Выступление на педагогическом совете Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе


Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе (выступление на педагогическом совете)Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учителя уже в начальной школе всё чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Тем более, что это является одним из требований нового государственного стандарта. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.
Дети младшего возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Вопросы «ПОЧЕМУ?», «ЗАЧЕМ?», «КАК?» постоянные спутники наших учеников. Но, надо отметить, что успех исследования во многом зависит от его организации. Об этом уже немного сказала Татьяна Николаевна, а я немного дополню
Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников. Необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка. Прежде всего, работа над исследованием начинается на уроке. Ведь главный человек, который должен научить этому - учитель
Так на уроке окружающего мира во 2 классе мы с ребятами выясняли НУЖНА ЛИ ВОДА? И ДЛЯ ЧЕГО? ПОЧЕМУ ВОДИЦА-ЦАРИЦА? На эти вопросы дети отвечали при помощи разных источников информации. Дома в их распоряжении были взрослые, книги, Интернет. На уроке учащиеся добывали информацию из стихов, статьи в учебнике, собственного опыта. Через работу над поставленными вопросами ребята подошли к очередной проблеме: вода загрязняется легко, а легко ли её очистить? И здесь на помощь пришёл ОПЫТ по фильтрованию, загрязнённой разными веществами, воды.(слайд 1) Загрязнители были естественного и искусственного происхождения. Результаты опыта были внесены в журналы наблюдений. (слайд 2) Дети самостоятельно сделали выводы о том, что естественные загрязнители очистить легче, чем искусственные.
Элементам исследовательской работы можно найти место на любом уроке. Современные требования к обучению вынуждают нас находить новые подходы к подаче нового материала на уроке. И в этом очень помогает исследовательская деятельность. Например: на уроке русского языка. Работа с фразеологизмами (слайд 3.)
Начальная школа широко пользуется этими методами и обучает исследовательской деятельности не только детей, но и родителей. Так перед конкурсом проектно-исследовательских работ я проводила родительское собрание, на котором дала рекомендации, как помочь ребёнку в исследовательской деятельности. В этом нам очень помогает вот такая памятка - «Юный исследователь». Я хочу вас с ней познакомить.
(работа с памяткой)
Вот уже несколько лет мы проводим конкурс проектно-исследовательских работ. В этом году в 4-х классах конкретно давались темы, связанные с новым курсом ОРКСЭ. И нас порадовало то, что ученики проводили исследования на местном материале: малая Родина (улицы, старые здания, святые места…), семья. Приведу пример одной такой работы своего ученика, которая заняла 1 место на конкурсе.
(Работа «Семейная реликвия»)
Ещё одной формой организации учебного образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов, является проектная деятельность. Но надо отметить, что самостоятельная проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе, а в начальной могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Напомню, что термин «задача» имеет несколько значений. Одно из них трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С.И.Ожегова)
В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, творческая (олимпиадная) и др. со всеми этими типами мы уже знакомы. А что же подразумевается под проектной задачей?
Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
(Работа «Можно ли приручить курицу ?»)
Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания. Они вольны придумывать, фантазировать. Такая работа поддерживает детскую индивидуальность, даёт возможность опробования различных путей решения. Она помогает сложиться учебному сообществу, поскольку учит детей видеть и слышать друг друга.
Сегодня вашему вниманию будет представлен проект, который был выполнен ученика 4-А класса под руководством Балдовой Л.Е. к уроку ОРКС «Основы светской этики» . На уроке шла речь о добре, о добрых делах и проект называется «Добропримечательности Починок».
Работа велась по следующему плану:
Выбрали тему
Составили план деятельности
Собирали материал
Коллегиально принимали решение об оформлении результатов работы
С помощью родителей был создан вот такой ролик.
(Ролик «Добропримечательности Починок»)