Методические рекомендации. Коллективные учебные занятия в парах сменного состава.

Методические рекомендации.
Описание активных форм обучения в начальных классах.

Коллективные учебные занятия в парах сменного состава.
Это работа учащихся в парах сменного состава. При коллективных занятиях работа происходила в парах, но эти пары незамкнутые, а открытые: каждый по очереди работал, то в роли обучающегося, то в роли обучаемого. При систематической коллективной работе все ученики по очереди работали со всеми.
Важнейшие особенности коллективной формы организации процесса обучения следующие:
- ближайшая цель каждого учащегося – учить других всему тому, что знаешь сам;
- каждый отвечает не только за свои успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей;
- совпадение коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам.
Подготовка к коллективным занятиям требовала от меня обстоятельной работы. Предлагаю 2 механизма смены пар на уроке. Первый вариант условно назван «ручеек». В «ручейке» идет общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы я заготавливаю к уроку карточки по числу учащихся в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго ряда составляю аналогичные карточки. Маршрут движения таков:
4 3 3 1

2 1 4 2
Вот как проходила работа в динамических парах на уроках русского языка с диктантами (закрепление) по теме: «Правописание окончаний имен прилагательных.» (4 класс)
Карточки
В зимнем тумане встает холодное солнце.

Я выхожу на лесную поляну. Как тихо!

От лютого холода попрятались птицы.



С широкой еловой ветви упал снежный ком. Тихо шуршат по пушистому снегу лыжи. Вдруг лесную тишину нарушили веселые птичьи голоса.


Примечание: красным сигналом выделены орфограммы, не изученные детьми. При диктовке нужно проговаривать.
Один из работающих в паре читал текст по предложениям, другой писал. После этого читал свой текст второй ученик, а первый писал под диктовку. Затем каждый брал тетрадь своего ученика – соседа и без карточки проверял написанный им диктант.
Вторично проверяют диктанты по карточкам, но уже вместе, сначала один диктант, потом другой. Допустивший ошибки, под контролем диктовавшего делает устный или письменный разбор своих ошибок. В конце ученики берут друг у друга тетради, еще раз все просматривают и ставят в тетрадях свои подписи: проверял Никита.
Новому товарищу диктуется тот текст диктанта, который диктующий сам перед этим писал. Карточки убираются.
Затем дети переходят на другие места, образуется новая пара. Проделывается аналогичная работа, после чего учащиеся переходят на новое место и т.д.
Таким образом, учащиеся работают в парах сменного состава столько раз, сколько позволяет время на уроке.
Над каждым диктантом ученик работал дважды: один раз он писал его сам и производил разбор допущенных ошибок, второй раз он диктовал другому этот же диктант, как новый товарищ написал, требовал разбора ошибок. (долговременная память)
В связи с изучением новых тем тексты диктантов периодически обновляла.
Подобным образом коллективная форма организации занятий проводилась на уроках математики. Можно сменить маршрут движения. Этот вариант условно назван «елочкой». Общение ребят идет между рядами. Составила карточки 6 вариантов.
4321 3214
На уроках математики мне нравится именно такой механизм движения: у каждого из 4 вариантов свое задание. Ученик, выполнивший свою работу, поднимает карточку, меняется ею с учеником другого варианта. Таким образом, ученик прорешивает 2-4 варианта и проводит взаимоконтроль.
Хорошие результаты коллективная работа со сменным составом дает при решении типовых задач и при отработке вычислительных навыков.
Наблюдения показали, что ребята все время работают увлеченно, с интересом. Дети строго друг с друга спрашивают, добиваются правильного ответа, тем самым обеспечивают полное усвоение пройденного.
Те ученики, которые значительно опередили своих товарищей, получают возможность заняться решением более трудных задач.