздоровления.
5.  Принцип учета возможностей учебно-методического  комплекта, используемого в образовательном процессе.
6.    Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения.
Программа организации внеурочной деятельности МБОУ Школа № 56 состоит из 18 подпрограмм, в рамках которых реализуются следующие направления деятельности:
Общекультурное представлено программой ГПД, Кружок «Волшебная кисточка» ,Студия «В мире интересного», Театральная студия «Золотой ключик», Кружок «Изобразительное искусство».
Духовно-нравственное представлено программой ГПД ,Кружок «Юный патриот» , Азбука общения
Социальное представлено программой ГПД ,Клуб «Мир, в котором я живу», Традиции и обычаи башкир ,«Гражданин. Общество. Право.»Общеинтеллектуальное представлено программой ГПД ,Кружок «Информатика в играх и задачах», Smart kids, Кружок «Белая ладья», Клуб «Магия наук» , Техническое моделирование
Спортивно-оздоровительное: представлено программой ГПД , «Спортивные игры», Клуб «В здоровом теле – здоровый дух», Легкая атлетика ,Женский футбол, Туристический , Баскетбол, Футбол, волейбол, спортивный клуб «БЭМС».
Разработана программа «Общественно-полезная деятельность», которая включает в себя модули «Школьная республика», «Юный инспектор Дорожного движения».
В программу внеурочной деятельности могут добавляться новые модули в течение всего времени.
  Формы организации внеурочной деятельности разнообразные:
Спортивно-оздоровительное:
•     Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннис, лёгкой атлетике и спортивной подготовке.
•     Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
•     Проведение бесед по охране здоровья.
•     Применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток.
•     Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
•     Ведение факультативов «ЗОЖ», «Разговор о правильном питании».
Общекультурное направление
•     Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
•     Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
•     Работа ИЗОстудии, театральной студии, танцевального кружка;
•     Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города и т.д.
Общеинтеллектуальное направление:
•     Предметные недели;
•     Библиотечные уроки;
•     Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
•     Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, и т.д.
•     Разработка проектов к урокам.
Духовно-нравственное направление:
•     Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
•     Выставки рисунков.
•     Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;
•     Встречи с участниками «горячих точек»;
•     Тематические классные часы;
•     Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
•     Конкурсы рисунков.
•     Фестивали патриотической песни.
•     Написание летописи родного края
Социальная деятельность:
•     Проведение субботников;
•     Работа на пришкольном участке.
•     Разведение комнатных цветов.
•     Акция «Помоги птицам»и т.д.
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого участника образовательного процесса как учителя так и обучающихся. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают учащиеся с начальных классов. Смотры - наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача - подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску. Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности.
В рамках подготовки к педагогическому совету учителями были проведены внеклассные мероприятия, на которых можно было увидеть в полном объеме проявление детьми самостоятельности при организации и проведении мероприятия. Наша задача - создать пространство детства в школе, дать возможность ребенку сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика – на роль  ребенка; подростка – на спортсмена, художника, актера и т.п Конечно, участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным, НО задача педагога состоит в том, чтобы найти тот мостик к ребенку, когда бы ему самому захотелось участвовать после уроков. Правильная организация творческой деятельности в огромной мере способствует саморазвитию, самоопределению, самореализации ребенка. Второе дыхание школы - Жизнь после уроков…
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Уровни воспитательных результатов
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Школьник знает и понимает общественную жизнь
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Школьник ценит общественную жизнь
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает. Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
По результатам работы кружков, тв. Студий и спорт секций хочется отметить работу следующих педагогов: Курочкина В.Б. руководитель студии «В мире интересного» её воспитанники принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, готовят научно исследовательские работы; Цуцкарева Е.п. её театральная студия является активным участником театральных конкурсов и смотров. Ребята выходят с показом спектаклей и в Мод. Библиотеку, принимали участие в благотворительном концерте ко дню Инвалида для детей с ограниченными возможностями, т.о. достигнут 2 уровень воспитательных результатов; Эделеву О.М. и Сагитову К.З.- ребята принимают участие в олимпиадах по англ. Яз., хотелось бы чтоб и в школе показывали свои достижения в англ. Яз. А именно проводили тематические дни, выступления перед обучающимися на англ. Яз.; Кочеткову Л.Н. – выступления в д/с с агитбригадой по ПДД, участие в тур слете; спорт. секция ЛА – активное участие в спорт соревнованиях; Андрееву ю.В. руководитель студии ИЗО – ребята 1,7-11 кл. принимают активное участие в районных конкурсах по ИЗО, но можно к примеру и организовывать выставки работ участников студии ИЗО как старших классов так и 1 классов.
