Методические рекомендации по использованию обновленного содержания ЕГЭ по истории на уроках обобщающего повторения и для работы с одаренными детьми.


Государственно бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тверской областной институт усовершенствования учителейТема проекта: Методические рекомендации по использованию обновленного содержания ЕГЭ по истории на уроках обобщающего повторения и для работы с одаренными детьми. Исполнители проекта:Бухарина Галина Александровна МБОУ «Средняя школа №30» г.ТверьПевцова Светлана Владимировна МОУ СОШ №36 г. ТверьСтекольникова Анна Валерьевна МОУ «Езвинская СОШ»Трофимова Галина Петровна МОУ «Рамешковская СОШ»Руководитель проекта – Савинова Ольга Вячеславовна, к.п.н., доцент, Заслуженный учитель РФТверь, 2015. Проблема проекта В связи с изменениями структуры ЕГЭ по истории возникла необходимость разработать задания, соответствующие историко-культурному стандарту, демоверсии 2016 года, которые могут быть использованы как для подготовки к ЕГЭ, так и в ходе изучения курса истории всеми учащимися, а также для работы с одаренными детьми Степень актуальностиАктуальность данного проекта обусловлена изменением подходов к формату ЕГЭ по истории, что нашло отражение в демоверсии 2016 г. Новые задания позволяют применить их не только при подготовке к ЕГЭ, но и для проведения текущего, тематического и итогового контроля в ходе изучения курса истории, а наиболее сложные из них могут быть востребованы при подготовке к олимпиадам по истории разного уровня. Сравнение демоверсий{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}20152016210 минут235 минутЧасть 1. 34 задания (21 – тесты)19 заданийЧасть 2. 6 заданий6 заданий Новые типы заданий больше заданий на соотнесение (соответствие) (1/4) назвать термин по определению соответствие между отрывками из исторических источников и их характеристиками по отрывку определить 3 верных суждения из 6 Задания на соотнесение№2 события – годы№5 процессы (явления, события) – факты№9 события - участники№17 памятники культуры - характеристики Работа с терминами№3определить лишний термин из 6 предложенных№4 назвать термин по определению Задания на заполнение пропусков№8заполнение пропусков в предложениях №11 заполнение пустых ячеек в таблице Краткие тексты№6 соответствие между отрывками из исторических источников и их характеристиками№10 по отрывку определить автора, событие, явление и др.№12 по отрывку определить 3 верных суждения из 6 Задания в рамках 2015Работа с картой№№13, 14, 15, 16Задания с иллюстративными источниками по культуре№№18, 19 Остальные задания первой части№1 расстановка в хронологической последовательности№7 выбор 3 характеристик процессов, явлений из 6 Часть 2. Задание №25 (40){8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}2016Задание №25 по демоверсии 2016 г.Написать историческое сочинение об одном из периодов истории России указать не менее двух событий (явлений, процессов) назвать не менее двух личностей и охарактеризовать их роль указать не менее двух причинно-следственных связей дать одну историческую оценку значимости этого периода в истории России (на основании исторических фактов или мнений историков) использовать исторические понятия и термины, относящиеся к этому периоду Соответствие историко – культурному стандартуКультурно-антропологический подход: привлечь внимание к роли личности в истории, к положительным и отрицательным результатам их деятельности .Этому способствуют задания ЕГЭ 2016: на соотнесения в вопросах культуры, персоналий и их деятельности, на характеристику периода. Регионализация: конкретных заданий нет, но так как Тверская земля находится в центре страны, то выполнение задания № 25 может строиться на краеведческом материалеУмения самостоятельно делать выводы, оценивать события: все задания 2 части способствуют формированию данных компетенцийИспользование учебника как навигатора: задания ЕГЭ не совсем соответствуют данному подходу, но учебник может использоваться для подготовки к итоговой аттестации. Формирование универсальных учебных действий {8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA} Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задачПри подготовке к обобщающему уроку По теме: «Первые русские князья» – работа с отрывками из «Повести временных лет»Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию Работа с неадаптированным текстом например - Иван Грозный «Уложение о службе « Уложение о создании стрелецкого войска»Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы; строить логически обоснованные рассуждения Семинар по теме: «Перестройка: за и против»Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям Многопартийность в России.Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ)Обобщающий урок по теме: Военные реформы в России (Иван Грозный, ПетрI , Александр II ) Устанавливать причинно-следственные связи и аналогииОтмена крепостного права и развитие экономики в России во 2 пол. XIX в.»Революции в России и в Европе (Германия) XX в.