Выступление на педагогическом совете по теме Кейс-технологии. Практика применения в начальной школе.


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 1 город Снежное
Донецкой Народной Республики
Кейс-технологии.
Практика применения
в начальной школе.
Подготовила:
учитель начальных классов
Черткова Е.Ю.
2016-2017 учебный год
На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, еще большие перемены произошли в способах изучения нового.
В связи с модернизация образовательной системы предлагаются – иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
В педагогике неизбежно возникают вопросы: «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но, вместе с тем, появляется еще один – «Как учить результативно?».
Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.
Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.
Одним из эффективных методов для себя я выбрала кейс-технологии.
На сегодняшний день данные технологии широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки.
Слайд 2
Кейсовая технология (метод) – это обучение действием, т.к. формирование компетенций происходит в активной самостоятельной деятельности учащихся по решению конкретных жизненных ситуаций.
Слайд 3
Суть кейс-метода состоит в том, что учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Слайд 4
Кейс должен содержать:
- реальную ситуацию;
- информацию, предназначенную для анализа и обобщения;
- задание, обучающее навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов решения.
В связи с этим возникает необходимость в разработке кейсов для начальной школы, особенно для программ внеурочной деятельности.
В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей в возрасте 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе.
Так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника, а именно такие как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.
Слайд 5-10
Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:
1. Аналитические – умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично.
2. Практические – проблема, представленная в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.
3. Творческие – очень важны творческие навыки для нахождения альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
4. Коммуникативные – среди них можно выделить такие, как умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
5. Социальные – в ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.
Слайд 11
В классификации кейсов выделяют такие виды:
- практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации;
- обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
- научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс-технология предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции учащихся в процессе обучения.
Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.
Разрабатываются квесты (интернетовское название) на разных уровнях обучения.
Слайд 12
Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и метапредметными.
Результатом работы кейс – технологии являются работы учащихся в виде презентаций (в начальной школе).
Слайд 13-16
Виды заданий для кейсов:
1) Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
2) Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
3) Творческое задание – творческая работа в определенном жанре – создание стихотворения, видеоролика.
4) Оценка – обоснование определенной точки зрения.
5) Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн-источников.
Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. По сути дела, кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения.
Кейс-технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:
- анализировать информацию;
- сортировать ее для решения заданной задачи;
- выявлять ключевые проблемы;
- генерировать альтернативные пути решения и оценивать их;
- выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Кроме этого, дети:
- получают коммуникативные навыки;
- развивают презентационные умения;
- формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
- приобретают экспертные умения и навыки;
- учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;
- изменяют мотивацию к обучению.
Требования к содержанию кейса.
В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определённого времени. Эти ситуации могут отражать как комплексную проблему, так и частную задачу.
Виды пакетов кейсов в обучении:
1) вводный кейс (осведомлённость о наличии проблемы, ситуации, явления, границы рассматриваемого предмета);
2) предоставление информации (знаний по теме или проблеме), в зависимости от предмета может быть более или менее детализированным;
3) стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределённости и решать проблемы с преобладанием комплексных, необусловленных факторов);
4) исследовательский кейс (схож с групповым и индивидуальным проектом, анализирует определённую ситуацию или проблему, а результаты этого анализа представляются в форме изложения);
5) кейс, имеющий целью развитие определённых навыков (закрепляет, тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных ситуаций, в зависимости от характера навыков может быть более или менее детализированным, объёмным).

Слайд 17-19
Структура кейса:
1. Комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой (20 и более страниц) объём информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов, компьютерных программ и т. п.
2. Кейс-иллюстрация содержит небольшой объём данных, может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.
3. Кейс – практическая задача содержит небольшой или средний объём информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить задание по теме.
Слайд 20
Технология организации деятельности по методу кейсов: Класс делится на такое количество групп, чтобы последние состояли из 3-5 человек. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). На нём лежит ответственность за организацию работы групп, распределении вопросов между участниками и окончательные решения. После завершения работы модератор делает доклад или сообщение о результатах выполненной работы своей группы. Подведение итогов работы над темой остается за учителем.
Структура обучения методом кейсов
Действия преподавателя (до занятия) Действия школьника (до занятия)
1. Подбирает кейс.
2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника.
3. Разрабатывает сценарий занятия. 1. Получает кейс и список рекомендаций.
2. Индивидуально готовится к занятию.
Во время занятия:
1. Организует предварительное обсуждение кейса.
2. Делит класс на группы.
3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями. Во время занятия:
1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.
2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.
3. Принимает решение или участвует в принятии решения.
После занятия:
1. Оценивает работу школьников.
2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы. Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Очень важный этап – это создание «ситуации успеха». Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.
Слайд 21-24
Можно определить принципиальные отличия кейс-метода от традиционных образовательных методик:
1. Данный метод ориентирован на принципиальное изменение характера образования, на замещение стиля «преподавание» стилем «обучение».
2. Эта особенность стимулирует поисковую активность участников.
3. Обращенность в будущее - ориентация не на изучение «чего-то», а на научение «чему-то».
4. Обучение на своих ошибках.
5. Задача преподавания отклоняется от классической схемы и переориентируется на получение не единственной, а многих истин при полной ориентации в их проблемном поле.
6. Результатом применения метода являются не только знания, но и компетенции, которые могут пригодиться независимо от избранной и полученной профессии.
7. При использовании кейс-метода преодолевается классический дефект традиционного обучения и воспитания, связанный с сухостью, отсутствием эмоциональности в изложении материала.
8. Акцепт образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя.
И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся.
Слайд 25
Вывод:
Важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался бы благоприятный микроклимат в классе, школе.
Ведь погоду в классе делаем мы с вами. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно.
И давайте делать только хорошую погоду!
Список источников
1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод, как инструмент формирования компетентности // директор школы - №4, 2010 – с. 61-69
2. Шимутина Е. Кейс-технология в учебном процессе. // Школьные технологии. – 2008. - №5.
3. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред. Г.Н. Прозументовой. - Томск, 2003.
4. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И. Михайлова / Маркетинг. - 1999.- №1.
5. Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE-технологий / Л.В. Рейнгольд // Компьютерра. - , 2000. - №13-15.
6. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.