Отчет по самообразованию по теме Дидактические игры с математическим содержанием


МБОУ лицей «Мок №2»
Тема по самообразованию:
«Дидактические игры, способствующие развитию математических способностей детей в младшей группе»

Выполнила воспитатель
группы «Колокольчики»
Подставкина Е.А.
Воронеж 2016
Пояснительная записка
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время проведения дидактических игр.
Если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит ребенка к последующему обучению в школе. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания. Дошкольники охотно участвуют в играх, ждут их, радуются им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие, любознательность.
Из всего этого следует ,что роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна.
ЦЕЛЬ: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей.
ЗАДАЧИ:
Привлечь внимание детей к выполнению игровых заданий.
Развивать у детей познавательный интерес, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.
Учить называть свойства, расположение предметов, их размеры, назначение, количество, уменьшение или увеличение с практической, игровой целью.
Совершенствовать память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление
Организовать разнообразную, интересную деятельность направленную на сенсорное развитие детей.
ПЛАН:
Изучить специальную литературу по теме.
Использовать дидактические игры с математическим содержанием.
Вовлечение родителей в работу по ФЭМП у детей на основе использования дидактических игр.
Перспективное планирование дидактических игр для детей младшей группы
Месяцы Название и
цель игры
Сентябрь «Один – много»
(Развитие умения выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов)
«Воздушные шары»
(Развитие умения группировать предметы по цвету)
« Разложи правильно»
(Развитие внимания, мышления)
«Сложи зайца из геометрических фигур »
(Развитие  умения  соотносить предметы по форме)
Октябрь «Какие бывают фигуры»
(Закрепление знаний о геометрических фигурах)
«Чудесный  мешочек»
(Закрепление понятий  большой – маленький на основе осязательно - двигательного  обследования)
«Один, много, ни одного»
(Развитие умения выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов)
«Подбери гараж»
(Упражнение в умении сравнивать и соотносить предметы по величине)
Ноябрь «Найди не такую фигуру, как у меня»
(Развитие внимания, мышления)
«Одень куклу»
(Закрепление умения соотносить предметы по цвету)
«Подбери заплатку»
(Закрепление умения определять форму предметов)
«Угостим  кукол»
(Развитие умения устанавливать соответствия между множествами)
Декабрь «Веселые дорожки»
(Развитие   умение  сравнивать предметы по длине)
« Подбери чашку к блюдцу»
(Развитие умения соотносить предметы по цвету и величине)
«Чудесный мешочек»
(Закрепление умения различать и называть объемные фигуры на основе осязательно – двигательного обследования)
«Сделай, как я»
(Развитие умения ориентироваться в расположении частей собственного тела)
Январь «Матрёшкины подружки»
( развитие умения подбирать предметы по размеру независимо  от  цвета и формы)
«Кто впереди, кто сзади»
(Развитие умения определять пространственные направления от себя)
«Волшебники»  (палочки Кюизенера)
(Закрепление знаний о геометрических фигурах)
«Подбери лыжи»
(развитие умения сравнивать предметы по длине и ширине)
Февраль «Когда это бывает»
(развитие умения различать понятия «утро - вечер», «день - ночь»)
«Геометрическое лото»
(закрепление знаний о геометрических фигурах)
«Расставим  игрушки»
(Закрепление умения ориентироваться в пространстве  относительно себя)
«Найди  столько же»
(Закрепление умения находить один и много предметов )Март «Сложи фигуру»
(Развитие  внимания, мышления)
«Наш день»
(Закрепление  умения различать части  суток)
« Накрываем стол»
(Упражнение в умении сравнивать две равные и неравные группы предметов)
«Построим лесенку»
(Закрепление умения ранжировать предметы по высоте)
Апрель «Что сначала,  что потом»
(Развитие умения устанавливать последовательность действий)
«Составь узор»
(Развитие  внимания, мышления)
«Веселый поезд»
(Закрепление умения сравнивать две группы предметов способами наложения и приложения)
«Куда закатился мяч?»
(Закрепление умения понимать  и  использовать в речи  предлоги, выражающие пространственные  отношения)
Май «Что мы делаем?»
(Развитие  умения различать и называть части суток)
«Воздушные шары»
(Закрепление умения выполнять задание по алгоритму)
«Составь  пару»
(Уточнение знаний о геометрических  фигурах)
«Волшебные дорожки»   (палочки Кюизенера)
(Развитие внимания, мышления)
В 2016-2017 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактические игры, способствующие развитию математических способностей детей в младшей группе». Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 3-4 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Формирование элементарных математических представлений является наиболее  подходящей формой обучения детей раннего возраста. Главная особенность состоит в том, что задания по ФЭМП предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют ранее изученный материал, действия с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми .На протяжение всего месяца я подбирала материал для математических игр. В результате была изготовлена картотека по ФЭМП. Большое внимание было уделено созданию игр по ФЭМП (Д/И.: «Подбери по форме», «Один-много», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры». В
Для формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет использовались игровые ситуации, сказки, детские стихи: «Теремок», «Три медведя», «Колобок»… Стихи детских поэтов: С. Михалков «Котята», С. Маршак «Веселый счет», многие считалки и потешки.
Сентябрь.
Д/И: «Один, много, ни одного»
Цель: Закрепить количественные представления один- много ни одного.Развивать логическое мышление, внимание.

Д/И: «Подбери заплатку»
Цель:
Закрепить умения находить геометрическую фигуру определенного размера, формы и цвета.

Д /И: «Подбери чашку к блюдцам»

Цель:Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять
умение соотносить предмет, его цвет. Развивать слуховое внимание.
Октябрь
Д/И: «Спрячь игрушку» ( Палочки Кюизинера)
Цель:развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий»
Список литературы:
«Математика в детском саду» пособие для воспитателей детского сада Л.С. Метлина М. 1984
«Дидактические игры» пособие для воспитателя детского сада ФНБлехер М 1948г
«Дидактические игры-занятия в ДОУ» БН Панова Воронеж 2007
«Математика от 3 до 7» ЗА Михайлова С-П «Акцидент» 1997
«Дидактические игры в детском саду» АК Бондаренко М Просвещение 1991
«Воспитание сенсорной культуры ребенка» ЛА Венгер М Просвещение 1988
«Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» АА Смоленцева М Просвещение 1987
«Веселая математика» МА Беженова Донецк «Сталкер» 2000
«Дидактические игры и занятия» ИА Лыкова
«Математика в детском саду» пособие для воспитателей Новикова
«Занятия по ФЭМП» ИА Помораева ВА Позина М Мозаика-Синтез 2006
Дидактические игры ЕВ Карпова Ярославль «Академия развития» 1997
И учеба, и игра: математика ТИ Тарабарина НВ Елкина Ярославль «Академия развития» 1997
Раз – ступенька, два – ступенька ЛГ Петерсон НП Холина М «Баласс» 2002