Познавательные Формирование универсальных учебных действий Регулятивные{8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}Определять цель и проблему в учебной деятельностиПостановка проблемы в изучении темы урока«Опричнина Ивана Грозного: причины введения»Планировать учебную деятельность, используя ИКТ Составить план, вопросы, выделить проблему к материалу ИКТРаботать по плану, сверяясь с целью, самостоятельно находить и исправлять ошибки, используя ИКТХарактеристика исторического периода.Задание ЕГЭ № 25. Формирование универсальных учебных действий Коммуникативные {8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}Корректировать свое мнение под воздействием контраргументовСеминарские занятия по темам курса историиИспользовать ИКТ как инструмент для достижения своих целейРабота с проектами , умение их публично защищать Формирование универсальных учебных действий Личностные {8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}Осознавать целостность мира и многообразии взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позицииУметь приводить и доказывать различные точки зрения, отстаивать свою позицию. Примеры заданий, разработанные исполнителями проекта Задания на соотнесение№2 события – годыС древности до XVI векаУстановите соответствие между событиями и их годами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. {C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}СОБЫТИЯГОДЫА) правление Ярослава МудрогоБ) восстание в КиевеВ) «Русская Правда»Г) Любечский съезд 1) 1113-11252) 10973) 10724) 1019-10545) 10686) 1147 XVII – (первая половина)XVIII векаУстановите соответствие между событиями и их годами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}СОБЫТИЯГОДЫА) Избрание Михаила Романова на царствоБ) принятие Соборного уложенияВ) Полтавская битваГ) начало крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева1773 г.1606 г.1709 г.1725 г. 1613 г. 1649 г. конец XVIII века – XIX век{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}СОБЫТИЯГОДЫA) основание Крымского ботанического садаБ) открытие Пулковской обсерваторииB) издание первой экономико-географической карты РоссииГ) реформа образования1) 1842 г.2) 1801 г.3) 1812 г.4) 1839 г.5) 1853 г.6) 1803 г.Установите соответствие между событиями и их годами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. {C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}СОБЫТИЯГОДЫА) Поражение русских войск под МукденомБ) Поражение русских войск на р.ШахеВ) «Кровавое воскресенье» : расстрел правительственными войсками демонстрацииГ) Высочайший манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»   1) октябрь 19042) 9 января 19053) 25 февраля 19054) 6 августа 19065) 17 октября 19056) 11 декабря 1905Установите соответствие между событиями и их годами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.XX век Задания на соотнесение№ 5 процессы (явления, события) – фактыС древности до XVI века{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)ФАКТЫА) прекращение княжеских усобицБ) объединение русских земель вокруг МосквыВ) распространение христианстваГ) призвание варяг на Русь1) правление Ярослава Мудрого2) возвышение Твери3) внутренняя политика Ивана III4) созыв Любечского съезда5) становление династии Рюриков6) первое упоминание о МосквеУстановите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. XVII – (первая половина)XVIII века{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)ФАКТЫА) первые преобразования Петра IБ) интервенцияВ) окончательное закрепощение крестьянГ) бюрократизация страны 1) осада Смоленска и Троице – Сергиевой лавры2) урочные годы3) приказная волокита4) Табель о рангах5) новое летоисчисление6) бессрочный сыск беглых крестьянУстановите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 2143конец XVIII века – XIX век{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)ФАКТЫА) введение «золотого стандарта»Б) присоединение к России ФинляндииВ) присоединение к России территории ЗакавказьяГ) распад третьей антифранцузской коалиции1) русско-шведская война 1808-1809 г.г.2) денежная реформа Витте С.Ю.3) сражение под Аустерлицем4) русско-персидская война 1804-1813 г.г.5) русско-турецкая война 1877-1878 г.г.6) осада Плевны XX векУстановите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. {C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)ФАКТЫА) первые революционные преобразования большевиковБ) центральный вопрос заседаний первой государственной ДумыВ) Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядкаГ) двоевластие 1) дарование гражданских свобод2) создание Временного правительства3) принятие Декрета о мире4) отмена выкупных платежей5) аграрный вопрос6) временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов Задания на соотнесение№ 9 события - участникиС древности до XVI века{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}СОБЫТИЯУЧАСТНИКИвведение Юрьева дняБ) написание «Поучения детям»В) победа на Куликовом полеГ) укрепление Владимиро- Суздальского княжества1) Ярослав Мудрый2) Андрей Боголюбский3) Владимир Мономах4) Дмитрий Донской5) Иван III6) Юрий ДолгорукийУстановите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.  XVII – (первая половина)XVIII векаУстановите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. {C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}СОБЫТИЯУЧАСТНИКИА) штурм ИзмаилаБ) Полтавская битваВ) церковная реформаГ) дворцовые перевороты1) Никон2) Анна Ивановна3) Петр I4) А. Курбский5) А. Брусилов6) А.