Конспект мастер-класса по использованию групповой работы в технологии ТРКМ.


Мастер – класс.
Тема: «Применение технологии развития критического мышления в учебном процессе и место групповой работы в ней »
1. Приветствие
- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать всех, кого заинтересовала тема мастер-класса «Применение технологии развития критического мышления в учебном процессе». Как вы думаете, что является одним из важнейших факторов нашей жизни? Это время. Как часто случалось у вас то, когда вы что-то не успевали? Я думаю, это случалось у всех. Безусловно, если бы мы всё успевали делать вовремя, наша жизнь стала бы как минимум на порядок иной. Мы здесь, чтобы не потратить, а сэкономить ваше время.
- Почему технология критического мышления?
Современной школе предлагается огромное разнообразие педагогических технологий. В работе К. Селевко их описано свыше 50.
Педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед ними проблем, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждой технологии.
Сегодня я бы хотела остановиться на технологии развития критического мышления. Технология развития критического мышления является универсальной.
- Современная система образования приоритетным направлением обучения выделяет личностно-ориентированное обучение. Встает вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой, доступным и интересным.
- На мой взгляд, данная технология в этом плане выигрывает, потому что ее применение позволяет не только оживить урок, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося.
2. Планирование работы и прогнозирование результативности мастер-класса. Составить урок по ТРКМ, выступить в качестве учеников и экспертов одновременно
Задания «Вызов»
Мотивационная функция: вызов интереса
Летом 2008 года в зоопарке Санкт-Петербурга прошла необычная акция. В клетке, где обычно обитает медведь, посетители обнаружили трех молодых людей. Как вы думаете, чему могла быть посвящена эта акция? К какой проблеме могли привлекать внимание таким способом? (высказываются предположения, нужно – чтение, нет, продолжаемВ течение двух дней они читали книги, рассказывали сквозь прутья решетки, насколько важно для человека чтение. По словам организаторов акции «человек читающий» стал вымирающим видом, поэтому и родилась идея с зоопарком, в котором собирают исчезающих животных. Тема: полезно ли чтение.
Так ли это? Что теряют те, кто не читает? Целеполагание: выяснить, почему читать полезно. Предположения записываются в виде дерева предсказаний. Это все правильно. Но уверены, что все аргументы подобрали?
Давайте проверим.
Остановимся и проанализируем, что произошло (слайд 7)
-Какие функции стадии вызова вы можете отметить? На ней ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и вызвать уже имеющиеся знания либо создать ассоциативный ряд (если знаний по теме еще нет), что само по себе станет серьезным активизирующим фактором для дальнейшей работы. Именно на этой стадии учащийся ставит перед собой цель, которую будет реализовывать на определенном отрезке процесса обучения. Важно, чтобы учащийся осознавал, что его багаж знаний увеличивается, но цель – не математическое приращение знаний, а изменение качества жизни учащегося в контексте применения этих знаний. (вызов интереса, вызов имеющихся знаний по теме, вызов формулировки темы и целеполагания, вызов мотивации дальнейшего изучения) Возможно использование групповой работы на этом этапе? (да, + и – чтения могут обсудить в группах) Возможны самые разные приемы: кластер, дерево предсказаний и т.п.
Задания «Осмысление» Прием «Зигзаг» (2 группы по 3 человека, сначала с одинаковыми номерами, классифицируют информацию, находят новые доводы в пользу чтения, затем переходят в группы 2-го состава, доносят информацию, объединяют ее для представления)
1.О пользе чтения.
Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.
За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки — способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас повысится талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.
Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.
По материалам интернета
2.О пользе чтения.
В современном мире избавления от стресса — основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.
Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику. По данным научных исследований, чтение защищает от заболеваний мозга, в частности, от болезни Альцгеймера. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.
При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.
По материалам интернета
3.О пользе чтения.
Чтение вслух – польза для дикции. Проблема с речью – довольно частая проблема, мы проглатываем окончания, тараторим, нечетко произносим звуки, неправильно используем интонации. Все эти проблемы можно исправить, заведя привычку читать вслух с выражением.
Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается.
Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.
Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом, вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.
По материалам интернета
Остановимся и проанализируем, что произошло (слайд 8)
На стадии осмысления мы движемся от старого знания к новому, анализируя текст. На этой стадии идет непосредственная работа с информацией. Источники этой информации могут быть разнообразными: художественный, научный, публицистический текст, объяснение учителя, видеоматериал. Приемы ТРКМ позволяют сделать ученика активным, а чтение, слушание, просмотр осмысленными. Организация работы должна быть такой, при которой учение проявляет максимум самостоятельности, работая в соответствии с теми целями, которые он поставил перед собой. Работа в группах на данном этапе – очень действенный прием. Можно применить и другие приемы – инсерт, таблицы и т.п.
3.Задание «Рефлексия»
Синквейн на тему «Чтение»
На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, перерабатывается, уточняется. Важно, что здесь учащиеся осознают свой мыслительный путь, оценивают свое измененное знание. На начальном этапе самостоятельная работа идет под руководством учителя.
Подведение итогов мастер-класса.