Методические рекомендации по использованию игровых и подражательных элементов в постановке танцев


Методические рекомендации по использованию игровых и подражательных элементов в постановке танцев

Герасимова Любовь Владимировна,
педагог дополнительного образования
МБОУ «ННОШ
им.И.Д.Винокурова-Чагылган»
с. Намцы 2016 г.
Танец – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно – образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Танец – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.
Используя практический метод, педагог рассказывает детям о способах действий, необходимых им в исполнительской и творческой деятельности. Ведь у каждого педагога свои приемы и методы обучения.
За годы работы с детским танцевальным коллективом выработаны определенные способы и методы работы. Мною разработаны, в частности, методические рекомендации по внедрению элементов якутских игр в поставленные танцы. Провела мастер-класс на тему «Методика преподавания хореографии с использованием сюжетно-ролевых, игровых танцев» в региональном семинаре опорных учреждений дополнительного образования «Инновационная деятельность учреждений – центр становления профессионализации педагогов дополнительного образования» в рамках 95-летия системы ДОД в РФ.
Методические рекомендации по использованию игровых элементов
в постановке танца «Алаас о5олоро»
Танец «Алаас о5олоро». Идея этого танца – олицетворение беззаботного детства, время, когда все вокруг радостно. Якуты любят подвижные игры. С приходом долгожданного лета, в спокойные, теплые вечера на свежем воздухе рождалось много игр. В прошлом, если на одном аласе было несколько летников, тогда состязания проходили каждый вечер. Мальчики забавлялись бегом и различными прыжками. Среди них наиболее распространенными являются игры, связанные с движением ног: «Кылыы», «Ыстана», «Куобах», «Буур». Так, этот танец начинается с того, что мальчики соревнуются в прыжках: буур, кылыы, куобах. В это время приходят девочки, присоединяются к ним, и начинаются игры: «Чэнэчэх суулларыы», «Скакалка5а ойуу», «МунхалааЬын». Этот танец очень прост в обучении и привлекателен для самих детей. Потому что все делается естественно, дети играют самих себя. Танец учили играючи. Во время постановки танца много времени отводилось для игр. Проводилась беседа об игре, распределялись роли и по разученным движениям ставился танец.
Рассказ о жизненном укладе, вкусах, обычаях людей, живших в разные времена, показывала иллюстрации с книг, репродукции картин.
Традиционное обучение сюжетно – образному, игровому танцу включает три этапа. На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание.
Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально–ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы, то педагог вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. При этом педагог напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Важное значение имеет объективная и тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмоционально – положительное отношение детей к занятиям.
На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально – ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.
Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции. Эти приемы помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ. Желательно предлагать также творческие задания, например внести изменения в знакомую комбинацию, придумать новую композицию из разученных элементов танца.
На третьем этапе обучения задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке, движениях, танце, требовать от детей самостоятельно исполнять разученный танец. Методика закрепления и совершенствования исполнения танца нацелена на работу над его качеством. Педагог, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачные исполнения, создает условия для эмоционального выполнения детьми танца.
Использовались словесные методы обучения: омуннаахтык, мэниктээн, дохсуннук, чэпчэкитик, урумэччи курдук кетен-дайан, хантаарыннаан, иэ5эннээн, соьуйуу, сезуу-махтайыы, киьиргээн, дьээбэлээн. Эти слова использовались чтобы передать детям смысл танца. Разбирали образ передаваемый в танце, потом разъясняла надо применять тот или иной прием исполнения,
Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные понятия и представления.
Методические рекомендации по применению подражательных элементов в постановке танца
Танец стерхов-удаганок из олонхо педагога ДЦ «Туелбэ» Е.В.Соколовой «Тура5ас аттаах Тойон Дьулустаан бухатыыр».
Во главе стоит Айыы Нуо5алдьын уда5ан. У якутов в эпосе способность пересекать три уровня сферы дано «могущественным, всесильным» удаганкам-шаманкам, которые в самые экстремальные моменты превращаются в птицу – стерх. Небесные шаманки – это божественные и всемогущественные шаманки,к которым герои обращаются в самые трудные минуты с призывом о помощи. Они имеют ритуальные атрибуты: костюм, бубен, колотушку.
Главная функция небесных шаманок – спасение богатыря айыы , предотвращение беды, защита от злых духов. Защишают от злых сил посредством алгысов, заклинательных пений, магических телодвижений, близких по духу и характеру танцевальной лексике.
Вот как описывается в олонхо Е.В.Соколовой «Тура5ас аттаах Тойон Дьулустаан бухатыыр» появление шаманок:
Кыппай манан халлаан кырсынанКырыйа кэтэн кэлэнКынаттарын даллатанКыталык кыыл кэтэрдэрКынтас гына тустулэрАйыы хаан айма5ын арчыьыттараАлгыстаах тыллаахАйыы уда5аттара буолаДунурдэрин дуугунэччи охсо-охсоТойон Дьулустаан БухатыыргаЧугаьаан кэллилэр.[18,c.11]
Удаганка исполняет добрую миссию. Добро, справедливость, милосердие – это те качества, на основании которых формируется художественно – образная модель представителей айыы. Нравственный принцип, характерный для персонажей айыы, своеобразно отражается в пластически-танцевальной образности, отличающейся благородным стилем исполнения движений. Все ее телодвижения сопровождаются протяжным пением, что является ритмической основой ее пластически – танцевального образа. Даже в самых напряженных ситуациях удаганка айыы не утрачивает благородную манеру и стиль движений. Ее движения можно назвать благословенными.
Принимая облик стерха, шаманки имитируют его повадки, т.е. исполняют подражательные движения. К ним относятся: ходьба на низких полупальцах в 4 позиции, ходьба в полуприседании, переменные вытягивания ног вперед, взмахи руками – крыльями до уровня 3 позиции рук, фиксация раскрытых до 2 позиции рук, поднимания на полупальцы, подпрыгивания на одной ноге со сгибанием другой до колена в 6 позиции, легкое раскачивание корпуса.
Во время занятий использую подражательную, ассоциативную лексику. Танцевально-пластическим образам характерно наличие подражательной, ассоциативной пластики. Прослеживается опосредованная связь между изображениями, пластически-танцевальной характеристикой олонхо и лексическим фондом традиционного танцевального искусства якутов. Эмоциональное и техническое исполнительское мастерство имитирующие повадки стерха достигается использованием во время занятий использованием словосочетаний:
Легкость ходьбы передается словосочетанием уэмэр-чуэмэр уктэнэн, т.е. она идет, едва касаясь земли, почти на носках. Пластика передается такими словами: намылыьан – плавно, грациозно, наскыьан – медленно,плавно, нежно, нусхалдьыйан – гибкая, мягкая, кынталдьыьан – прямо, немного откинув голову назад, дугуйан хаамыы, кынаты сапсыныы – взмахи руками-крыльями, даллатыы – раскрывание, дайаарыылар – парение, куорсуну ыраастааьын –встряхивание крыльев, кынаты ибигирэтии – трепет крыльев, эргийиилэр – кружения, тэбэну хонкунатыы – наклонить голову.
В постановке танцев использую методические рекомендации известных хореографов М.Я.Жорницкой, А.Г.Лукиной.
Методические рекомендации
для развития музыкально-римических способностей детей
Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.
Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.
Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по – своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.
Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.
Дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально – игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой – либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.
Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.
Задачи ритмики:
-учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
-развивать основы музыкальной культуры;
-развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
-учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп);-формировать красивую осанку;
-развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы танцевальных и сюжетно – образных движений.
Задачи эти решаются, только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка разных эпох, современная музыка).
Сюжетно – образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий и т.д.
Основными принципами отбора репертуара по ритмике являются следующие:
-художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
-моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;
-разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;
-соответствие движений характеру, образам музыки;
-разнообразие движений.
Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Музыка, поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание и создать музыкально – игровые персонажи, составить элементы танца.
Увлекательные рассказы педагога о музыке различных стилей, эпох, о жизненном укладе, вкусах, обычаях людей, живших в разные времена, сопровождающиеся музыкой, показом иллюстраций, репродукций картин, заинтересовывают ребят, создают установку на восприятие музыки, углубляют чувства, эмоциональные реакции на музыку.
Цель комплексных занятий – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности. Немаловажную роль в укреплении мотивации играет воспитательная, культурно – просветительская работа всего педагогического коллектива. Частые посещения спектаклей с последующим анализом, обменом мнениями, классные часы. Вечера о знаменитых артистах, встречи с ними и т.д.- все это должно возбуждать интерес к профессии.
Поэтому на комплексных занятиях важно не формально, а продуманно объединять все виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по – своему передающих образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.
Танец,
пластика
Внешний вид
Духовный символ


