В гостях у народных умельцев. Конкурсная программа для учащихся 5 классов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15


«В гостях у народных умельцев»









Учитель: Батурина Любовь Леонидовна.



г. Сургут
2009 год



Тема. В гостях у народных умельцев.
Конкурсная программа для учащихся 5 классов.
(Оформление зала: натурный материал - изделия народных промыслов, выставка детских рисунков, плакаты о народных промыслах).
Цели.
Приобщать детей к национальной культуре общечеловеческих ценностей.
Воспитывать патриотические чувства, нравственное отношение к миру через эстетическое развитие.
Развивать познавательный интерес к народному искусству.
Активизировать творческий потенциал учеников.
Материалы.
Краски, кисти, бумага, посуда с водой, палитра.
Музыкальный ряд. Русские народные песни, народная музыка.
Предварительная подготовка.
Для учителя: формы подносов для команд, листья для сказочных веток
Для учащихся: разучивание стихов, подбор натурного материала для представления своей команды.
Разучивание песен с творческими группами.

Содержание.
(Звучит народная музыка)
Учитель.
- Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые.
Добро пожаловать в нашу мастерскую.
Нужны мне сегодня помощники,
Народ толковый да шустрый.
Только уговор у меня с вами будет такой:
Для работы нашей славной
Шум за дверью мы оставим!
А еще в нашем краю говорят исстари:
«Где хотенье, там и уменье!»
- Сегодня мы закрепим знания о народных промыслах, обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.
(Представление команд от каждого класса, название -придумывают сами учащиеся)
Учитель.
- У нас сегодня работают художественные артели:
5 А класс – «Тарарушки»
5 Б класс – «Гжелька»
5 В класс – « Купавки»
5 Г класс – «Дымка»
Жеребьевка (капитаны команд).
Жюри (представление жюри).

1 конкурс:
Представление артели: (стихи, изделия)
Тарарушки:
Полхмайданская малиновая
Чудо – роза анилиновая!
На матрешках краснощеких,
На грибочках невысоких
Так неистово сияет!
Откровенней не бывает!



Гжелька:
Словно белые метели
Запорошили цветы -
Вазы, чашки, блюда Гжели
Небывалой красоты.
Звучность в темно – синей краске,
Нежность в светло – голубой
Розы гжельские, как в сказке
На посуде пред тобой!





Купавки:
Городец – старинный город,
Он своим искусством молод.
Розы, кони, чудо – птицы –
Невозможно не влюбиться!
Мебель, прялки расписные
Да наличники резные
Городецкие узоры –
Оторвете взгляд не скоро.


Дымка:
Все не расскажешь по картинке
О рукотворном чуде Дымки.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.



2 конкурс:
Конкурс капитанов.
Вопросы для капитанов:
Учитель.
В росписи какого промысла используют прием «наводка»?

Капитан.
(В Полховском Майдане)
У городецких мастеров излюбленными растительными формами являются цветы, какие?
Капитан.
(Розан, купавка)
Из какого материала изготавливают игрушки, дымковские мастера?
Капитан.
(Из глины)
В какой росписи используют орнаменты «кудрина», «травка»?
Капитан.
(В Хохломской)

В каком народном промысле в росписи используют кобальтовый цвет?
Капитан.
(В Гжели)
Какой цвет лишний в хохломской росписи: красный, синий, черный, зеленый.
Капитан.
(Синий)
Дымковскую игрушку сначала обжигают или расписывают?
Капитан.
(Обжигают)
Самый первый прием в жостовской росписи??
Капитан.
(Замалевок)

Учитель.
- Слово предоставляется жюри.
(Жюри оглашают результаты двух конкурсов)

3 конкурс. Конкурс художников (от каждой команды по два художника)

Учитель.
- Один художник от артели расписывает фартук в стиле хохломской, дымковской, гжельской, городецкой росписи (по жеребьевке)
- Второй художник украшает жостовский поднос (формы из картона затонированные одним цветом) готовыми цветками (из открыток), уборку выполняет красками.
Задача: правильное составление композиции букета на подносе.