Основной формой учета и оценки достижений обучающихся является, конечно же, портфолио ученика. Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Функции Портфолио:
- диагностическая – позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении;
- контролирующая и оценивающая – оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда;
- воспитательная - осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
Ожидаемые результаты:
-рост общей активности школьников при проведении школьных дел
-повышение познавательного интереса у учащихся
-повышение качества образования школьников
-повышение результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях
-осознанный выбор профессии
-повышение уровня воспитанности, уровня развития коммуникативных навыков, организаторских способностей (укрепление сотрудничества учителей, учащихся и родителей)
-развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Чем должны руководствоваться мы, учителя, для выполнения этих задач и достижения этих результатов?
Прежде всего, мы должны помнить следующие правила:
1.Главным есть не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2.На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3.Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
4.Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5.Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
6.Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7.Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем.
8.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
9.Поощряйте исследовательскую работу учеников.
10.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Все эти правила касаются всего учебно-воспитательного процесса: основного образования, дополнительного образования и внеурочной внеклассной деятельности.
Если учащиеся 5-6 классов находят возможность и желание проявить свои способности во внеурочное время в школе, то начиная с седьмого класса, картина меняется, дети уже не находят применения своим интересам.
Меньше половины обучающихся вовлечены в дела класса. Это свидетельствует о том, что классные руководители работают только с активом класса. Еще меньше обучающихся, участвуют в школьных мероприятиях. Неоднократно отмечалось, что общешкольные мероприятия важны, но значение яркой и насыщенной жизни внутри классных коллективов намного значимей, поскольку в этом случае возможен индивидуальный подход к организации процесса самореализации учащихся.
В классе способен раскрыться каждый ребенок, если классный руководитель умело организует эту деятельность. Важно, чтобы жизнь класса не замыкалась только на подготовке общешкольных дел! Чтобы вырабатывались собственные традиции, чтоб класс вместе с классным руководителем участвовал в инициативах, выходящих за рамки общешкольного плана!
В этом плане всегда отличается деятельность практически всех классов начальной школы! Классные руководители организуют праздники, конкурсы, активно приглашают родителей, привлекают их к организации и участию в мероприятиях.
В среднем и старшем звене дела обстоят менее благополучно! Отзывы учащихся свидетельствуют о том, что классные руководители уделяют мало времени сплочению классных коллективов в совместной деятельности, и если бы не общешкольные мероприятия, то дела обстояли бы и вовсе плачевно!
В заключение мне хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Как говорил когда-то В.А Сухомлинский: «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков…. Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова…».
Итак, ВЫВОДЫ:
1. Необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения способствовал психологической и физической разгрузке ребенка, обеспечивал достижение личностных и метапредметных результатов.
2. Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально отличаться от урока, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.  «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».Эта мысль русского классика актуальна и в наши дни.
Проект решения педсовета
1.Педагогическому коллективу продолжить реализацию Программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся;
2. Администрации школы продолжать работу по расширению системы внеурочной деятельности с целью предоставления обучающимся свободы выбора, увеличив долю объединений научно-технического содержания;
3. ЗД ВР Вервельской С.Е. и педагогу психологу Янгировой разработать анкету для обучающихся по отслеживанию результативности проведения внеурочных занятий.
4. Методическим объединениям создать методическую копилку с материалами по внеурочной работе по предметам в целях обмена опытом.
5. Руководителям МО, классным руководителям использовать потенциал родительской общественности и внешкольных специалистов для развития разнообразных форм внеурочной деятельности.
6. Классным руководителям, учителям – предметникам продолжать работу по пропаганде и популяризирации успехов обучающихся во внеурочной деятельности (ученические портфолио). Продолжить работу с мотивированными детьми и работу по учету их индивидуальных достижений.
7. Педагогу – психологу Янгировой В.Ф. активизировать работу с обучающимися, с целью дополнения системы внеурочной работы в школе.
8. Руководителям внеклассных объединений обратить внимание на результаты участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях, акция разного уровня.
9. Педагогическому коллективу использовать в работе активные формы взаимодействия с обучающимися: социальная практика, волонтерское движение;
10. Провести в апреле месяце презентаций кружков, секций перед родительской общественностью и обучающимися школы.
11. С января 2016 года организовать проведение единых классных часов по параллелям классов.