Образ
стерха

Хореография
Устное народное творчество, худ. литер.
Живопись,
(Прикладное искусство)

Тотем

Танцевальная лексика
Описательное слово
Изображение

Методические рекомендации
для организации комплексных занятий по танцам
На комплексном занятии нужно найти общие настроения, переданные в разных видах искусства. Здесь применяются творческие занятия, например передать в движениях характер веселого или трусливого зайчика, сочинить о нем песенку, сказку, нарисовать его. Знакомясь с выразительными возможностями этих видов искусства, дети постепенно приобретают опыт восприятия художественных произведений.
Педагог может также заострить внимание детей на наиболее удачно найденных образах и поговорить с ними о том, как удалось передать то или иное настроение. Иногда проводят игру, угадывая, какое настроение хотел выразить ребенок в сочиненном им движении.
Словесный метод применяется, когда педагог должен передать детям смысл танца, глубже разобрать образ передаваемый в танце, разъясняет как применить тот или иной прием исполнения, овладеть определенными навыками. Например, словарь характеризующий эмоционально – образное содержание музыки.
Стерх
Ыраас санаалаах,
утуе майгылаах.
Сырдыкка утуе5э талаьарИмигэстик, кэрэтик туттр хаптар(Уемэр - чуемэр уктэнэр Кынталдьыьан, нусхалдьыйан,
Намылаьан.)Гордо как белый стерхГолову держит она
Как у лебедя на весенней воде
Плавны все движения ее.
Куба курдук хонолдьуйбут
Кыталык курдук кынталдьыйбытКырылыы кемус кынаттаахКутуу кемус куорсуннаахКылдьыылардаах харахтаахКырааскалаах атахтаахКырыылардаах тумустаахКырыымпалыы куоластаахВестники верхних Айыы
А5ыс халлаан арчыьыта
То5ус холлаан домньутаОбраз
девушки
сахаВнешний вид
Пластика
Духовный символ