В. Суворов конец XVIII века – XIX век{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}СОБЫТИЯУЧАСТНИКИА) победа русского флота в Синопском сраженииБ) разгром турецкого флота в Чесменской бухтеВ) взятие крепости ИзмаилГ) победа русского флота у мыса Калиакрия1) Ушаков Ф.Ф.2) Нахимов П.С.3) Спиридов Г.А.4) Апраксин Ф.М.5) Суворов А.В.6) Потемкин Г.А.Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.  XX векУстановите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}СОБЫТИЯУЧАСТНИКИА) Арест 26 июня 1953 года Л.П.БерияБ) Кампания борьбы с космополитизмомВ) Борьба с коррупцией («узбекское дело»)Г) Создание ГКЧП 19 августа 1941 года1) П. Жемчужина2) Г.К. Жуков3) В.С. Павлов4) Ш.Р. Рашидов5) М.С. Горбачёв6) Р.И. Хазбулатов Задания на соотнесение№ 17 памятники культуры - характеристикиС древности до XVI века{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКИА) «Слово о законе и благодати»Б) «Повесть временных лет» В) «Поучение детям» Г) «Задонщина» 1) Илларион2) Владимир Мономах3) Нестор4) Ярослав Мудрый 5) Софроний Рязанец 6) Сильвестр Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. XVII – (первая половина)XVIII века{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКИА) церковь Покрова в ФиляхБ) ДомостройВ) ВедомостиГ) книга по большому чертежуПервая печатная газета в России2) одна из географических карт3) Подборка сведений об иностранных державах4) Учебное пособие XVII века5) Храм в стиле «московского барокко»6) автор- священник СильвестрУстановите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. конец XVIII века – XIX векУстановите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. {C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКИА) Казанский соборБ) Исаакиевский соборВ) картина «Всадница»Г) «Явление Христа народу»1) Архитектор - О. Монферран2) В 1813 году в нем был похоронен полководец Кутузов М.И.3) выставлена в Третьяковской галерее4) сюжет картины взят из античной мифологии5) на создание этого полотна у художника ушло почти 20 лет6) автор - П.А. Федотов XX век{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКИА) поэма «Двенадцать»Б) произведение «Матренин двор»В) поэма «Василий Теркин»Г) «Двенадцать стульев»Автор – В.В. Маяковский2) Автор был главным редактором «Новой жизни»3) Автор – А. Блок4) Автор – главный редактор журнала «Новый мир»5) Автор был репрессирован6) Автору было запрещено печататься в журналах «Звезда» и «Ленинград»Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Задания на заполнение пропусков №8 заполнение пропусков в предложенияхС древности до XVI векаЗаполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}А) Первоначально князь Владимир по указанию своего отца княжил в ______.Б) ______________ - столица древлян, был сожжен княгиней Ольгой.В) Добрыня, дядя князя Владимира, «крестил» _____________ огнем и мечем.Пропущенные элементы:1) Переяславль2) Любеч3) Чернигов4) Искоростень5) Новгород6) Смоленск XVII – (первая половина)XVIII векаЗаполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}А) В середине XVII в. Активно осваивались территории _________ .Б) Здесь появились первые укрепленные поселения, которые назывались _______ .В) Местную власть осуществляли _________ .1) Дикое поле2) поселки3) волостели4) Сибирь и Дальний Восток5) остроги6) воеводы конец XVIII века – XIX векЗаполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}А) ______ назначен главнокомандующим русской армией в августе 1812 года.Б) В _______ состоялся военный совет, решивший судьбу Москвы.В) Во время Бородинской битвы был смертельно ранен генерал __________ .1) Раевский Н.Н.2) с. Тарутино3) Кутузов М.И.4) г. Смоленск5) Багратион П.И.6) д. Фили XX векЗаполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}А) В ________3 марта 1918 года советская делегация, возглавляемая Г. Я. Сокольником и Г. В. Чичериным, подписала мирный договор.Б) В годы ВОВ крупнейшим организатором военного производства был____________ председатель Госплана СССР.В) Первая встреча лидеров «большой тройки» И. В. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля произошла в ________________.1) Рига2) А. И. Шахорин3) Брест-Литовск4) Н. А. Вознесенский5) Ялта6)Тегеран Используемая литература Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. / Сост. Савинов Е.С. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. (Стандарты второго поколения) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644). Кириллов В.В. Кулагина Г.М. История России. Справочник – Эксмо Москва, 2014 г. Данилов А.А История России в вопросах и ответах. М., 2011. Уткина Э.В Подготовка к олимпиадам по истории 8-11 кл., 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2013. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. М.: 2014. Аверьянов Л.Я. Хрестоматия (Тексты по истории России).  Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. Профильный уровень. 18-е изд. - М.: 2012. http://w\vw.openeducation.fondeduxu/ и http://kniglOO.spbu.ru « 100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» http://85.142.162.119/os11/ ФИПИ Демоверсия ЕГЭ по истории 2016 г. http://rushistory.org/ Историко-культурный стандарт