Учитель.
- Музыкальная заставка артели «Тарарушки», русская народная песня «Солдатушки»

Учитель.
- Я предлагаю одноклассникам поддержать свои артели и заработать дополнительные баллы, отгадайте загадки:
- На домашней утвари – золотые кудри.
Учащиеся.
Хохлома.
Учитель.
- Птицы яркие летают, и купавки собирают.
Учащиеся.
- Городец.
Учитель.
- Черный конь бежит - вся земля дрожит.
Учащиеся.
- Городец.
Учитель.
- Белый бычок в горошек бочок.
Учащиеся.
- Дымка.
(Жюри подводит итоги)

4 конкурс.
Сказочная ветка.
(На формы листьев наклеены картинки различных народных промыслов. Задача - украсить ветку дерева, выбрав листья, соответственно промыслу).
Учитель.
- Музыкальная заставка артели «Гжелька», русская народная песня «А я по лугу».

Учитель.
- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете кто у нас сегодня в гостях.
- Ростом разные подружки не похожи друг на дружку.
Все сидят в одной игрушке.
Учащиеся.
- Матрешки.
Учитель.
Правильно! У нас в гостях матрешки из Загорска, Семеново и Полхов – Майдана.
Учащиеся (матрешки).
1-В гости к вам пришли игрушки
2- Деревянные подружки
3-Мы матрешки расписные
Вместе - Мы девчонки озорные.
(Вопросы задают матрешки командам)
1 матрешка.
- Откуда привезли загорским мастерам деревянную разборную игрушку?
Учащиеся.
- Из Японии.
2 матрешка.
- Как звали точеную японскую игрушку?
Учащиеся.
- Старичок Фукуруму.
3 матрешка.
- Что значит имя матрешка?
Учащиеся.
- Русское женское имя Матрена.
1 матрешка.
- Что было изображено в руках самой первой матрешки?
Учащиеся.
- Петух.
2 матрешка.
- Молодцы ребята, мы рады, что вы знаете о традициях народной игрушки матрешки.
3 матрешка.
- Мы прощаемся с вами, а вы послушайте музыкальную заставку артели «Купавки», русская народная песня «Во поле береза стояла».
Учитель.
- Слово жюри.

5 конкурс.
О народных промыслах в стихах (жеребьевка)
Учитель.
- О каком народном промысле идет речь в стихотворении?
Учитель.
- Бочонки, копилки,
Матрешки, грибы.
Они не малы,
Да и не велики.
Свистульки, тарелочки
В ярких цветах,
И солнце, и речка,
И домик в кустах.
Свободная роспись:
Шиповник цветет,
И яблочки зреют,
И травка растет.
Рисуют черным
На стеблях цветы,
И яркие краски
Сочны и просты.
Учащиеся одной из артелей.
- Стихи о Полхов – Майдане.
Учитель.
- Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо - сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны, как березки.
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Учащиеся одной из артелей.
- Стихи о Дымке.
Учитель.
- Сине – белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
В тихом Подмосковье
Речка быстрая бежит.
Вдоль это речки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут.
Умельцы в той деревеньке живут.
Учащиеся одной из артелей.
- Стихи о Гжели.
Учитель.
- Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки
Цветами разрисованы, Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники, Жар птицы ввысь летят
И точки черно- белые
На солнышке блестят.
Учащиеся одной из артелей.
- Стихи о городецкой росписи.
Учитель.
- Жюри подводит итоги.
- музыкальная заставка артели «Дымка» русская народная песня «Со вьюном хожу».
Учитель.
- Слово предоставляется председателю жюри.
(Награждение дипломами.)
Учитель.
- Кто смел
Тот успел
И себя показать
И что-то новое узнать.
- Декоративно - прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям крестьян в то, что красота, созданная их руками, защитит от злых сил и принесет счастье. Произведения, созданные нашим народом, продолжают жить в музеях, на выставках, на производствах традиционных промыслов, наполняют нашу жизнь и делают ее ярче и красивее.

 
  15