Презентация к мастер-классу по использованию групповой работы в технологии ТРКМ


Применение технологии развития критического мышления в учебном процессе.Групповая работа как структурный элемент урока по ТРКМ. Что такое «критическое мышление»? От греческого kritike – «оценка, разбор, обсуждение». Критическое мышление можно понимать как творческое, аналитическое и конструктивное мышление, синоним качественного мышления. Критическое мышление – мышление, где существует знание и понимание того, что произошло. Это такой тип мышления, при котором полученное знание позволяет комфортно чувствовать себя в постоянно изменяющемся мире. Что значит «думать критически»? Проявлять любознательность;Быть исследователем;Уметь задавать вопросы;Искать и находить ответы;Понимать суть причинно-следственных связей;Сомневаться в известных истинах;Определять и отстаивать свою точку зрения;Оказывать уважение и проявлять внимание к доводам оппонента. Что не является критическим мышлением? Простое запоминание, хотя запоминание - важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс.Понимание сложных идей, над которыми мы трудимся, чтобы осознать. О критическом мышлении можно говорить тогда, когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, взвешиваются и применяются. Творческое, или интуитивное, мышление. (хотя ТРКМ не лишена творческого аспекта). Технология развития критического мышления….. 1.Четко выстроенный, алгоритмичный процесс.2.Применение тркм предполагает проведение урока в четкой последовательности: Вызов Осмысление Рефлексия3.Каждому этапу (фазе) урока соответствуют свои приемы работы. Многие из них универсальны, т.к. применимы на разных этапах. СТАДИЯ ВЫЗОВА Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ). -Составление списка известной информации;-рассказ-предположение по ключевым словам;систематизация материала (графическая), кластеры, таблицы;-верные и неверные утверждения;-перепутанные логические цепочки и т.д. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому. Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делая пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения:- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа);-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. Приём "Синквейн" Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме. 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. РЕФЛЕКСИЯ Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям -предположениям, вносит изменения, дополнения; дает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. -Заполнение кластеров, таблиц;-установление причинно-следственных связей между блоками информации;-возврат к ключевым словам, верным или неверным утверждениям;-ответы на поставленные вопросы;-организация устных и письменных круглых столов;-организация различных видов дискуссий;-написание творческих работ:-исследования по отдельным вопросам темы и т.д. Функции трех фаз технологии развития критического мышления Вызов Осмысление Рефлексия Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)   Информационная (получение новой информации по теме) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) межгрупповая работа   Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)   Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)   Информационная (присвоение нового знания) Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями) фронтальная работа Коммуникационная(работа в группах) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  оценка процесса) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)  КОНСТРУКТОР УРОКА. приемстадия 1 2 3 4 5 6 7 8 Начало урока (вызов) «кластер» «загадка» Учебно мозговой штурм Отсроченная догадка Фантастическая добавка Театрализация Да – нетка Интеллектуальная разминка (опрос) Открытие нового Зигзаг - 2 инсерт экспертиза МФО(метод фокальных объектов) Дерево предсказаний Круги по воде Чтение с остановками Экспертиза Закрепление загадка Учебно – мозговой штурм Метод контрольных вопросов экспертиза МФО инсерт Оживи картину Бином фантазии Повторение кластер загадка Бином фантазии Оживи картину театрализация Ролевая игра МФО Круги по воде Рефлексия(конец урока) кластер Зигзаг - 2 Интеллектуальная разминка Синквейн экспертиза Ролевой проект Исследовательский проект Бином фантазии Домашнее задание загадка Кластер Оживи картину Инсерт Круги по воде Бином фантазии Технология развития критического мышления….. 1.Четко выстроенный, алгоритмичный процесс.2.Применение тркм предполагает проведение урока в четкой последовательности: Вызов Осмысление Рефлексия3.Каждому этапу (фазе) урока соответствуют свои приемы работы. Многие из них универсальны, т.к. применимы на разных этапах. «Следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания, дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой…человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения».К.Д.Ушинский